Меню
Бондаж для БДСМ Купить: Купить бондаж БДСМ.
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобильные двигатели

Масляные насосы

Циркуляция масла в системах смазки создается шестеренчатыми насосами с внешним зацеплением шестерен, имеющих прямые или косые зубья (рис. 307). Некоторое распространение начинают получать насосы, имеющие шестерни с внутренним зацепленпем (рис. 307, в).

привода от коленчатого вала корпус насоса обычно крепят непосредственно к крышке переднего подшипника или одновременно к двум крышкам, на которых обрабатывают установочные плоскости. В некоторых конструкциях для корпуса насоса используют крышку переднего подшипника.

Частота вращения вала насоса, соответствующая номинальному режиму работы, достигает 40005000 об/мин. Передаточные числа между коленчатым или распределительным валом и валом насоса составляют 1,01,5. С увеличением частоты вращения коэффициент

Насосы располагают как внутри двигателя (без непосредственного к ним доступа), так и снаружи. Привод насосов осуществляется от ведущей шестерни, расположенной на переднем конце коленчатого вала, или от распределительного вала. В последнем случае ведущую косозубую шестерню изготовляют вместе с валом. В случае подачи насоса уменьшается из-за возрастания сопротивления на линии всасывания и влияния центробежного эффекта, выражающегося в отбрасывании масла из впадины между зубьями в направлении впускного окна. Чтобы избежать этого явления, окружная скорость шестерен насоса на радиусе начальной окруядаости зацепления не должна превышать 10 м/с.

Для систем смазки с мокрым картером применяют односекцион-ные насосы (рис. 307, а и в). В системах с сухим картером устанавливают двух- (рис. 307, б) или трехсекционные насосы с одной нагнетающей секцией и одной или двумя откачивающими. Общая производительность откачивающих секций обычно в 2 раза больше производительности нагнетающей. В некоторых насосах две откачивающие секции объединяют в одну, что позволяет уменьшить число шестерен.

Двухсекционные насосы используют для автопомной подачи масла одной из секций для охлаждения в радиатор с последующим сливом масла в картер (см. рис. 306). При включении масляного радиатора в отдельный контур создаются более стабильные условия для его работы.

Требуемая производительность насоса определяется количеством масла:

1) подводимым к подшипникам коленчатого вала, что соответствует 5070% всего количества масла, поступающего в главную магистраль;

2) перепускаемым через редукционный клапан насоса и фильтр тонкой очистки в картер;

3) подводимым к распределительному валу, механизмам привода клапанов и вспомогательным агрегатам (компрессору, шестерням, турбокомпрессору и т. п.);

4) расходуемым для охлаждения днища поршня и смазки цилиндров.

Тепловой режим подшипника зависит не только от нагрузок, передающихся со стороны вала, но и от окружных скоростей на его шейках. При больших окружных скоростях (15 м/с) могут возникнуть зоны перегрева с последующим разрушением антифрикционного слоя. Для окружных скоростей больше 5 м/с, при которых подшипники непременно должны охлаждаться маслом, подача масла к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, согласно опытным данным

об/мин коэффициент С принимают ближе к верхнему пределу.

Большая производительность относится к двигателям, у которых масло используется для охлаждения поршней.

:

Карбюраторные двигатели с подшипниками:

из мягких сплавов (2027) • Ю-6 Дизели:

без охлаждения поршней маслом (2741) 10

с наддувом и охлаждением поршней маслом (4868) • 10 6

Количество масла, необходимое для охлаждения поршней, зависит от типа двигателя, системы охлаждения, степени наддува и частоты вращения. Для охлаждения затрачивается 3050% масла, поступающего для смазки механизмов.

, при допущении, что объем зуба равен объему впадины между зубьями, определяется из выражений, связывающих основные размеры зубчатых шестерен:

для насоса с шестернями внешнего зацепления (рис. 307, а, б)

для насоса с внутренним зацеплением (рис. 307, в)

и

частота вращения ведущего вала насоса, при частоте вращения коленчатого вала

соответственно наружный и внутренний диаметры внутреннего ротора, м.

Коэффициент подачи зависит от многих факторов и в первую очередь от величины торцовых и радиальных зазоров между шестернями и корпусом, температуры и вязкости масла, разрежения на входе в насос и противодавления на выходе, числа оборотов шестерен и размеров насоса.

Осевой зазор колеблется в пределах 0,050,15 мм, а радиальный 0,05-0,18 мм.

Габаритные размеры и массу масляных насосов стремятся по возможности уменьшить, что достигается повышением частоты вращения и применением шестерен с малым числом зубьев (до шести-семи) при большом модуле. При этом возникают трудности с уплотнением полости высокого давления, которые частично устраняются при установке шестерен с косыми или коррегированными зубьями.

(рис. 307, б). Длина зубьев должна быть в пределах (1,2 + 1,5) dH1. При большей длине ухудшается уплотнение и возникают значительные напряжения в валу.

Насосы с внутренним зацеплением (рис. 307, в) имеют преимущества в отношении габаритных размеров и массы. Насос работает по принципу вытеснения. У наружного ротора число зубьев больше, чем у внутреннего. Ось внутреннего ротора расположена эксцентрично относительно оси внешнего. Величина эксцентриситета ен равна половине высоты зуба. Характерные параметры шестерен внешнего зацепления масляных насосов приведены в табл. 46.

Большое влияние на действительную производительность насоса оказывают сопротивления на линии всасывания и противодавление в нагнетающей магистрали, зависящие от скоростей потока в каналах.

На линии всасывания в подводящем маслопроводе скорости, подсчитанные по теоретической подаче насоса, у карбюраторных двигателей достигают 1,33,6 м/с, а у дизелей 2,05,0 м/с. Скорости нагнетания масла в главной магистрали соответственно равны 1,8 4,5 м/с и 3,86,1 м/с.

Шестерни выполняют стальными, чугунными или из металлокерамики.

Реклама