Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобильные двигатели

Краткие сведения о свойствах топлива

Испаряемость топлива. Испаряемость топлива, зависящая от его фракционного состава, упругости паров, поверхностного натяжения и теплоты парообразования, является одной из основных характеристик топлива. Ее определяют в специальном приборе путем нагревания топлива и последовательного отбора фракций, выкипающих в определенных интервалах температур.

Фракционный состав топ лив устанавливается ГОСТом. Характерными точками для каждого топлива являются температуры, при которых выкипают 10; 50 и 90% его объема, а для бензинов и температура конца кипения.

График зависимости фракционного состава топлива от температуры называют кривой фракционной разгонки. Фракционный состав топлива существенно влияет на полноту испарения, скорость образования топливовоздушной смеси и процесс сгорания. На рис. 17 приведены кривые фракционной разгонки различных топлив. Для бензина (кривая 1) процесс разгонки ограничен температурами от 3555 до 200° С, для дизельного топлива (кривая 3) от 185200 до 350° С. Кривая 2 характеризует фракционную разгонку керосина, применявшегося ранее в тракторных двигателях с искровым зажиганием.

Более высокие температуры разгонки нефти относятся к тем ее составляющим, из которых получаются смазочные масла, мазуты и остатки (в том числе асфальт).

Детонационная стойкость и воспламеняемость топлива. Автомобильный бензин применяется в двигателях с искровым зажиганием. В этих двигателях скорость горения топливовоздушной смеси не должна превосходить некоторых пределов. В случае чрезмерно высокой скорости сгорания в последней его фазе процесс протекает ненормально (детонационное сгорание), с резкими стуками, перегревом и даже разрушением основных деталей. Кроме условий работы возникновение детонации зависит от склонности топлива к детонационному сгоранию, которая у разных бензинов различна и зависит от их группового состава. Детонационная стойкость бензинов оценивается октановым числом (ОЧ), которое численно равно процентному содержанию (по объему) трудно детонирующего изооктана (2-2-4-три-метилпентан) в смеси с легко детонирующим Н-гептаном, эквивалент

ной по детонационным свойствам данному бензину при испытании в стандартных условиях на специальном одноцилиндровом двигателе.

В дизелях топливо впрыскивается в нагретый вследствие сжатия воздух. Основным требованием к дизельному топливу является легкость его воспламенения при соприкосновении с нагретым воздухом. Она оценивается минимально возможным интервалом времени от момента начала подачи топлива до его воспламенения. Этот интервал, называемый периодом задержки воспламенения, зависит не только от условий работы, но в значительной мере и от физико-химических свойств топлива. Воспламеняемость топлива оценивается цетановым числом (ЦЧ). Для одних и тех же условий в конце процесса сжатия цетановое число определяется периодом задержки воспламенения. Чем оно выше, тем меньше период задержки воспламенения.

данного топлива характеризуется процентным содержанием цетана в смеси с а-метилнафтали-ном, имеющей тот же период задержки воспламенения, что и испытуемое топливо в тех же условиях.

В табл. 2 и 3 приведены некоторые из основных показателей топлив, применяемых в автотракторных двигателях.

Для повышения детонационной стойкости бензина наряду со специальной его обработкой применяют присадку к топливу этиловую жидкость. Процентное содержание в топливе этой присадки ввиду ее токсичности ограничено. Этилированные бензины согласно ГОСТ 208467 должны иметь специальную окраску. При хранении, перевозке и применении этилированного бензина должны соблюдаться правила обращения с ним.

Для эксплуатации автомобилей в городах и районах с большой плотностью населения, а также непосредственно на предприятиях должны вырабатываться и поставляться неэтилированные бензины всех марок.

В нашей стране автомобильные дизельные топлива вырабатываются в соответствии с требованиями двух ГОСТов. По ГОСТ 30573 изготовляют дизельные топлива из сернистых нефтей, а по ГОСТ 474973 из малосернистых.

(зимнее северное) и ДЗ, используемое при температуре выше 30° С до 0° С; при температуре воздуха выше 0° С применяют топлива Л и ДЛ; топливо ДС (дизельное специализированное) отличается от других более высокими значениями цетанового числа (ЦЧ-50) и температуры вспышки (90° С). Некоторые из основных показателей дизельных топлив приведены в табл. 3.

Кроме параметров, указанных в табл. 2 и 3, ГОСТ предусматриваются еще требования, которым должны удовлетворять топлива для двигателей. К ним относятся упругость паров, вязкость, плотность, температура застывания, вспышки и самовоспламенения, кислотность, содержание смол, поверхностное натяжение, коксооб-разование, зольность и др.

В случае применения дизельного топлива с повышенным содержанием серы возможен чрезмерный износ зеркала цилиндра и поршневых колец. Во избежание увеличения этого износа при наличии в дизельном топливе серы более 0,2% (но не более 1,0%) должно использоваться дизельное масло с присадкой ЦИАТИМ-339, или с присадкой АзНИИ-7, или с присадкой, допущенной для дизелей данного типа.

Для увеличения цетанового числа топлива в некоторых случаях к применяемым в дизелях топливам добавляются специальные присадки (нитраты и перекиси различных типов в количестве 0,53%). Для снижения дымности добавляют антидымные присадки.

Реклама