Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Кабины трактора

Конструктивные решения кабин и защитных устройств

Вид аварийной ситуации, характерной при эксплуатации машины, во многом определяет конструктивное исполнение защитной конструкции, метод ее испытаний. Так, для колесных сельскохозяйственных тракторов с классической схемой компоновки характерны случаи опрокидывания набок, на передний угловой стык и назад; причем при опрокидывании трактор может совершить несколько оборотов. Отсюда и требование к защитной конструкции, и ее конструктивное исполнение для предохранения оператора при опрокидывании трактора и ударе кабины о грунт боковой, передней или задней кромкой кабины и от переворачивания через крышу. Метод испытаний также имитирует в определенной последовательности нагружение защитной кабины этого типа машин на стенде сбоку, сзади, спереди и сверху. Для промышленных тракторов характерны боковое опрокидывание с переворачиванием через крышу кабины и падение камней на крышу при работе в карьерах или на горных разработках. Отсюда включение в конструкцию кабины прочных боковых стоек и исполнение крыши в виде плоской решетчатой рамы или из толстого стального листа. Метод лабораторных испытаний предусматривает приложение к верху боковой стенки и к крыше кабины горизонтальной и вертикальной статических нагрузок соответственно заданной в зависимости от массы трактора величины, а также сбрасывание стандартизованного груза на крышу кабины с определенной высоты.

Для гусеничных лесных тракторов характерная аварийная ситуация - падение на кабину или капот двигателя деревьев, а на крышу веток и сучьев. Поэтому для машин данного типа предусматривается защита от повреждений как кабины, так и моторного отсека. Характерна также более прочная, чем для сельскохозяйственных тракторов, крыша. Итак, существует большое разнообразие конструктивных схем каркасов и кабин, отдельных узлов и деталей защитных устройств, креплений каркасов и кабин к остову трактора, а также демпфирующих динамические нагрузки устройств. Несмотря на большое многообразие, все принципиальные схемы защитных каркасов классифицируют по конструктивному исполнению и числу вертикальных силовых элементов. Рассмотренные защитные устройства можно разделить на два вида: двух- и многостоечные (четырех- и шести-) каркасы, безотносительно встроены они в кабину или оконтуривают ее. Кабины классифицируют по технологическому исполнению на штампованные, каркасные и комбинированные.

Двухстоечные защитные каркасы

Двухстоечные защитные каркасы различаются формой профиля, наклоном вертикальных стоек, конструкцией крепления стоек к остову трактора, сечением (постоянным или переменным) по длине вертикальных стоек. Однако принципиальные схемы двухстоечных каркасов для промышленных и сельскохозяйственных тракторов одинаковые. Для защиты оператора промышленных тракторов от падающих предметов на вертикальных стойках 1 (рис. 5.1) установлена консольная защитная крыша 2. Стойки защитного каркаса на промышленных тракторах крепят обычно к раме.

Для обеспечения безопасности оператора с учетом требований его защиты на тракторах стали устанавливать простейшие защитные конструкции арочного типа, расположенные над головой. Простейшая конструкция. защитной арки состояла из двух вертикальных стоек и верхней перемычки, выполненных из стандартного профиля. На сельскохозяйственных тракторах вертикальные стойки крепили чаще всего к задним полуосям трактора. Одним из примеров простейшей конструкции защитной арки может служить конструкция (рис. 5.2), описанная в патенте Великобритании (№ 15.52.913 кл. В7В). Защитная арка представляет собой U-образную дугу 1 из трубы круглого профиля. В ее нижние концы введены круглые штыри 2, наружный Диаметр которых равен внутреннему

диаметру трубы. Дуга на штырях закреплена болтами 3. Установочные штыри 2 приварены к двум параллельным пластинам 4, которые, в свою очередь, прикреплены болтами к задним полуосям. К верхней части U-образной дуги приварена горизонтальная скоба 5 из трубы несколько меньшего диаметра, служащая для восприятия ударных нагрузок при опрокидывании назад.

Многостоечные защитные каркасы

Рассмотренные выше двухстоечные защитные каркасы обеспечивают безопасность оператора в основном при опрокидывании трактора набок (при малой скорости движения) и назад, но малоэффективны, если трактор опрокидывается при движении с достаточно высокой скоростью. Дальнейшее развитие защитных средств связано с созданием многостоечных каркасов, обеспечивающих безопасность оператора в любых случаях опрокидывания. Различают четырех и шестистоечные защитные каркасы (рис. 5.3, 5.4), которые применяются как на сельскохозяйственных, так и на промышленных тракторах. При этом принципиальные схемы каркасов можно считать одинаковыми при различном конструктивном их исполнении. Основные несущие элементы многостоечных защитных каркасов выполняют из стандартного профильного проката прямоугольного или круглого сечения. Каркасы крепягк раме трактора и задним полуосям колесных тракторов. На рисунке 5.3 показан защитный каркас с четырьмя вертикальными стойками i, соединенными вверху поперечными и продольными балками 5 и 4. Стойки изготовлены из стандартного прямоугольного профиля. Сверху на каркасе установлена крыша 3 для защиты оператора от падающих предметов. Сзади и сбоку рабочее место оператора ограждено металлической сеткой 2. Преимущество многостоечных каркасов возможность создания объемных защитных рамных конструкций.

Каркас может быть выполнен из двух замкнутых рам, выполненных из круглого профиля и установленных по бокам операторской площадки. Рамы соединены между собой поперечинами и совместно с продольными балками, защищающими моторный отсек, образуют

жесткую замкнутую пространственную конструкцию, способную вое. принимать значительные ударные нагрузки. Примером шестистоечного защитного каркаса может служить кар, кас, изображенный на рисунке 5.4 и выполненный из прямоугольного профиля. Передние и задние стойки его расположены под углом к вер. тикали. Шестистоечная конструкция каркаса позволяет применять стандартный профиль меньшего сечения, сто снижает общую массу металлоконструкций.

Реклама