Меню
бампер передний бмв x3
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Кабины трактора

Компоновка средств нормализации микроклимата

Температура воздуха в кабинах тракторов, не имеющих эффективной тепловой защиты и средств нормализации микроклимата, превышает температуру наружного воздуха на 15...20 °С. За счет применения пассивных средств теплозащиты (светлая окраска кабины, теневые козырьки, теплоизоляция) можно существенно снизить перепад между внешней и внутренней температурами. Применяя интенсивную вентиляцию совместно с пассивными средствами теплозащиты, можно довести температуру в кабине до приемлемого значения при температуре наружного воздуха 20...25 °С. При более высоких температурах воздух необходимо охлаждать за счет установки кондиционера или воздухоохладителя испарительного типа. Наибольшее распространение на тракторах получили парокомпрессионные системы кондиционирования воздуха с фреоновой холодильной машиной. Такие системы имеют высокую стоимость, требуют организации сети технического обслуживания, ремонта и оснащения их специализированным инструментом, подготовки квалифицированных специалистов. Энергозатраты автономных фреоновых кондиционеров составляют около 1,2 кВт на 1,36 кВт холодопроизводительности. Еще более высокие энергозатраты у термоэлектрических систем кондиционирования воздуха. Чтобы обеспечить необходимую для тракторных кабин холо-допроизводительность (3...4 кВт), в эти системы необходимо установить вентиляторы производительностью 3000...5000 м3/ч воздуха. Компоновка таких вентиляторов в кабине трактора затруднительна. Высока и стоимость термоэлектрических батарей. Воздухоохладители испарительного типа относительно просты по конструкции, менее энергоемки, не требуют развития системы обслуживания и ремонта. Однако их эффективность зависит от климатических условий, снижаясь при относительной влажности воздуха 40 %. При относительной влажности 60 % и более эти воздухоохладители не эффективны. Анализ почвенно-климатических зон СССР показывает, что четыре зоны имеют повышенное влагосодержание (Закавказье, юг Украины, Северный Кавказ и Дальневосточный район) [29]. В северных и некоторых центральных районах СССР требуемые параметры микроклима-та в кабинах тракторов могут быть достигнуты за счет тепловой защиты и интенсивной вентиляции. Следовательно, с экономической точки зре. ния вопрос об установке того или иного средства нормализации микро-климата целесообразно рассматривать с учетом географических факторов и основных параметров воздуха почвенно-климатических зон. Вопросам конструктивного исполнения средств нормализации микроклимата в кабинах мобильных машин посвящено много работ, поэтому остановимся на компоновке их в кабинах тракторов. В конструкциях кабин тракторов по-разному компонуют средства нормализации микроклимата, распределения наружного подогретого и выброса циркулирующего воздуха. Так, фирма "Интернэшнл Хар-вестер" использует расчлененную схему установки фреонового кондиционера. Конденсатор 19 ресивер 2 и компрессор 3 установлены в подкапотном пространстве, а испаритель 49 отопитель 5, четырехскорост-ной вентилятор 6 и фильтры 7 в переднем объеме крыши кабины (рис. 5.34). Воздух забирается с двух боковых сторон передней части крыши кабины 8. Охлажденный или подогретый воздух поступает в кабину из девяти вентиляционных отверстий, расположенных в различных местах, и подается на переднее стекло из-за оператора, а в зону его ног из двух отверстий 9, расположенных на высоте 150 мм от пола. Избыточный воздух выбрасывается через пазы 10 на несущем силовом элементе кабины вперед и назад. Таким образом, при работе кондиционера создается дополнительное охлаждение боковых внешних поверхностей стенок кабины, а при работе в режиме отопления (за счет жидкости системы охлаждения двигателя) теплый воздух предотвращает замерзание не только переднего и заднего стекол кабины, но и боковых. Воздухоподводящие каналы системы выполнены в элементах кабины. Отверстия подачи обработанного воздуха регулируемые. Блок управления режимом работы устройства нормализации микроклимата вынесен на потолочную панель. Если нет необходимости включения кондиционера, система может работать в режиме вентиляции. При незначительной запыленности и невысокой температуре наружного воздуха оператор может создать естественную вентиляцию, открыв переднюю створку окна двери (она прикреплена к основному стеклу двери через пластмассовый шарнир), заднее окно и люк в крыше.

В тракторах фирмы "Дир и К°" применена аналогичная схема установки кондиционера, но по-иному решена система распределения воздуха в кабине. Наружный воздух засасывается через отверстия выполненные снизу в боковых консолях крыши. Подогретый или охлажденный воздух подается на переднее и заднее стекло через отверстия в передней потолочной панели. Блок управления работой устройства нормализации микроклимата вынесен на потолочную панель.

При расчлененной схеме установки кондиционера на тракторах серии ТХ фирмы "Рено" наружный воздух забирается в передней части крыши кабины, фильтруется, охлаждается с целью уменьшения его влажности и затем подогревается до соответствующей комфорту температуры. Охлажденный воздух поступает в зону дыхания оператора, а теплый на боковые стенки кабины. В систему кондиционирования по бокам крыши кабины встроены Два отделения, которые можно использовать для подогрева или охлаждения еды и воды. Теплопроизводительность отопителя 5,5 кВт, что, по данным фирмы, обеспечивает нормальную температуру воз-Духа в кабине даже при низких температурах наружного воздуха. Блок Управления рабочей системы нормализации микроклимата установлен на боковой стойке кабины. Система кондиционирования воздуха фирмы Тено" имеет расчлененную схему, аналогичную описанным выше.

Схема системы кондиционирования на тракторах серии 80 фирмы "Фиат" (кондиционер устанавливается по заказу) также расчлененная. Наружный воздух забирается сбоку крыши кабины, протягивается трехскоростным вентилятором производительностью 600 м3/ч через фильтры, установленные по бокам крыши кабины, испаритель кондиционера (при работе в режиме охлаждения) либо через радиатор отопителя, в который поступает горячая вода системы охлаждения двигателя (при работе в режиме отопления). Затем через регулируемые отверстия воздух поступает на переднее стекло кабины и в зону дыхания оператора. Для естественной вентиляции кабины предусмотрено открытие аварийного люка в крыше и заднего окна.

На тракторах Тайгер III компрессор кондиционера расположен в подкапотном пространстве. Он приводится в действие от двигателя через клиноременную передачу. Конденсатор расположен перед радиатором системы охлаждения двигателя. Испаритель с системами терморегуляции и распределения теплого и охлажденного воздуха встроен в пульт управления трактором. Кондиционированный воздух подается

в кабину через отверстия, выполненные в боковинах на высоте 250... 300 мм от пола и в панели управления кондиционером. Система отопления кабины представляет собой воздушный теплообменник, входящий в кондиционер, в котором поступающий воздух подогревается водой из водяной системы охлаждения двигателя. Теплый воздух подается в кабину через отверстия, расположенные слева й справа от рулевой колонки в нижней части панели управления на уровне колен оператора. Для обогрева переднего стекла в панели управления предусмотрены щелевые окна, расположенные под стеклом. В системе охлаждения и отопления кабины предусмотрена рециркуляция кабинного воздуха. В тракторах серий 07С и ДХ85 фирмы "Дойтц" отопительно-венти-ляционный блок (рис. 5.35), устанавливаемый над капотом двигателя, представляет собой нестандартное оборудование. Блок состоит из фильтра, радиатора отопителя и двухскоростного вентилятора. В качестве фильтра используется отожженная бумага. В холодное время года радиатор отопителя заполняют маслом из смазочной системы двигателя. Обработанный воздух поступает через регулируемые отверстия в зону ног оператора. Воздух из щели впереди щитка приборов подается на переднее стекло кабины для его размораживания в зимнее время или исключения запотевания. Вентиляционно-отопительный блок имеет терморегулятор управления. Для создания естественной вентиляции с помощью пневмоподъемников открываются переднее и заднее окна. В тракторах Фаворит фирмы "Фендт" кондиционер устанавливают по заказу. Стандартным оборудованием нормализации микроклимата служит вентиляционный блок с трехскоростным вентилятором, размещаемый в передней части крыши кабины, и отопитель, расположенный под передней панелью кабины. Вентилируемый наружный воздух забирается с передней части крыши кабины. Воздух проходит через фильтр, расположенный перед вентилятором, и поступает в кабину через шесть регулируемых отверстий в потолке кабины в зону дыхания оператора и на переднее стекло. Отопитель оснащен собственным двухскоростным вентилятором. В качестве теплоносителя используется вода системы охлаждения двигателя. Теплый воздух подается через независимые от системы вентиляции отверстия за щитком приборов на переднее стекло и в зону ног оператора. В первом случае он обеспечивает предотвращение замерзания и запотевания переднего стекла. Для естественной вентиляции кабины с помощью пневмоподъемников открываются переднее и заднее окна, а также правое по ходу трактора сдвижное окно. В системах кондиционирования воздуха на тракторах фирм "Форд" и "Дэвид Браун - Кейс" наружный воздух забирается сзади кабины, в зоне крыши, а обработанный воздух подается через регулируемые отверстия в передней потолочной панели. Применяемые за рубежом системы нормализации микроклимата испарительного типа компонуют, как правило, в верхнем переднем объеме крыши кабины, а водяной бак с подкачивающим насосом - На полу впереди кабины, сбоку или сзади сиденья. Аналогичным образом решена компоновка воздухоохладителя испарительного типа на тракто-ре Т-70С и в новых кабинах хлопководческих тракторов. В тракторе МТЗ-80 блок воздухоохладителя установлен справа от оператора, и через воздуховоды воздух подается в зону дыхания оператора. На тракторе ДТ-75М воздухоочистительная увлажнительная установка смонтирована за креслом оператора. Последние два реще-ния неэффективны как по занимаемому внутреннему объему кабины, так и по распределению обрабатываемого воздуха.

Реклама