Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Кабины трактора

Обзорность машинно-тракторных агрегатов 2.1. Нормативы обзорности с рабочего места оператора

Эффективность функционирования системы "человек - машина * в значительной степени зависит от объема зрительной информации, необходимой для управления этой системой. Зрительное восприятие человека обеспечивает ему около 80 % информации, получаемой из окружающей его среды. Поэтому обеспечение обзорности с рабочего места оператора отнесено к числу основных эргономических требований, а такэКе важнейших эксплуатационных показателей тракторов. Многие тяжелые дорожно-транспортные происшествия с тракторами следствие плохой обзорности. От показателя обзорности зависят и точность выполнения той или иной технологической операции и утомляемость оператора. Проблема обзорности с рабочего места оператора в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении возникла одновременно с установкой на машинах кабин. Долгое время обзорность определяли отношением невидимой для оператора зоны к видимой. Так, И. И. Трепененков предложил коэффициент общей обзорности и дополнительные частные измерители. При этом формула для расчета коэффициента общей обзорности имеет вид

=0,3...0,6 м. Полученная таким образом оценка связана с размерами трактора и недостаточно характеризует видимость по отдельным направлениям обзора рабочей зоны. Чтобы полнее оценить обзорность с рабочего места, необходимо детализировать поле зрения, т. е. установить взаимосвязь между обзорностью и видимостью объектов и зон наблюдения. Обзорность это совокупность свойств конструкции машины,

характеризующих возможность и условия прямого обзора функциональных зон и объектов наблюдениям процессе управления машиной (без вспомогательных устройств) при нормальном дневном освещении и при отсутствии климатических помех. Объект наблюдения всякий выделенный элемент конструкции или технологического процесса, наблюдение за которым необходимо для обеспечения производительного, безопасного и удобного труда оператора и машины в целом.

Требования к обзорности с рабочего места тракториста, сформулированные в директивах ЕЭК ООН: поле обзорности считается недостаточным, если оператор не в состоянии видеть определенную часть каждого переднего колеса; ширина затененного участка хорды секторов полукруга обзора радиусом 12 м, проведенного в горизонтальной плоскости перед трактором с центром в проекции на плоскость точки отсчета параметров обзорности (точки зрения или точки К) не должна превышать 700 мм; расположение затененных участков, создаваемых соседними конструктивными элементами шириной более 80 мм, должно быть таким, чтобы расстояние между центрами двух участков, измеряемое по хорде полукруга обзора, было не менее 2200 мм; по всему полукругу обзора должно находиться не более шести элементов, создающих затененные участки, а внутри сектора не более двух. Сектор обзора часть поля обзора, которая ограничивается: сверху - горизонтальной плоскостью, проходящей через точку отсчета параметров обзорности; в плоскости дороги зоной, расположенной с внешней стороны полукруга обзора. Данная зона представляет собой продолжение сектора полукруга обзора, хорда которого длиной 9,5 м перпендикулярна плоскости, параллельной средней продольной плоскости трактора, проходящей через середину сиденья оператора и делящей хорду пополам. Допускается наличие затененных участков размером 700... 1500 мм, если форма и место расположения конструктивных элементов, создающих затенение, не могут быть изменены. Вне сектора обзора возможно размещение двух затененных участков размерами не более 700 и 1500 мм или 1200 мм каждая. Эти требования к обзорности предъявляют только при выполнении транспортных работ. На основании результатов исследований [5, 48] разработаны нормативно-технические требования к обзорности с рабочего места тракториста [65, 85]. Для сельскохозяйственных тракторов в качестве оценочного показателя принят угол обзора функциональных зон и объектов наблюдения; соизмеримый с психофизиологическим показателем -

углом зрения оператора [48]. Этот показатель удобен при расчетах, графических и инструментальных измерениях. Система отсчета нормативных показателей обзорности (рис. 2.1) характеризуется пространственным положением точек, соответствующих положению глаз оператора при обзоре передней, боковых и задней зон, которые определяются антропометрическими данными и с учетом рабочей позы оператора. Передняя зона обзора оптимальная (обзор обеспечивается в пределах оптимальных углов зрения и допустимых поворотов головы), задняя предельно допустимая (обзор обеспечивается за счет предельных поворотов головы и туловища) Значения углов обзора указанных зон представляют собой базовые критерии углов обзора объектов наблюдения в горизонтальной плоскости. В вертикальной плоскости такими критериями приняты оптимальные, допустимые и предельные углы зрения оператора в рабочей позе сидя [18]. Требования к обзорности сельскохозяйственного трактора. Значения угловых параметров обзорности, определяемых из точки К (см. рис. 2.1), не должны превышать приведенных в таблице 2.1 значений.

Расположение точки К отсчета параметров обзорности относительно ТОС показано на рисунке 2.2. На универсально-пропашных тракторах должен быть обеспечен обзор зоны передних колес (точки 1 и 2 на рисунке 2.3), на колесных тракторах тяговых классов 3 и 5 - видимость площадки А (рис. 2.4) перед правым передним колесом, на гусеничных тракторах тяговых классов 2, 3, 4, 5 обзор передней части гусеницы (точка 1, рис. 2.5) и участка A j площадки перед гусеницей. Если гусеница закрыта крылом, надо обеспечить видимость точек крыла или другого элемента конструкции (визира), соответствующего точке L Капот двигателя не должен ограничивать обзор площадки перед трактором более чем на 12 м (расстояние по горизонтали от проекции точки К на горизонтальную поверхность до конца непросматриваемой вперед зоны). Конструктивные элементы (вертикальные стойки и перемычки кабины, выхлопная труба и т. п.) не должны создавать более двух невидимых участков в пределах каждого из секторов 1, 2 и 2 (рис. 2.6) полукруга площадки. Ширина В невидимых участков должна быть не более 700 мм. В каждом из секторов 2 и 21 полукруга площадки допускается ширина одного невидимого участка не более 1500 мм или каждого из участков не более 1200 мм. Расстояние В1 между центрами двух невидимых участков, образуемых соседними конструктивными элементами шириной более 80 мм, должно быть не менее 2200 мм. Последние три требования учитывают требования ЕЭК ООН для сельскохозяйственных тракторов, применяемых в качестве транспортных средств.

С рабочего места оператора должны быть видны задние шарниры тяг навесного устройства при условном рабочем положении оси нод-веса и расположении шарниров по ГОСТ 10677-70.

Реклама