Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Кабины трактора

Реализация требований к обзорности с рабочего места оператора на стадии проектирования

Определение положения точки отсчета параметров обзорности на тракторе. Проектирование обзорности с рабочего места оператора при создании новой машины должно вестись на основе заданных объектов наблюдения и визуальной базы разрабатываемой машины [23]. К основным задачам при проектировании обзорности относится определение функционалов обзорности (точки отсчета параметров обзорности, контуров остекления), формообразование и компоновка элементов машины, влияющих на ее обзорные качества. В техническом задании на проектирование обычно указывают габаритные размеры трактора, число рабочих мест и объекты наблюдения, которые должны быть видны с рабочего места оператора.

Метод определения точки К отсчета параметров обзорности трактора относительно ходовой системы (базового, наиболее удаленного и не допускающего местных изменений из-за движущего обвода элемента конструкции трактора) для обеспечения видимости произвольно заданной характерной точки отвала бульдозера рассмотрен в работе [60]. Выбор точки К по рекомендациям этой работы может привести к необходимости увеличения высоты трактора, что сделает невозможным транспортировку его по железной дороге или въезд в помещение для технического обслуживания и ремонта без снятия кабины. Развивая принципы работы [60], рассмотрим графический метод

Расстояние

Уравнение следа плоскости DA:

- координаты следов плоскостей СА и DA на высоте у к соответственно; хк координата точки К.

(2.7)

Определим оптимальное положение точки К в продольной плоскости трактора.

расположена справа от этой плоскости (рис. 2.8), то видимость объекта наблюдения, определенного характерной точкой R, обеспечивается.

где r ~ величина, определяемая произвольно в зависимости от требуемого масштаба картины обзора. Чтобы получить плоскую графическую модель обзорности визуальной ситуации с заданной точки отсчета, соединим в определенной последовательности топологические отображения характерных точек локальными кривыми, выявляя при этом видимые и невидимые контуры (рис. 2.13). На основе полученной топологической картины анализируют об. зорные качества перспективной модели трактора по визуальной базе, оценивая правильность определения точки К и целесообразность дальнейшего

 

проектирования кабины, капота и других элементов, влияющих на обзорность с рабочего места оператора. Компоновочный объем используют для размещения конструктивных элементов, не относящихся к визуальной базе (например, топливных баков, технологического оборудования, оперения и т. п.), без ухудшения обзорных свойств проектируемой машины. На топологической карте обзора в произвольной бицентральной проекции этот объем образуется частью какого-либо элемента и определяется телесным углом, вершина которого совпадает с точкой К, а грани (визуальные плоскости), проходят через линии, оконтуриваю-щие этот элемент и образующие зону затенения. Так, на рисунке 2.14 компоновочный объем образуется частью капота 1, 2, 3, 4, 5, 6 и определяется телесным углом с вершиной в точке К (на рисунке не показана), грани которого проходят через линии 1-2, 2-3, 4-5, 5-6. Телесный угол 0123456 (компоновочный объем) можно характеризовать либо его гранями 012, 056, либо ребрами 07,..., 06. В первом случае грани совпадают с визуальными плоскостями, во втором с лучами зрения, проходящими через точку О (точка К) и характерные точки 1...6 контура капота, угловые параметры которых определяют с помощью тритканевого транспаранта. При необходимости компоновочный объем можно построить и на чертеже. Конструирование элементов кабины. На топологической картине обзора очерчиваем контуры каркаса кабины с учетом определенных ранее положений (антропометрические данные оператора, компоновка оборудования и органов управления), обеспечивая заданные условия обзорности (см. рис. 2.13). Очерчивая минимальный контур остекления кабины, обеспечивающий минимальный визуальный комфорт, и используя угловой или координатный метод, реконструируем топологическое отображение [22], строим ортогональный чертеж минимального остекления (рис. 2.15, а). При реконструкции угловым методом на транспаранте определяем угла

себя конфигурацию минимального контура остекления (рис. 2.15,5), затем строим их на топологической картине обзора, отражающей заданную визуальную ситуацию (рис. 2.16). Порядок и принципы комплексного проектирования обзорности, рассмотрим порядок и принципы комплексного проектирования верхнего строения трактора с учетом требований к обзорности с рабочего места оператора на примере бульдозерно-рыхлительного агрегата. На эскизном чертеже машины выбираем визуальную базу - ходовую систему, двигатель или навесной агрегат. Определим оптимальное положение точки К отсчета параметров обзорности, обозначив ее через О (Ot, 02, 03), на основе визуальной базы машины и заданных объектов наблюдения. Если при полученной оптимальной точке К машина не соответствует заданным габаритам по высоте, определяем для этой высоты трактора рациональное положение точки отсчета О (Ох, 02, 03), при котором обеспечивается обзор требуемых объектов наблюдения с учетом естественных отклонений оператора от основного рабочего положения.

Строим плоскую графическую модель обзорности заданной визуальной ситуации с найденного положения точки отсчета при помощи тритканевого транспаранта в бицентральной проекции. На картине обзора определяем контуры минимального остекления кабины, обеспечивающего обзор заданных объектов наблюдения. Затем строив центральную проекцию контура каркаса кабины, определенного нор. мотивными требованиями, и фиксируем угловые параметры. На ортогональный чертеж переносим полученные угловые параметры элементов каркаса кабины и, учитывая эргономические требования, решаем вопросы общей компоновки кабины, строим минимальные

(см* Рис* 2.13), а затем и оптимальные контуры остекления (см. рис 2.15 и 2.16).

и ? , а также параметры реконструируемого топологического изображения, по которым строят графические модели обзорности транспортных средств.

Реклама