Меню
    Содержание     |    следующая

Тракторы Кировец

Конструктивные особенности тракторов Кировец

Ленинградским производственным объединением Кировский завод созданы колесные энергонасыщенные сельскохозяйственные тракторы К-700, К-700А и К-701 (рис. 1, см, форзац) тягового класса 5. Их широко используют в составе машинно-тракторных агрегатов на сельскохозяйственных (вспашке, безотвальной обработке почвы, бороновании, культивации, посеве и т. д.) и транспортных (в агрегате с полуприцепами и прицепами большой грузоподъемности) работах. Эти тракторы применяют также в строительной, горнодобывающей, нефтяной, газовой и в других отраслях народного хозяйства.

Основные, общие для всех тракторов Кировец, конструктивные особенности следующие:

двухосная схема;

все колеса ведущие, одинакового диаметра с шинами низкого давления, имеющими протектор повышенной проходимости;

двухзвенная шарнирно сочлененная рама с продольными балками и с двумя силовыми гидроцилиндрами, обладающая двумя степенями свободы;

двухместная кабина с подрессоренным сиденьем водителя, системами отопления и вентиляции;

дизель с системами пуска и предпускового обогрева;

механическая трансмиссия с 16-скоростной, четырехрежимной коробкой передач, механическим переключением режимов и гидравлическим переключением передач в пределах каждого режима, ведущими мостами с самоблокирующимися дифференциалами свободного хода;

тормозная система с пневматическим управлением колесными и механическим (тросовым) управлением стояночным тормозами;

гидравлическая система управления поворотом и рабочим оборудованием;

система электрооборудования постоянного тока с генератором переменного тока и встроенным выпрямителем, рассчитанная на нрминальное напряжение 12В для питания большинства потребителей и 24 В для питания стартера и электродвигателя маслоза-качивающего насоса.

Технические характеристики тракторов даны в приложении 1.

Двигатель

На тракторах Кировец устанавливают дизели ЯМЗ-240Б и ЯМЗ-238НБ.

Дизель ЯМЗ-240Б (рис. 2, см. форзац)—двенадцатицилиндровый, безнаддувный, жидкостного охлаждения с автоматическим регулированием теплового режима, развивает эксплуатационную мощность 198 кВт, номинальную частоту вращения 1900 мин-1 и максимальный крутящий момент 1240 Нм.

Дизель ЯМЗ-238НБ — восьмицилиндровый с турбонаддувом, жидкостным охлаждением с термостатическим регулированием теплового режима; развивает эксплуатационную мощность 147 кВт, номинальную частоту вращения 1700 мин-1 и максимальный крутящий момент 950 Н м.

Основные части дизеля: корпус, кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы.

Корпус

Корпус дизеля ЯМЗ-240Б состоит из блок-картера, четырех головок цилиндров и их четырех крышек, передней крышки блока, торцового листа, картера маховика и привода агрегатов, поддона.

Блок-картер — туннельного типа, с V-образным расположением цилиндров под углом развала 75°. В его перегородках выполнено семь опор для осей толкателей, коленчатого и распределительного валов, а в самом блок-картере — двенадцать расточек для гильз цилиндров. Блок-картер отнесен к типу туннельных потому, что опоры в поперечных перегородках выполнены цельными, в расточки нижних опор запрессованы наружные кольца роликовых подшипников, и коленчатый вал устанавливают в блок-картер последовательно, минуя одну опору за другой, т. е. как бы продвигаясь по туннелю. В развале блок-картера предусмотрены приливы с отверстиями для фиксации топливного насоса высокого давления и сапуна для подсоединения трубок подвода масла к пневмокомпрессору и отвода дренажного топлива в бак.

На левой боковой поверхности блок-картера выполнены флан цы и бобышки с отверстиями для установки и подсоединения мас- лозакачивающего насоса, патрубка для слива масла из корпуса гидромуфты привода вентилятора, трубок для подачи охлаждающей жидкости в пневмокомпрессор и отвода ее из котла обогрева, а также патрубка водяного насоса. На правой боковой поверхности его предусмотрены фланцы и постели для фильтра грубой очистки масла, стартера и корпуса с маслоизмерительным стержнем. На переднем торце блок-картера расположены крышка, фильтры центробежной очистки масла и грубой очистки топлива, а также корпус-кронштейн гидромуфты привода вентилятора, который одновременно служит основанием для крепления генератора и компрессора. К заднему торцу блок-картера крепят торцовый лист и картер маховика, к верхней его части — четыре головки цилиндров, а к нижней — поддон.

Головка цилиндров — групповая, общая для трех цилиндров. Головки цилиндров взаимозаменяемы, их устанавливают на ввернутые в блок-картер шпильки и крепят гайками. Стык между блок-картером и головками цилиндров уплотнен сталеас-бестовой прокладкой. В гнезда головок цилиндров запрессованы тщательно обработанные седла клапанов из специального чугуна и направляющие втулки клапанов, выполненные из порошковых материалов. К головкам цилиндров внутри прикреплены клапаны с пружинами, стойки коромысел, коромысла клапанов, форсунки; снаружи на боковых поверхностях — выпускной коллектор (напротив развала), водяная труба и впускной коллектор (со стороны развала), а на торцовой поверхности — рым-болт. Полость головки цилиндров закрыта крышкой, стык уплотнен резиновой прокладкой.

В передней крышке блок-картера размещены гаситель крутильных колебаний, подшипниковое устройство привода ведущего шкива клиноременной передачи и два топливоподкачивающих насоса. На правой боковой поверхности крышки имеется люк для доступа к лимбу на корпусе гасителя крутильных колебаний и для установки кривошипно-шатунного механизма в необходимые положения при регулировании угла опережения впрыскивания топлива и тепловых зазоров в клапанах газораспределительного механизма. На цапфу передней крышки надевают траверсу, предназначенную для установки двигателя на раму трактора.

В картере маховика находятся хвостовик коленчатого вала, на котором установлен маховик с венцом, и приводы газораспределительного механизма, топливного насоса высокого давления, водяного и масляного насосов, механизм для проворачивания коленчатого вала вручную. На картере имеется расточка для фиксации в ней стартера; шпильки для установки задних кронштейнов крепления двигателя к раме трактора и две крышки люков.

На тракторе К-701 доступ к крышкам люков картера маховика затруднен, поэтому при регулировании тепловых зазоров в газораспределительном механизме и угла опережения впрыскивания топлива пользуются градуировкой, нанесенной на гасителе крутильных колебаний. На торцовой поверхности картера маховика имеются отверстия для крепления редуктора привода насосов.

В поддоне корпуса выполнены две перегородки для увеличения его жесткости и предотвращения всплескивания масла при движении трактора; резьбовые отверстия (одно внизу для слива масла, а другое сзади для установки датчика температуры масла) и 40 отверстий для крепления поддона к блок-картеру.

Корпус дизеля ЯМЗ-238НБ состоит из блока цилиндров, двух крышек головок цилиндров, картера маховика, передней крышки распределительного механизма, верхней крышки и поддона.

Блок цилиндров с V-образным расположением цилиндров под углом развала 90°. В блоке выполнены восемь цилиндрических отверстий и пять вертикальных поперечных перегородок, в каждой из которых предусмотрены три опоры для осей толкателей, коленчатого и распределительного валов. В отличие от дизеля ЯМЗ-240Б нижние опоры снабжены съемными крышками, каждая из которых закреплена двумя длинными и двумя короткими болтами. Коленчатый вал укладывают в блок цилиндров при снятых крышках одновременно на все опоры. К блоку сверху прикреплены две головки цилиндров и топливный насос высокого давления; спереди— фи льтры центробежной и грубой очисток масла, крышка распределительного механизма, шкивы для привода генератора, компрессора и водяного насоса; сзади — картер маховика; справа— стартер; слева — сапун и маслоизмерительный стержень; снизу — поддон. К верхней крышке крепят фильтр тонкой очистки топлива, генератор и компрессор.

Головка цилиндров — одна на четыре цилиндра. На головках крепятся: крышки (сверху), фильтр центробежной очистки масла (на левой головке спереди), выпускные коллекторы (на наружных боковых поверхностях), водяные трубы и впускные коллекторы (на внутренних боковых поверхностях). В водяных трубах размещены термостаты. На правом впускном коллекторе закреплен масляный фильтр турбокомпрессора. В левой крышке головки имеется маслозаливная горловина.

Картер маховика имеет приливы для установки турбокомпрессора. В отличие от картера маховика дизеля ЯМЗ-240Б в нем не установлены механизмы для проворачивания коленчатого вала вручную и привода агрегатов. С помощью одного из левых болтов картера закреплена коробка сапуна вентиляционной системы блока цилиндров.

Поддон этого дизеля в отличие от поддона, установленного на ЯМЗ-240Б, оснащен патрубком для соединения с коробкой сапуна. Резьбовое отверстие для установки датчика ТМ-100 в поддоне выполнено с левой стороны (а не сзади).

Техническое обслуживание корпуса. При ежесменном техническом обслуживании (ЕТО) в процессе наружного осмотра выявляют: не подтекают ли масло, охлаждающая жидкость и топливо; не пробиваются ли газы через стыки поддона и головок цилиндров с блок-картером.

При первом техническом обслуживании (ТО-1) проверяют затяжку гаек и болтов крепления сборочных единиц. Через одно ТО-2 (через 480 мото-ч) с помощью тарированного ключа контролируют затяжку гаек крепления головок цилиндров. Гайки затягивают в несколько приемов не более чем на 1...2 грани в последовательности, показанной на рисунке 3.

На дизеле ЯМЗ-238НБ подтягивают болты крепления турбокомпрессора и его масляного фильтра. При необходимости, но не реже чем через 2000 мото-ч с ЯМЗ-240Б и не реже чем через 3000 мото-ч с ЯМЗ-238НБ снимают головки цилиндров для очистки от нагара и притирки клапанов. Это делают в такой последовательности.

1. Открывают и фиксируют крышку капота облицовки.

2. Вывинчивают пробки заливных горловин системы охлаждения. Открывают краны на водяной трубе дизеля и на котле обогрева, сливают охлаждающую жидкость.

3. Снимают крышки сапунов (на ЯМЗ-240Б сапун расположен в развале блок-картера, на ЯМЗ-238НБ — на левой крышке головки цилиндров), вывинчивают пробку из поддона и сливают масло из смазочной системы.

4. Снимают крышку головки цилиндров, а затем трубопроводы высокого и низкого давления, соединяющие соответственно топливный насос высокого давления с форсунками и форсунки с правым топливным баком (или бачком). Отверстия топливопроводов обертывают чистой ветошью и перевязывают (или закрывают изоляционной лентой).

5. С дизеля снимают скобы крепления и форсунки.

6. Отсоединяют выпускной коллектор от головки цилиндров и снимают его с трактора.

7. От включателя гидромуфты (находится на правой передней головке) отсоединяют маслопроводы и снимают водяную трубу.

8. Отсоединяют топливопроводы и извлекают фильтр тонкой чистки.

9. От системы очистки воздуха отсоединяют впускной коллектор, от головок (передних) цилиндров — стяжку радиатора.

Отвинтив гайки крепления осей коромысел, снимают их вместе с коромыслами и извлекают штанги.

Отвинтив гайки крепления, снимают головку цилиндров и закрывают цилиндровые отверстия специальными крышками или паропитовыми листами для предотвращения попадания в них пыли и грязи.

Текущий ремонт корпуса. В процессе эксплуатации возможно возникновение неисправностей корпуса (табл. 1), устранение которых связано с его разборкой.

Заделка трещин на деталях корпуса. Трещины на чугунных деталях (блок-картере, головке цилиндров, выпускных коллекторах) разделывают под углом 60°, сверлят по концам и сваривают электродом Ц4-А или 0,34-11. При сварке электродом Ц4-А (диаметр 3 мм) ток постоянный, прямой полярности или переменный силой 60...90 А. При сварке электродом 034-11 (диаметр 3 мм) ток постоянный, обратной полярности, силой 90... 120 А. Длина сварного шва должна быть 30...50 мм.

При толщине стенки детали более 6 мм накладывают многослойный шов. После наложения каждого шва наплавленный слой проковывают для снятия внутренних напряжений и уменьшения пористости материала, а затем охлаждают места сварки до 100°С. Для обеспечения герметичности шов пропаивают мягким припоем или пропитывают эпоксидным клеем или композицией на основе эпоксидной смолы ЭД-6 (табл. 2).

Для приготовления эпоксидной композиции смолу ЭД-6 нагревают до температуры 323...353К (50...80°С), добавляют дибутил-фталат и тщательно перемешивают в течение 10... 15 мин. После охлаждения до 288...298 К (15...25°С) в смесь вводят полиэтилен-полиамин и перемешивают в течение 5...6 мин до получения однородной сметанообразной массы. При этом выделяется значительное количество теплоты. Затем вводят наполнители в виде порошков и вновь тщательно перемешивают до получения однородного состава. Перед наложением композиции сварной шов обезжиривают ацетоном или бензином.

Компоненты клеевой композиции токсичны и при попадании на открытые участки тела могут вызвать кожные заболевания. Поэтому необходимо соблюдать особую осторожность в процессе приготовления смеси и работы с ней.

Снятие поддона. Поддон снимают в такой последовательности.

Сливают охлаждающую жидкость из системы охлаждения я масло из смазочной системы.

Электрические провода отсоединяют от зажимов на электродвигателе нагнетателя котла обогрева.

Отвинтив накидную гайку, отсоединяют топливопровод от крана на раме котла обогрева.

Ослабив натяжение лент ХЛ-350, снимают шланги с выходных патрубков котла обогрева.

Под трактор подвозят тележку с передвижной платформой и поднимают последнюю до упора в котел обогрева.

Вывернув четыре болта из крайних отверстий в раме котла, опускают платформу и вывозят тележку с котлом из-под трактора.

Из блок-картера извлекают указатель уровня масла и выворачивают болты. Затем снимают поддон.

Реклама