Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Тракторы Кировец

Карданная передача

Назначение и устройство. Карданная передача передает мощность двигателя ведущему валу коробки передач и от раздаточного вала коробки передач переднему и заднему ведущим мостам.

Карданная передача тракторов Кировец (рис. 75) включает четыре карданных вала: 2—коробки передач, 4—переднего ведущего моста, 8—заднего ведущего моста, 6—промежуточный, а также промежуточную опору 7.

В карданной передаче применяют карданные валы двух типоразмеров: с шипами крестовин диаметром 33,65 мм и с шипами крестовин диаметром 45 мм. К первому типоразмеру относятся карданные валы коробки передач и механизма отбора мощности, ко второму — все остальные. Карданный вал состоит из двух одинаковых карданных шарниров, соединенных между собой с помощью подвижного шлицевого устройства (карданный вал 4 переднего ведущего моста) или жестко (карданные валы 2 коробки передач, 8 заднего ведущего моста и промежуточный 6).

Карданные валы коробок передач тракторов К-701 и К-700А отличаются один от другого тем, что у первого шарниры соединены между собой вилкой двойного шарнира, а у второго — вилками, между которыми вварена труба.

Карданные валы. В качестве примера рассмотрим карданный вал переднего ведущего моста (рис. 76). Карданный шарнир состоит из крестовины 14, четырех игольчатых подшипников 11, фланца-вилки 1 и скользящей вилки 5 (или фланца-вилки 1 и карданного вала 9). Игольчатые подшипники удерживаются в отверстиях вилок и валов крышками 13, которые крепят к вилкам и валам двумя болтами 2, законтренными стопорными планками 4. Этими же болтами крепят балансировочные пластины 12, которые при необходимости подбирают в процессе динамической балансировки карданных валов. Их общая толщина не должна превышать 3,8 мм с каждой стороны. Валы первого типоразмера балансируют с точностью 5-10-3 Н-м, а валы второго типоразмера— с точностью 7,5-10-3 Н-м. При повторной установке карданных валов на балансировочный станок остаточный дисбаланс не должен превышать 25-10-3 Н-м.

Для защиты игольчатых подшипников и крестовины от пыли и грязи на шипы крестовин карданных валов второго типоразмера устанавливают комбинированное уплотнение, состоящее из стальной обрезиненной обоймы 16 и поролонового уплотнительного кольца 15. Обойму 16 насаживают на шип крестовины до упора, во внутреннюю полость ее укладывают пропитанное в веретенном масле и отжатое кольцо 15, которое при сборке не должно выступать в зазор между обоймой 16 и колпачком подшипника. Кроме того, в колпачок подшипника устанавливают резиновую самоподжимную манжету. Внутреннюю полость крестовины и подшипников заполняют смазкой № 158 (ТУ 38.101320—72) таким образом, чтобы при сборке карданного шарнира смазка выдавливалась из отверстия крестовины, закрываемого пробкой 10. При нормальной эксплуатации соединения работоспособны без дозаправки смазки до капитального ремонта.

Шлицевое соединение карданного вала 9 со скользящей вилкой 5 уплотняют резиновым сальником 6, по обе стороны которого расположены стальные шайбы 8. Сальник поджимают гайкой 7, навернутой на резьбу скользящей вилки 5. Для смазывания шли-цевого соединения применяют смазку № 158. Для защиты внутренней полости скользящей вилки 5 от грязи в отверстие со стороны шарнира устанавливают пластмассовую заглушку 3.

Промежуточная опора (рис.77) соединяет промежуточный карданный вал и карданный вал заднего ведущего моста. Ее устанавливают в трубе горизонтального шарнира рамы трактора на два посадочных диаметра и от осевого перемещения крепят десятью болтами.

В литом чугунном корпусе 8 опоры на двух шарикоподшипниках 6 вращается вал 11, на обоих концах которого нарезаны шли-иы. На шлицы надевают скользящие вилки карданных валов. В корпусе 8 со стороны фланца выполнены три отверстия с резьбой. В верхнее отверстие устанавливают сапун 1, в нижние — контрольную пробку 9 уровня масла и сливную пробку 10.

Шарикоподшипники размещены в стальных стаканах 4, которые вместе с крышками 3 крепят болтами к корпусу опоры.

Осевое перемещение одного из подшипников предотвращают пружинным стопорным кольцом 7, размещенным в стакане 4, и крышкой 3. В крышках 3 устанавливают резиновые самоподжимные манжеты 2 и уплотнительные кольца 13, удерживающие внутри опоры смазку и защищающие внутреннюю полость ее от пыли и грязи. Кольца 13 прижимают к крышкам 3 стальными кольцами 12. Рабочие кромки манжет и колец 13 прилегают к наружным поверхностям скользящих вилок карданных валов, которые надевают на шлицы вала 11.

Принцип действия карданной передачи заключается в передаче мощности двигателя к коробке передач и от коробки передач к переднему и заднему ведущим мостам при возможном смещении осей их валов. Коробка передач перемещается относительно двигателя и переднего ведущего моста, так как она установлена на передней полураме на резиновых амортизаторах. Задний ведущий мост перемещается относительно коробки передач при повороте трактора (в горизонтальной плоскости) и при переезде неровностей (в вертикальной плоскости). При взаимном перемещении этих механизмов изменяется расстояние между ними, для компенсации которого в карданном вале переднего ведущего моста предусмотрено подвижное шлицевое соединение, а скользящие вилки карданных валов заднего ведущего моста и промежуточного могут перемещаться по шлицам вала промежуточной опоры. Длина карданного вала коробки передач изменяется вследствие перемещения фланца по шлицам вала редуктора привода насосов.

Отличительные особенности карданной передачи трактора К-700. На тракторах К-700, выпущенных до 1970 г., подшипники и внутренние полости крестовины защищены от пыли и грязи войлочным кольцом и стальной обоймой, установленными на шипы крестовин под игольчатыми подшипниками. Для смазывания игольчатых подшипников применяют трансмиссионное масло, ко торое заправляют через масленку в крестовине каждые 60 мото-ч. Для контроля заправки в центре крестовины установлен предо хранительный клапан, через который в конце заправки должно выступать свежее масло.

Карданные валы коробки передач и переднего ведущего моста имеют подвижное шлицевое соединение, которое смазывают соли долом С.

Одна из вилок карданных валов промежуточного и заднего ведущего моста заканчивается шлицевым валом с наружными шлицами.

В промежуточной опоре вместо вала на подшипниках установлена труба с внутренними шлицами. Зазор между трубой и вставленными в нее шлицевьтми валами вилок карданных валов уплотнен с каждой стороны двумя круглыми резиновыми кольцами, установленными в канавки внутри трубы.

Техническое обслуживание карданной передачи. В конце каждой смены проверяют на ощупь степень нагрева карданных шарниров. Если рука терпит, то нагрев нормальный. При перегреве карданный вал снимают, разбирают и устраняют неисправность. После обкатки трактора и при ТО-2 проверяют уровень масла в картере промежуточной опоры и при необходимости доливают его. Для проверки уровня масла отворачивают контрольную пробку 9 (см. рис. 77). Из отверстия должно показаться масло. Доливают масло через отверстие для сапуна 1 до появления его из отверстия контрольной пробки. Подтягивают крепления фланцев-вилок карданных валов.

При ТО-3 проверяют уровень масла в картере промежуточной опоры и при необходимости доливают его. Снимают сапун, промывают его в дизельном топливе, продувают сжатым воздухом и устанавливают на место.

При сезонном техническом обслуживании заменяют масло в картере промежуточной опоры в соответствии с предстоящим сезоном эксплуатации. Для более полного удаления отработанного масла и осадка из прохмежуточной опоры рекомендуется наехать правым задним колесом на брус высотой 150...200 мм, чтобы сливное отверстие оказалось в нижнем положении, и сливать масло вскоре после остановки трактора. Заправлять масло следует через отверстие для сапуна 1 специальным шприцем или мерной посудой вместимостью 2 л. Промывают сапун.

Текущий ремонт карданной передачи. В процессе эксплуатации возможно возникновение неисправностей карданной передачи, основные из которых приведены в таблице 19.

Реклама