Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Тракторы Кировец

Электрооборудование

Назначение и устройство. Электрооборудование тракторов Кировец предназначено для пуска дизеля, привода вентиляторов и насосов систем предпускового обогрева и пуска, отопления и вентиляции кабины, звуковой и световой сигнализации, освещения пути и фронта работ, измерения параметров работы агрегатов и других вспомогательных целей. Схема электрооборудования — однопроводная, минусовые зажимы соединены с массой трактора. Напряжение в сети тракторов 12В, а в цепях стартера и электродвигателя привода маслозакачивающего насоса (только на тракторе К-701)—24 В.

Источниками энергии служат генератор Г287-Д и аккумуляторные батареи 6ТСТ-182ЭМС. К регулирующим и распределяющим устройствам относятся реле-регулятор РР385Б, выпрямитель В-150, прерыватели, переключатели, розетки и щитки приборов, щитки рулевой колонки и щитки пуска в зимних условиях, к исполнительным механизмам — стартер типа СТ103, электродвигатели МЭ222 нагнетателя системы обогрева, МЭ22 — отопителя-вентилятора, МН-1 — маслозакачивающего насоса, МЭИ — вентилятора водителя, фары типа ФГ122 и ФГ16, фонари ПФ204, ПФ209 и ФП200, плафон ПК201, звуковой сигнал С311,,спирали накаливания и нагрева топлива и другие элементы. Вспомогательные механизмы— со единительные панели, выключатель аккумуляторных батарей, электроприборы и др.

Генератор Г287-Д — трехфазный, синхронный, с электромагнитным возбуждением, со встроенным кремниевым выпрямителем. Он служит для питания потребителей электроэнергии трактора и для подзарядки аккумуляторных батарей. Генератор работает в комплекте с реле-регулятором РР385-Б. На дизеле ЯМЗ-240Б он установлен на специальном кронштейне и приводится в действие от шкива вентилятора клиновым ремнем, общим для генератора и компрессора.

Корпус генератора состоит из крышек 17 и 19 (рис. 106) и статора 9, соединенных болтами. На внутренней поверхности статора уложена трехфазная обмотка, соединенная по схеме звезда. Вал 13 ротора вращается на двух шарикоподшипниках, установленных в крышках.

На него напрессована втулка 14 с обмоткой возбуждения 15. К втулке прилегают полюса 8, перекрывающие обмотку возбуждения. На изоляционной втулке, посаженной на шлицы вала ротора, установлены контактные кольца /, к которым припаяны концы обмотки возбуждения. На сегментной шпонке одного из концов вала ротора размещен и закреплен ганкой приводной шкив 12.

В крышке 19 закреплен винтами выпрямительный блок 18 и щеткодержатель 5 с крышкой 6, щетками 4 и пружинами. Винт массы и вывод + на торце крышки 19 соединяют соответственно с корпусом реле-регулятора и амперметром, а вывод III на торце щеткодержателя — с зажимом Ш реле-регулятора.

Ниже приведены технические характеристики генераторов, устанавливаемых на тракторах Кировец. Значение номинальной частоты вращения 1020 мин-1 получено при температуре окружающей среды и генератора 15...35° С и напряжении в цепи 14 В, а значение 1400 — при температуре 15...25°С и напряжении 12,5 В.

Реле-регулятор РР385-Б предназначено для автоматического регулирования напряжения в сети в пределах 13,5..14,3В летом и 14,3...15,5 В зимой. Основные его части: блок электромагнитных реле, в котором расположены регулятор KV напряжения (рис. 107), реле КА защиты транзистора, резисторы Rl, R2, R3, R4, R5 и RK, отсек корпуса, в котором размещены транзистор VT и диоды VD1 и VD2, переключатель посезонной регулировки SA. Регулятор напряжения KV — электромагнитное реле с двумя парами контактов. Электромагнитное реле КА—с одной парой нормально разомкнутых контактов, оно защищает транзистор от коротких замыканий в цепи питания обмотки возбуждения. Нормально разомкнутые контакты обоих реле включены между зажимом В и базой транзистора, что позволяет управлять транзистором.

Транзистор представляет собой полупроводниковый усилительный элемент с тремя выводами! 9 — эмиттер, к — коллектор и б — база. Он непосредственно регулирует ток возбуждения генератора, а следовательно, и его напряжение.

Выпрямитель В-150— селенового типа, предназначен для совместной работы с генераторами Г275 и Г285, не имеющими встроенных выпрямителей тока.

Он представляет собой набор элементов, собранных на двух шпильках 8 (рис. 108) между кронштейнами 12 и закрытых кожухом 11. Каждый элемент выпрямителя установлен на изоляционной шайбе 1. Он состоит из прямо угольной алюминиевой б, контактной 2 и дистанционных стальных 7 шайб, а также из соединительных латунных перемычек 3. На одну из сторон шайбы 6 нанесен полупроводниковый слой 5 селена, на который напылен запирающий слой 4, состоящий из сплава металлов олова, кадмия и висмута.

Рабочие элементы обладают свойством хорошо проводить ток в направлении от сплава металлов к селену и плохо — в обратном направлении. Обратный ток выпрямителя не должен превышать 2,3 А. Ток со стороны сплава металлов снимается контактной упругой шайбой 2, а со стороны селенового слоя — стальной шайбой 7. На торцах кожуха 11 выполнены три зажима 9 переменного тока и два зажима 10 постоянного тока.

Электродвигатели, устанавливаемые на тракторах Кировец, относятся к исполнительным механизмам электрооборудования.

Электродвигатель МЭ222 предназначен для привода крыльчатки и насоса системы предпускового обогрева двигателя на тракторах К-700А и K-70I. Это односкоростной электродвигатель постоянного тока, последовательного возбуждения, с повторно-кратковременным режимом работы. Основные его части: корпус, якорь 4 (рис. 109) с обмоткой 8 и коллектором; полюсные башмаки 5 с обмоткой возбуждения 3; подшипниковое и щеточное соединения. Корпус состоит из трубы (статора) 2 и двух крышек 6 и 10, стянутых двумя шпильками 9. В крышках установлены шарикоподшипники 7 и 11, заполненные одноразовой смазкой и уплотненные с двух сторон. В крышке 10 закреплены также держатели с двумя графитовыми щетками и пружинами. Щетки закрыты съемным кожухом 1. Одна из щеток (неизолированная) соединена с корпусом, другая (изолированная)—с обмоткой возбуждения 3. Цепь питания электродвигателя: зажим 12— обмотка возбуждения 3— изолированная щетка—обмотка 8 якоря — неизолированная щетка — корпус 2— клемма масса.

Электродвигатель МЭ22 применяют для привода крыльчатки системы отопления и вентиляции кабины на тракторах К-700А и К-701. Это электродвигатель постоянного тока, параллельного возбуждения, с внутренней вентиляцией. Его устройство аналогично устройству электродвигателя МЭ222. Цепь питания электродвигателя: зажим — изолированная щетка — две параллельные ветви: обмотка возбуждения — неизолированная щетка — клемма масса и обмотка якоря — неизолированная щетка — клемма масса.

Электродвигатель МЭИ предназначен для привода вентилятора обдува водителя. Его устанавливают на щитке приборов всех тракторов Кировец. Это электродвигатель постоянного тока, последовательного возбуждения. Отличительная особенность электродвигателя — наличие двух самоустанавливающихся подшипников из порошковых материалов, пропитанных маслом. Подшипники центрируются пластинчатыми пружинами и ограничиваются от смещения в осевом направлении держателем. Цепь питания электродвигателя: зажим — обмотка возбуждения — изолированная щетка — обмотка якоря — неизолированная щетка — корпус — клемма масса трактора.

В результате взаимодействия магнитных полей якорной и статорной обмоток при прохождении по ним тока вращается вал якоря.

Ниже приведены технические характеристики электродвигателей, устанавливаемых на тракторах Кировец.

Фары ФП22-БВ служат для освещения передней зоны обзора. К основным частям фары относят: корпус 4 (рис. НО), оптический элемент 3, лампу 7, экран 12 и регулировочные винты 2. Установочное кольцо 5 прижимается к корпусу фары пружинами 6 и фиксируется регулировочными винтами 2. Оптический элемент прижат к установочному кольцу наружным ободком 1, который крепят к корпусу фары винтом 11.

Звуковой сигнал предназначен для предупреждения людей, находящихся вблизи трактора. До 1978 г. его устанавливали изнутри на капоте облицовки, а позднее — на радиаторе системы охлаждения двигателя.

Сигнал С56-Г — электрический, постоянного тока, собран по двухпроводной схеме. Основные детали его: корпус 8 (рис. 111), электромагнит 10, прерыватель 9, искрогасящий конденсатор 11, мембрана 7 с якорем 6 и резонатором 5. При включении сигнала в цепь питания электромагнит притягивает якорь, который нажимает на пластину прерывателя, размыкает его контакты и разрывает цепь питания электромагнита. Мембрана под действием сил упругости возвращается в исходное положение, контакты прерывателя снова замыкаются, и процесс повторяется до тех пор, пока нажата кнопка сигнала.

Звучание сигнала зависит от многих факторов и регулируется изменением зазора между якорем и электромагнитом.

Амперметр АП104 служит для измерения силы тока. Он состоит из корпуса, алюминиевой шинки 5 (рис. 112), постоянного магнита 4, стального якорька 3 и стрелки 2. Якорек и стрелка установлены на одной оси, но в перпендикулярных плоскостях. При прохождении тока по шинке в результате взаимодействия магнитных полей шинки и якорька последний совместно со стрелкой отклоняется от нулевого положения на угол, прямо пропорциональный силе тока. При изменении направления тока в шинке стрелка отклоняется в другую сторону.

Тахоспидометр — комбинированный прибор, предназначенный для измерения частоты вращения коленчатого вала, скорости движения трактора и суммарного числа условных моточасов работы (условный моточас численно равен числу оборотов коленчатого вала двигателя за 1 ч работы с номинальной частотой вращения).

В тахоспидометре ТХ133 (рис. 113, а) устанавливаемом на тракторах 14-701 и К-700А, две шкалы для определения скорости движения трактора: 3...15 км/ч с ценой деления 1 км/ч и 10...35 км/ч с ценой деления 2,5 км/ч. Так как номинальная частота вращения коленчатого вала дизеля 1900 мин-1, то условный моточас составляет 1900x60=114 000 оборотов коленчатого вала.

В тахоспидометре ТХ109 (рис. 113, б), устанавливаемом на тракторе К-700, четыре шкалы для определения скорости движения трактора: 2...6, 3...10 и 5...15 км/ч с ценой деления 1 км/ч и 10...35 км/ч с ценой деления 5 км/ч. Номинальная частота вращения коленчатого вала 1700 мин-1, условный моточас составляет 102 000 оборотов коленчатого вала.

Приводной валик 11 тахоспидометров соединен гибким валом с червячной передачей, установленной на валу привода масляного насоса коробки передач. На валик 11 с натягом насажен постоянный дискообразный магнит 1. Чашеобразная алюминиевая картушка 3 установлена концентрично магниту 1 на одной оси со стрелкой прибора. При вращении приводного валика в картушке индуктируется электродвижущая сила, создающая вихревые токи и, следовательно, магнитное поле. В результате взаимодействия магнитных полей дискообразного магнита 1 и картушки соединенная с последней стрелка прибора поворачивается на угол, прямо пропорциональный частоте вращения приводного валика. Один конец стрелки указывает частоту вращения коленчатого вала двигателя, а другой—скорость движения трактора. Привод от валика 11 к счетному устройству 8 выполнен в виде трех червячных передач 10. В счетном устройстве после 9999 мото-ч устанавливаются нули.

Электромагнитный манометр предназначен для контроля за работой смазочных систем двигателя и коробки передач, а также пневмосистемы трактора. В первых двух системах установлены указатель давления УК146 и датчик ММ355, в третьей — указатель УК 138 и датчик ММ359. Эти приборы конструктивно подобны, различаясь лишь пределами измерения давления, а именно: 0...1 и 0...1.5 МПа.

Датчик ММ355 (рис. 114) состоит из корпуса 5, диафрагмы 4 и ползункового реостата. Подвижный контакт реостата соединен системой рычагов с диафрагмой. Когда давление в системе увеличивается, диафрагма прогибается и перемещает подвижный контакт реостата, изменяя его сопротивление.

Указатель УКН 6 состоит из корпуса 19 с экраном, предотвращающим влияние посторонних магнитных полей, трех катушек W1, W2, W3, подвижного кольцевого постоянного магнита 16 со стрелкой 18, установленных на одной оси, и неподвижного постоянного магнита 20 для установки стрелки на нулевое деление шкалы. При прохождении тока по катушкам создается результирующее магнитное поле, взаимодействующее с магнитным полем подвижного кольцеобразного магнита. В результате стрелка устанавливается в положение, соответствующее давлению рабочей среды в системе.

Электромагнитный термометр предназначен для контроля за работой смазочной системы и системы охлаждения двигателя. Он состоит из указателей УК108, УКП8 и датчика ТМ100. Указатели различаются надписями на шкалах: Масло или Вода. Они конструктивно подобны указателю УК146. При колебании температуры охлаждающей жидкости резко изменяется сопротивление датчика, что приводит к изменению силы тока в катушках указателя. В результате кольцевой магнит со стрелкой поворачивается на деление шкалы, соответствующее температуре охлаждающей жидкости.

Датчик ТМ100 (рис. 115) состоит из корпуса 4, терморезистора 1, пружины 3 и изоляционной втулки 5. Терморезистор представляет собой полупроводниковую шайбу, изготовленную из смеси окисей меди и марганца. Сопротивление ее изменяется обратно пропорционально температуре.

Датчик ТМ103 сигнализатора аварийной температуры охлаждающей жидкости установлен в водяном коллекторе двигателя. Он состоит из корпуса 5 (рис. 116), латунного патрона 2, биметаллической пластины 3, контактного устройства и регулировочного винта /. Подвижный контакт приклепан к пассивному слою биметаллической пластины, а неподвижный — к регулировочному винту.

Сигнализатор с контрольной лампой ПД20-Е включен в цепь аккумуляторной батареи. При нормальной температуре охлаждающей жидкости контакты датчика разомкнуты, при температуре 371...377К (98...104°С) биметаллическая пластина изгибается настолько, что контакты замыкаются и включают в электрическую цепь сигнальную лампочку.

Отличительные особенности электрооборудования трактора К-700. Генератор Г285 (или Г275) не имеет встроенного выпрямителя тока и работает в комплекте с селеновым выпрямителем В-150. Четыре аккумуляторные батареи 6СТМ-128 соединены параллельно и размещены в двух контейнерах. Емкость каждой батареи при 20-часовом разряде и средней температуре электролита 303К (30°С) составляет 128 А-ч. Аккумуляторные батареи установлены по бокам трактора в зоне передней опоры шарнира.

Применяемый стартер СТ103 конструктивно аналогичен стартеру СТ103-01, устанавливаемому на тракторах К-700А и К-701, отличаясь от него меньшими мощностью (7 кВт вместо 8,1 кВт), напряжением включения реле стартера (18В вместо 20 В) и давлением щеточных пружин (12,5... 15 Н вместо 13,5...16,5 Н). В та-хоспидометре ТХ109 четыре шкалы для определения скорости движения трактора. Щиток пуска дизеля в зимних условиях установлен на облицовке радиатора, в то время как на тракторах К-701 и К-700А—на левом контейнере. Выключатель массы ВК318 не имеет дистанционного управления и установлен в кабине справа от водителя. Отопитель-вентилятор установлен за дополнительным сиденьем, а не на передней стенке снаружи кабины, как на тракторах К-700А и К-701.

Состав электрооборудования трактора К-700 приведен в приложении 1.

Принцип действия. Различают следующие пять этапов работ: 1) электросистемы предпускового обогрева дизеля; 2) системы электропуска дизеля; 3) системы электроснабжения; 4) системы отопления и вентиляции кабины; 5) питание потребителей внешнего и внутреннего освещения.

Первый этап. При предпусковом обогреве дизеля последовательно включают спираль нагрева топлива, спираль накаливания горелки и электродвигатель нагнетателя котла обогрева. На щитке 2 (рис. 117) пуска дизеля в зимних условиях предусмотрены выключатель / и переключатели 3, 6. При включении выключателя 1 ток идет по цепи: зажим Ч- правой аккумуляторной батареи 11—провод +114—зажим 4- Б1 переключателя 8 аккумуляторных батарей — провод 118— амперметр — провод 183 — предохранитель 5 — провод 101 — провод 39 — предохранитель 5—провод 151—выключатель 1—провод 19—провода 17— спираль 15 нагрева топлива — клемма масса—зажим — батареи 11.

К зажиму + Б1 подводится также ток левой аккумуляторной батареи по цепи: зажим + батареи 9 — провод + 113—провод 93—зажим + Б2 переключателя аккумуляторных батарей— за мкнутые контакты переключателя (когда двигатель не работает)— зажим + Б1. Поэтому работу системы предпускового обогрева двигателя обеспечивают обе аккумуляторные батареи. При включении переключателя 6 в положение I ток идет по цепи: зажим + Б1 переключателя 8 — провод 118—амперметр — провод 183—предохранитель 5 — провод 101—провод 39—предохранитель 5—провод 156—переключатель 6—провод 33— провод 131—спираль 17 накаливания — клемма масса —з ажимы — аккумуляторных батарей 9 и 11.

При выключении выключателя 1 и переводе переключателей 3 в положение 1 и 6 в положение II электродвигатель получает питание по цепи: предохранитель 5—провод 156— переключатель 6— провод 155—переключатель 3—пусковой резистор 4—провод 31—провод 98—электродвигатель 16—провод 96— клемма масса Затем через 2...4 с переводят переключатель 3 в положение /У, исключая из цепи питания пусковой резистор, необходимый для уменьшения пускового тока. После прогрева двигателя выключают переключатели 3, 6 и выключатель /.

Второй этап работы подробно рассмотрен в § 8 главы 2.

Третий этап. Когда двигатель работает с малой частотой вращения коленчатого вала, частота вращения вала якоря генератора также мала и напряжение генераторной установки меньше напряжения аккумуляторных батарей. В этом случае ток к потребителям электроэнергии поступает от аккумуляторных батарей по цепи: зажим +Б 1 переключателя 9 (рис. 118)—провод 118—амперметр — провод 183—предохранитель блока 4 защиты, провода 112, 101 и далее на все включенные потребители.

Цепь питания обмотки возбуждения генератора: зажим предохранителя блока 4—провод 125—зажим В реле-регулятора 3— диод УД1—транзистор VT — зажим Ш реле-регулятора — провод 11—обмотка возбуждения генератора 1—клемма масса. Цепь питания реле-регулятора: диод VД1-ускоряющий резистор R2 — обмотка регулятора напряжения KV — резистор RK — клемма масса.

С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя напряжение генератора возрастает до тех пор, пока не включится регулятор напряжения реле-регулятора. Проходящий по обмотке регулятора напряжения ток вызовет увеличение электромагнитного поля его сердечника, и контакты KV-1 замкнутся. При этом разность потенциалов базы и эмиттера транзистора будет равна падению напряжения на диоде УД 1, так как к базе и эмиттеру в этом случае подводится + генератора.

Транзистор закроется, и ток в обмотку возбуждения будет проходить по цепи: зажим В реле-регулятора — диод УД1— резисторы R2 и R3 — зажим Ш реле-регулятора — провод 11—обмотка возбуждения генератора — клемма масса. Сила тока резко уменьшится при прохождении по дополнительному разистору R3. Напряжение генератора снижается до тех пор, пока контакты KV-1 не разомкнутся и транзистор не откроет эмиттерно-коллекторный переход для тока, идущего в обмотку возбуждения генератора.

При этом реле-регулятор поддерживает напряжение в пределах 13,5...14,3В летом и 14,3...15,5 В зимой. Цепь питания потребителей и аккумуляторных батарей от генератора следующая: зажим + генератора — провод 101—предохранитель блока 4 — соединительная шина на предохранители щитка приборов — провод к потребителю — клемма масса. Аккумуляторные батареи заряжаются по цепи: предохранитель блока 4 — провод /S3— амперметр-провод 118— зажим +Б 1. Далее ток идет по двум параллельным цепям: провод +114— зажим + аккумуляторной батареи 11 и параллельно соединенные контакты КМ 1.1 и КМ 1.2 — зажим + Б2 переключателя 9 — провода 93 и +113 — зажим + аккумуляторной батареи 10 — провод — 115 — зажим — Б2 — параллельно соединенные контакты КМ 1.3 и КМ1.4 — зажим М переключателя 9 — провод — 94 предохранитель IU4 — провод — 94 — выключатель аккумуляторных батарей — клемма масса.

При нормальной работе транзистором управляет регулятор напряжения. Нормально замкнутые контакты KV.1 постоянно открыты, и цепь реле защиты КА транзистора разомкнута. При коротком замыкании (на массу) в цепи обмотки возбуждения напряжение генератора снижается, контакты KV.1 замыкаются, и обмотка реле защиты КА транзистора оказывается под полным напряжением аккумуляторной батареи. Реле защиты срабатывает, контакты KV.1 замыкаются, и база транзистора соединяется с + источника тока. Транзистор закрывается и отключается от короткого замыкания.

Четвертый этап. При включении кнопки масса и выключателя электродвигателя отопителя-вентилятора кабины цепь питания потребителей следующая: зажим + Б1 (суммируются токи обеих аккумуляторных батарей)—п ровод 118 — амперметр — провод 183 — шинка блока предохранителей — предохранитель блока 5. Далее цепь разветвляется. Первая цепь питания: провод 2 — кнопка 7 масса — провод 242 — зажим соединительной панели 8 — провод 242 — зажим выключателя аккумуляторных батарей 12 — обмотка выключателя аккумуляторных батарей — провод 244 — провод 116 — зажим — ак кумуляторной батареи — провод +114— зажим Б1 переключателя аккумуляторных батарей. В результате прохождения тока по обмотке выключателя замкнутся контакты, и аккумуляторные батареи через провод 90 соединятся с массой трактора. Вторая цепь питания (на рисунке 118 не показана): провод 173 — выключатель электродвигателя отопителя-вентилятора — провод 205 — девятый зажим соединительной панели— пр овод 205 — зажим электродвигателя отопителя-вентилятора — параллельно соединенные обмотки возбуждения и якоря — провод 77 —клемма масса.

Пятый этап. Цепь питания потребителей внешнего и внутреннего освещения: зажим + Б 1 переключателя аккумуляторных батарей — провод 118—амперметр — провод 183—зажим блока предохранителей.

Техническое обслуживание. При ЕТО проверяют работу приборов освещения и сигнализации, а также герметичность аккумуляторных батарей.

При ТО-1 проверяют натяжение ремня привода генератора, уровень электролита, состояние зажимов и вентиляционных отверстий в пробках аккумуляторных батарей, крепление агрегатов электрооборудования, при необходимости доливают дистиллированную воду и смазывают неконтактные части зажимов и наконечники проводов техническим вазелином.

При ТО-2 проверяют плотность электролита и степень заряженности аккумуляторных батарей, при необходимости их заряжают или заменяют.

При ТО-3 проверяют регулируемое напряжение реле-регулятора, правильность показаний контрольных приборов по эталонным приборам, состояние электропроводов. Через 1500 мото-ч снимают с двигателя стартер, а через 5000 мото-ч — генератор и проводят их техническое обслуживание.

При СТО устанавливают винт посезонной регулировки реле-регулятора в положение, соответствующее сезону, а также доводят до нормы плотность электролита в аккумуляторных батареях.

Уровень электролита в аккумуляторных батареях проверяют следующим образом. Вывертывают пробки и опускают стеклянную трубку диаметром 5...10 мм с рисками на высоте 10...15 мм от нижнего конца до упора в защитные решетки пластин. Зажимают верхнее отверстие трубки пальцем и вынимают трубку. Электролит должен быть между рисками. Если уровень электролита ниже 10 мм, доливают дистиллированную воду.

Плотность электролита проверяют следующим образом. Погружают поочередно в каждый элемент батареи наконечник денсиметра, предварительно сжав резиновую грушу, и набирают в его пипетку такое количество электролита, при кртором всплывает ареометр. Разность плотности электролита в элементах аккумуляторной батареи не должна превышать 0,01 г/смз.

Степень заряженности аккумуляторной батареи проверяют двумя способами: 1) по плотности электролита, если известна первоначальная плотность полностью заряженной батареи; 2) по напряжению под стартерной нагрузкой. При проверке степени заряженности по первому способу необходимо замерить температуру электролита. Если она меньше или больше 288К (15°С), то к измеренной плотности вносят поправку в соответствии с таблицей 25.

Заряженность аккумуляторной батареи определяют по наименьшей плотности электролита в одном из элементов в соответствии с таблицей 26.

При проверке по второму способу (по напряжению) поочередно подключают ножки нагрузочной вилки к зажимам элемента на

5 с, фиксируя показания вольтметра. Разность напряжения в элементах одной батареи не должна превышать 0,2 В. При большей разности батарею заменяют. Разряженность батареи определяют в соответствии с приведенными ниже данными.

Батареи, разряженные более чем на 50% летом и более чем на 25% зимой, заряжают или заменяют новыми.

Регулятор напряжения проверяют в такой последовательности.

1. Выключают выключатель аккумуляторных батарей.

2. Снимают крышку реле-регулятора и присоединяют зажим + вольтметра (его класс точности должен быть не ниже 1,0) к зажиму В реле-регулятора, а зажим — во льтметра — к клемме масса.

3. Включают выключатель аккумуляторных батарей и пускают дизель, прогревают его до нормальной температуры, и доводят частоту вращения коленчатого вала до номинальной.

4. Определяют по вольтметру регулируемое напряжение, которое должно быть в пределах 13,5...14,3В летом (переключатель SA в положении Л) и в пределах 14,3... 15,5 В зимой (переключатель SA в положении 3). При необходимости напряжение регулируют, изменяя натяжение пружины регулятора специальной вилкой или плоскогубцами с тонкими губками (ими подгибают нижний крючок, к которому прикреплена пружина). При регулировании запрещено касаться инструментом массы трактора во избежание короткого замыкания и выхода реле-регулятора из строя.

5. Отключают переносной вольтметр и устанавливают крышку реле-регулятора на место.

Стартер проверяют и регулируют в последовательности, описанной в § 8 главы 2.

Генератор обслуживают следующим образом.

1. Снимают генератор с дизеля и очищают от пыли и грязи.

Проверяют высоту щеток, которая должна быть не менее 7 мм. При замене щеток зачищают контактные кольца мелкой стеклянной шкуркой и протирают чистой тряпкой, смоченной в бензине.

Проверяют усилие щеточных пружин при их сжатии до 17,5 мм. Оно должно быть не менее 2,2 Н.

Устанавливают генератор на место и регулируют натяжение приводного ремня.

Пускают дизель и прогревают его до номинальной температуры.

Устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала, подключают нагрузку (потребители) и проверяют регулируемое напряжение, которое должно быть 13,5...14,3В летом и 14,3...15,5 В зимой. При этих же условиях фиксируют показание амперметра. Стрелка должна показывать зарядный ток аккумуляторных батарей. Останавливают дизель, не отключая нагрузки. Амперметр должен показывать разрядный ток аккумуляторных батарей.

Контрольно-измерительные приборы проверяют с помощью прибора Э-204, состоящего из корпуса 12 (рис. 119), поршневого воздушного насоса, нагревателя 25, угломера и передней панели. Воздушным насосом создают давление при проверке датчиков давления и манометров. Нагреватель 25 и контрольный термометр 26 используют при проверке датчиков температуры и сигнализаторов аварийной температуры. Угломер применяют при проверке датчиков электромагнитных указателей уровня топлива. Прибор и нагреватель питаются от аккумуляторной батареи напряжением 12 или 24 В.

Амперметр (рис. 119, а) проверяют следующим образом.

Отсоединяют провод от зажима + аккумуляторной батареи трактора.

Соединяют один (красный) провод шнура 5 с освободившимся зажимом аккумуляторной батареи, а другой —с ранее отсоединенным проводом трактора.

3. Включают шнур 8 в гнездо 9 прибора.

Переводят переключатель 22 рода проверок в положение А (на рис. 119 не показано).

Включают один из потребителей 29 энергии и, нажимая на кнопку 4 Отсчет, сравнивают показания проверяемого амперметра 30 и микроамперметра // по шкале с пределом измерений до 20 А. Допустимая разница показаний проверяемого и контрольного приборов должна составлять ±15% верхнего предела измерения проверяемого амперметра.

Логометрические манометры (рис. 119, б) давления масла в системах двигателя и коробки передач, а также давления воздуха в пневмосистеме проверяют в такой последовательности.

1. Снимают датчик, не нарушая соединения его с электрической схемой трактора, навинчивают на него переходный штуцер и соединяют с муфтой прибора Э-204.

2. Движением рукоятки 17 воздушного насоса создают необходимое давление и сравнивают показания проверяемого 23 и контрольного 18 манометров. Разность показаний их в интервале измерений 0,4...0,9 МПа не должна превышать 0,05 МПа.

При большей разности проверяют отдельно датчик. Его подключают к прибору вместе с аккумуляторной батареей. Провод с красной меткой шнура 1 соединяют с зажимом + аккумуляторной батареи. Переключатель 22 ставят в положение Д (на рис. 119 не показано) в секторах Т и Р. Сначала фиксируют показания микроамперметра 11 при отсутствии давления. Затем воздушным насосом создают давления 0,5 и 1 МПа, контролируемые по манометру 18, выдерживают их в течение 2 мин в каждой контрольной точке и при нажатой кнопке 4 Отсчет фиксируют показания микроамперметра. Давлениям по манометру 0, 0,5 и 1 МПа должны соответствовать показания микроамперметра 15, 35 и 105 мкА. По результатам измерений определяют, какой элемент манометра неисправен (датчик или указатель), и заменяют его.

Логометрические термометры (рис. 119, в) охлаждающей жидкости и масла проверяют следующим образом.

1. Устанавливают в нагреватель 25 прибора Э-204 контрольный термометр 26 и снятый без нарушения соединения с электрической схемой трактора датчик ТМ100.

Подключают нагреватель к гнезду 7 Нагрев, а аккумуляторную батарею к гнезду 2 Сеть.

Устанавливают переключатель 6 в положение 12В и сравнивают показания проверяемого и контрольного термометров. Разница показаний не должна превышать 5°. При большей разнице подключают датчик к гнезду 15 прибора, переводят переключатель 22 в положение 500 в секторе Омметр, включают нагреватель переключателем 6, нагревают воду ступенчато с выдержкой 2 мин при каждой температуре до 313, 353 и 373К (40, 80 и 100° С) и фиксируют показания прибора. Указанным температурам должны соответствовать следующие показания микроамперметра: 165... 184, 86...Э 7 и 61...68 мкА. По результатам измерений определяют, какой элемент термометра неисправен (датчик или указатель), и заменяют его.

Сигнализатор аварийной температуры Вода двигателя + 100° С проверяют в следующем порядке.

Переводят переключатель 22 рода проверок в положение Сигнал, устанавливают сигнализатор в нагреватель.

Включают нагреватель, подогревают воду до температуры, соответствующей моменту загорания сигнальной лампы 14, и фиксируют показание контрольного термометра. Лампа должна загораться при температуре 371...377К (98...104°С).

Передние фары ФП22-БВ рекомендуется регулировать в крытом затемненном помещении габаритами не менее 20Х Х6Х5 м. При отсутствии помещения допускается регулировать фары на горизонтальной площадке площадью не менее 120 м 2 в темное время суток. Разметка горизонтальной площадки экрана показана на рисунке 120.

Трактор устанавливают так, чтобы продольные плоскости симметрии левых колес совпадали с осевой линией А1А2, правых — с линией Б1Б2. На расстоянии 10 м от бампера устанавливают белый полотняный экран размером 5x2 м с нанесенной согласно чертежу разметкой. Линии О2О3, A2A3 и Б2Б3 экрана должны быть перпендикулярны осевым линиям горизонтальной площадки О1О2, А1А2 и Б1Б2.

Фары регулируют при работающем с номинальной частотой вращения коленчатого вала двигателе. Доводят давление воздуха в передних шинах до 0,17 МПа, в задних до 0,16 МПа, снимают ободки и очищают фары. Включают ближний свет и регулируют боковым и верхним регулировочным винтами правую фару при закрытой плотным тканым материалом левой фаре. Фару регулируют так, чтобы в нижней части экрана была более светлая зона, а в верхней — менее светлая. Разделительная линия должна быть четкой, проходить по линии XX до пересечения с осевой линией Г2Г3 и далее уходить вправо вверх.

При регулировании левой фары прикрывают правую. Разделительная линия световых зон должна проходить также по линии XX до пересечения с осевой линией B2B3 и далее вправо вверх. После регулирования ближнего света проверяют правильность расположения световых пятен обеих фар при включении дальнего света. Максимальные освещенности световых пятен, создаваемых пучками дальнего света, должны находиться внутри малых прямоугольников, расположенных на пересечении осевой линии XX с линиями В2В3 и Г2Г3, площадь каждого из которых 0,1 м 2 ,

Текущий ремонт. В процессе эксплуатации трактора возможно возникновение неисправностей электрооборудования.

Аккумуляторную батарею заменяют следующим образом.

1. Вывинчивают винты и открывают верхнюю и боковую крышки аккумуляторного отсека контейнера.

2. Отворачивают гайки со шпилек контейнера и снимают угольник крепления.

3. Отсоединяют провода +114 и — 116 от зажимов аккумуляторной батареи.

4. Извлекают аккумуляторную батарею из отсека, устанавливают ее на опоры боковой крышки, выдвигают рукоятки и снимают аккумуляторную батарею с трактора.

5. Очищают наконечники проводов от окислов и грязи.

6. Устанавливают аккумуляторную батарею в последовательности, обратной снятию. После установки неконтактные части наконечников проводов и зажимы смазывают техническим вазелином.

Генератор заменяют в такой последовательности.

1. Сдвигают резиновые наконечники с зажимов генератора.

2: Отсоединяют от генератора металлические наконечники проводов 11 (от зажима Ш), 101 и 112 (от зажима + ) и 48 (от зажима —).

3. Отворачивают болт крепления генератора к натяжной планке.

4. Снимают приводной ремень со шкива генератора.

Отворачивают гайки, вынимают два пальца крепления генератора к кронштейну, установленному на корпусе-кронштейне гидромуфты, и снимают генератор с двигателя.

Устанавливают новый или отремонтированный генератор в последовательности, обратной снятию.

Надевают приводной ремень на шкив генератора и регулируют натяжение.

Стартер заменяют в последовательности, описанной в §8 главы 2.

Реле-регулятор заменяют в следующем порядке.

1. Выключают выключатель массы.

2. Сдвигают резиновые наконечники с зажимов реле-регуляторов и отсоединяют металлические наконечники проводов // от зажима Ш, 125 от зажима В и 48 от зажима — аккумуляторной батареи.

3. Снимают реле-регулятор с трактора.

4. Устанавливают реле-регулятор в последовательности, обратной снятию.

5. Пускают дизель и проверяют регулируемое напряжение.

Переключатель аккумуляторных б а т а р е й заменяют в такой последовательности.

1. Снимают переднюю верхнюю крышку левого контейнера.

2. Отсоединяют от переключателя провода +114 и 118 (от зажима + Б1), 93 (от зажима +Б2), — 115 (от зажима —Б 2), 94 (от зажима М), 25 и 103 (от зажима Рс), а также провода 52 и 53.

Снимают полупроводниковый диод с кронштейном.

Извлекают кронштейн в сборе с двумя предохранителями.

Снимают переключатель аккумуляторных батарей.

6. Устанавливают переключатель в последовательности, обратной снятию.

Выключатель массы с дистанционным управлением заменяют следующим образом.

1. Снимают переднюю верхнюю крышку левого контейнера.

Отсоединяют от выключателя провода — 94. —116, 242, 244 и провод, идущий от клеммы масса.

Снимают выключатель. Устанавливают его в последовательности, обратной снятию.

Звуковой сигнал заменяют следующим образом.

Открывают крышку капота облицовки и стопорят ее.

Отсоединяют от сигнала провода 22 и 217.

Снимают звуковой сигнал.

4. Устанавливают сигнал в последовательности, обратной снятию.

Переднюю- фару ФП22-БВ заменяют в такой последовательности.

1. Снимают переднюю верхнюю крышку левого контейнера.

Отсоединяют от панели ПС-12 в бункере левого контейнера голубой и оранжевый провода передней фары.

Вывинчивают винты и снимают последовательно наружный и внутренний ободки, оптический элемент.

Отсоединяют провод 75 и снимают корпус фары в сборе с кронштейном, установочным кольцом и пружинами. Устанавливают фару в обратной последовательности.

Правую фару заменяют аналогично левой.

Реклама