Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Тракторы Кировец

Рабочее место водителя-тракториста и дополнительное оборудование

Рабочее место предназначено для размещения водителя-тракториста с целью управления движением и рабочим оборудованием трактора, контроля за работой агрегатов и систем. На рабочем месте водителю должны быть созданы нормальные условия труда.

Основные части рабочего места: кабина; сиденье; органы управления; щиток приборов; рулевой щиток; отопитель-вентилятор и др.

Кабина — цельнометаллическая, сварная из листовых панелей, двухдверная, выполнена в форме прямоугольной призмы со скошенной задней стенкой. Кабина состоит из передней, задней и двух боковых стенок, пола, крыши и дверей. Передняя стенка — прямая, с тремя проемами для стекол и одним для установки радиатора системы отопления и вентиляции. В задней стенке предусмотрены два проема для стекол и третий для крепления крышки (защитного кожуха гидрораспределителя навесного устройства). Верхняя половина задней стенки наклонена внутрь кабины. В боковых стенках по одному проему под стекла.

В полу выполнено пять люков с крышками для доступа к механизмам, расположенным под кабиной, а в крыше — два люка прямоугольной и круглой формы для крепления соответственно переходника и вентилятора-пылеотделителя в условиях весенне-летнего периода эксплуатации. От тепловых и шумовых воздействий стенки и пол кабины изнутри и снаружи защищены изоляционным материалом. Прорези в стенках и полу кабины уплотнены резиновыми чехлами, кольцами и прокладками. Двери кабины оборудованы замками, закрывающимися изнутри защелками, а снаружи (только правая дверь) — ключом. В открытом положении двери удерживаются фиксаторами. Кабину устанавливают на постаменте с помощью четырех амортизаторов.

Сиденье водителя — одноместное, с мягкими подушкой и спинкой, устройствами регулирования и амортизации. Сиденье состоит из остова 15 (рис. 121), механизма 2 подвески, подушки 12 и спинки 9. Остов представляет собой сварной трубчатый каркас с продольной перегородкой, в которой выполнены два паза для регулирования сиденья в продольном направлении и четыре отверстия под оси крепления спинки сиденья.

Механизм подвески состоит из основания, прикрепленного четырьмя специальными винтами к стенке кабины, двух рычагов (рамок), кронштейна с четырьмя направляющими шпильками, амортизатора 1 и блока 3 пружин. Рычаги установлены на осях, приваренных к передней части основания и кронштейна по схеме параллелограмм, что обеспечивает параллельное перемещение подушки сиденья относительно пола кабины при колебаниях трактора. Амортизатор и пружины отделены один от другого и установлены на оси, закрепленной с одной стороны в отверстиях верхнего рычага, а с другой — в перегородках основания. В местах их крепления установлены резиновые втулки (внизу) и подушки (вверху).

Жесткость сиденья регулируют в зависимости от массы водителя вращением рукоятки 4 до совпадения гайки, поджимающий блок пружин, с цифрой на шкале, соответствующей массе водителя. При вращении рукоятки по ходу часовой стрелки жесткость уменьшается, при вращении против хода часовой стрелки — увеличивается. В передней части основания имеется перегородка с бонкой под винт 16. Вращением рукоятки 17 (при ослабленных винтах крепления механизма подвески к кабине) изменяют высоту установки сиденья в сборе относительно пола кабины, тем самым регулируя сиденье в зависимости от роста водителя.

Подушка и спинка сиденья состоят (каждая) из деревянной рамки с фанерным донышком, набивки из губчатой резины и чехла из винилискожи-Т с прерывистым покрытием на молескине. К донышку подушки привернуты четыре клипса для крепления ее к остову сиденья. На донышке спинки закреплены два сектора 10. Для изменения угла наклона спинки необходимо ее поднять, вывести сектора 10 из зацепления с осями 11, переместить в новое положение и опустить. Для регулирования положения сиденья в продольном направлении нажимают на рукоятку 14 фиксатора, выводя его из зацепления с рейкой 13. Устанавливают сиденье в нужное положение и отпускают рукоятку, вводя фиксатор в зацепление с рейкой 13.

Амортизатор — гидравлический, телескопического типа, состоит из корпуса 1 (рис. 122), резервуара 3, штока 2, поршня 19, клапанов отдачи и сжатия.

При движении остова сиденья вверх корпус 1 амортизатора перемещается вниз относительно штока. При этом уменьшается над-поршневой и увеличивается подпоршневой объемы. Под влиянием давления в надпоршневом объеме рабочая жидкость через вырезы в тарелке 18,.осевые отверстия в поршне 19 и кольцевой зазор между втулкой 20 и тарелкой 21 выталкивается в подпоршне-вое пространство, создавая значительное тормозящее усилие. При движении остова сиденья вниз жидкость перетекает в обратном направлении, отжимая тарелку 18, и создает меньшее усилие.

Органы управления состоят из рулевого колеса, рычагов, рукояток, педалей, кнопок, кранов, выключателей и других деталей и механизмов, с помощью которых водитель управляет трактором и изменяет режим работы его сборочных единиц и агрегатов. Размещение органов управления показано на рисунке 123. Рулевое колесо оснащено механизмом регулирования его угла наклона с ножным приводом фиксирующего устройства. Возможность изменения угла наклона рулевого колеса создает дополнительные удобства как при управлении трактором, так и при доступе к рабочему месту водителя. Устройство регулируемой рулевой колонки описано в главе 6.

Рычаги, рукоятки, краны и педали управления. В кабине трактора в передней, боковой и задней рабочих зонах расположены (см. рис. 123) рулевое колесо 14, педаль 3 подачи топлива, рукоятка 13 ручной подачи топлива; педаль 2 управления колесными тормозами, рычаг 5 стояночного тормоза и тормозов прицепов, педаль 1 управления золотником слива, кнопка 4 на рычаге стояночного тормоза, рычаг 7 (С) переключения передач, рычаг 6 (В) включения муфт грузового вала и заднего хода, рычаг 8 включения заднего моста, рычаг 10 (А) переключения муфты раздаточного вала, рукоятка 9 включения механизма отбора мощности, рычаги 11 гидрораспределителя навесного устройства, рукоятка 15 ручного топливопрока-чивающего насоса, трехходовый кран 16 и два включателя 12 задних фар.

Кроме перечисленных рычагов, доступ к которым свободен, имеются рычаги переключения на буксировку и отключения дизеля от трансмиссии. Первый размещен на коробке передач с правой стороны около фильтра и имеет два фиксированных положения: ниж

нее— П ривод от дизеля и верхнее — Привод от колес. Второй размещен на редукторе привода насосов и имеет два положения: переднее— Д изель соединен и заднее — Дизель отключен.

Приводом подачи топлива управляют педалью и рукояткой. При воздействии на педаль рукоятка подачи топлива не следует за педалью, но фиксирует минимальную подачу и ограничивает ход педали. При перемещении рукоятки на себя подача топлива увеличивается, при этом педаль управления подачей топлива следует за рукояткой.

На стоянках трактор тормозят стояночным тормозом. Для этого несколько раз перемещают (качают) рычаг на себя, затягивая тормоз до полного его затормаживания. Растормаживают тормоз перемещением рычага до отказа вперед при утопленной кнопке. Для автономного подтормаживания прицепов на ходу трактора перемещают рычаг стояночного тормоза с предварительно утопленной кнопкой из крайнего переднего положения на себя.

Схема положений рычагов А, В, С управления коробкой передач показана на рисунке 6.

Задний мо ст вкл ючают, переводя рычаг 8 в переднее положение, и отключают, переводя рычаг 8 в заднее положение. Вал отбора мощности включают перемещением рукоятки 9 по ходу часовой стрелки и отключают перемещением ее против хода часовой стрелки.

Рычаги 11 гидрораспределителя имеют четыре фиксированных положения вперед по ходу трактора соответственно Подъем, Нейтральное, Опускание принудительное и Плавающее. Рычаги из позиций Подъем и Опускание принудительное автоматически возвращаются в позицию Нейтральная в конце рабочего хода гидроцилиндров или при выводе их из фиксированного положения вручную. Рукоятка трехходового крана имеет три положения: Включен левый бак, Баки отключены и Включен правый бак.

Щиток приборов служит для контроля работы моторной установки, коробки передач, тормозной системы и системы электрооборудования. Щиток расположен на передней панели впереди водителя. Для контроля работы моторной установки на щитке приборов установлены приемник 7 (рис. 124) указателя УК118 температуры охлаждающей жидкости, контрольная лампа 8 температуры охлаждающей жидкости двигателя 373К (100°С), приемнике указателя УКЮ8 температуры масла двигателя, приемник 14 указателя УКН6 давления масла дизеля, контрольная лампа 10 Фильтр забит (ПД20-Е), приемник 3 указателя уровня топлива, контрольная лампа 19 резервного количества топлива, срабатывающая, когда в баке остается 50...70 л топлива, рукоятка 6 остановки двигателя и выключатель 12 системы отопления и вентиляции кабины.

Для контроля работы коробки передач на щитке приборов установлены приемник 2 указателя УК 138 давления масла в гидросистеме коробки передач и тахоспидометр 5 (ТХ133) с тросовым приводом от винтовой передачи вала привода масляного насоса коробки передач.

Для контроля за работой тормозной системы на щитке приборов размещены прерыватель 18 (РС492) контрольной лампы падения давления в шинах прицепа, приемник 20 указателя УК146 давления воздуха в пневмосистеме, контрольная лампа 21 минимального давления в пневмосистеме и контрольная лампа 22 падения давления в шинах прицепа и включения стояночного тормоза.

Для контроля за работой системы электрооборудования на щитке приборов установлены указатель тока 1, с помощью которого контролируют режим работы аккумуляторных батарей; контрольная лампа 4 дальнего света фар, установленная в тахо-спидометре и загорающаяся голубым светом при включении нити дальнего света передних фар; контрольная лампа 11 сигнала поворота, загорающаяся зеленым мигающим светом при повороте трактора; выключатель 13 освещения шкал приборов; замок-выключатель 15 с тремя положениями ключа: I — ключ вставлен до упора, II — ключ повернут на 45° по ходу часовой стрелки и III — ключ повернут на 90° по ходу часовой стрелки; кнопка 16 включения массы; контрольная лампа 17 масса включена, загорающаяся зеленым светом при включении выключателя массы.

При повторном нажатии на кнопку масса отключается. Кнопка включена в схему электрооборудования таким образом, что массу можно включать и выключать только при вынутом из замка-выключателя ключе.

На передней панели, слева от щитка приборов, расположены соединительные панели для монтажа электропроводов и предохранители с плавкими вставками для защиты потребителей и электропроводов от разрушения при коротких замыканиях.

Рулевой щиток предназначен для управления светом передних фар, сигналами поворота, габаритных огней и звуковым. Щиток установлен на рулевой колонке и представляет собой сочетание комбинированного переключателя указателей поворота и света типа П145 с кнопкой включения звукового сигнала. На рулевом щитке расположены рычаг 1 (рис. 125) переключения указателей поворота и звукового сигнала, рукоятка 2 переключения света, кнопка 3 включения звукового сигнала.

При перемещении рычага 1 от себя включается указатель правого поворота, при перемещении на себя — указатель левого поворота. При включении поворота на щитке приборов мигающим светом загорается сигнальная лампа зеленого цвета. При перемещении рычага 1 вверх в каждом из трех положений включается звуковой сигнал.

Рукоятка 2 переключения дальнего или ближнего света фар и габаритных огней имеет четыре фиксированных положения и одно возвратное. Нанесенным на переключателе символам соответствуют следующие положения рукоятки (рис. 126): I—рукоятка в нейтральном положении, все потребители выключены; II—рукоятка повернута вверх на угол 28°, при этом влючаются габаритные огни (передние и задние), фонарь подсветки номерного знака и подается напряжение на включатель ВК416-Б подсветки шкал приборов и плавной регулировки степени накала ламп; III — рукоятка повернута вверх на угол 52°, при этом дополнительно к положению II включается ближний свет передних фар; IV—рукоятка повернута вверх на 90°, при этом к положению II дополнительно включается дальний свет передних фар и на щитке приборов загорается сигнальная лампа голубого цвета, встроенная в тахоспидометр; V—рукоятка повернута вниз на 20° (возвратное положение), при этом включаются габаритные огни и дальний свет передних фар.

Кнопка звукового сигнала расположена на торцовой поверхности переключателя. Сигнал включают, нажимая на кнопку, и выключают, отпуская ее.

Система отопления и вентиляции кабины предназначена для забора наружного воздуха, очистки его от пыли и подачи в кабину без подогрева в весенне-летних и с подогревом в осенне-зимних условиях эксплуатации. Система состоит из вентилятора-пылеотделителя и трубчатого радиатора, соединенных воздуховодом. Радиатор подключен параллельно к системе охлаждения двигателя. Для улучшения вентиляции в летних условиях эксплуатации вен-тилятор-пылеотделитель устанавливают на крышу кабины.

Дополнительное оборудование. Для улучшения условий работы водителя кабина оснащена следующим дополнительным оборудованием: зеркалами заднего вида, стеклоочистителями, противо-солнечными козырьками, вентиляционными жалюзи и плафоном ПК201-А внутреннего освещения. Два зеркала установлены снаружи, одно — внутри кабины. Наружные зеркала шарнирно крепят на поворотных кронштейнах с пружинно-штырьевыми фиксаторами, внутреннее — на Г-образном кронштейне, ввернутом в перемычку передней стенки.

Два стеклоочистителя СЛ440-М смонтированы на передней и задней стенках кабины и приводятся в действие от пневмосистемы трактора через запорно-регулировочные краны КрЗОА, установленные на опоре панели. Два противосолнечных полистироловых козырька шарнирно закреплены в специальных бонках, приваренных к передней стенке кабины. Конструкция козырьков позволяет изменять угол установки и откидывать их в верхнее положение, при котором они не перекрывают стекла.

Изнутри крыши, в средней продольной плоскости кабины, закреплен металлический кожух с четырьмя полиэтиленовыми жалюзи и плафоном. Торцовые части кожуха декоративно прикрывают корпуса стеклоочистителей. Центральная его часть отделена перегородками от торцовых. Ее используют в качестве воздуховода при установке вентилятора-пылеотделителя на крыше кабины.

Особенности рабочего места на тракторе К-700. Передняя и задняя стенки кабины не имеют наружных тепло-шумоизолирующих экранов. В дверях кабины нет фиксаторов для стопорения в открытом положении. Основной вентилятор установлен на крыше кабины и не оснащен фильтром для очистки воздуха от пыли.

В сиденье тракториста не предусмотрено вертикальной регулировки. Подушка и спинка сиденья — прямоугольной формы, установлены на общем трубчатом остове, не допускающем их взаимного перемещения. В верхнем рычаге (рамке) сиденья имеются четыре паза для перестановки оси, проходящей через нижнюю проушину амортизатора, и кронштейн пружинной подвески для регулирования жесткости сиденья. Ось устанавливают в первый снизу паз рычага (рамки) при массе водителя до 60 кг, во второй паз при массе 60...70 кг, в третий паз — при массе 70...90 кг и в четвертый паз — при массе более 90 кг.

Рулевая колонка — нерегулируемая. Установлены специальный рычаг управления тормозами прицепов, при переднем положении которого тормоза выключены, при заднем — включены, и рычаг управления насосами гидросистемы рабочего оборудования. При переднем положении этого рычага насосы выключены, при заднем — включены.

Выключатель массы установлен в кабине. В щитке приборов нет замка-выключателя, приборов контроля давления воздуха в шинах прицепов, уровня и количества топлива в баках, включения стояночного тормоза, а также контрольных ламп дальнего света фар и Фильтр забит. В рулевом щитке рычаг переключения указателей поворота размещен справа и не имеет положения, при котором подается звуковой сигнал. Контрольная лампа Сигнал поворота расположена на рулевом щитке, а не на щитке приборов.

Отопитель кабины —е диноблочный, состоит из соосно установленных электродвигателя с осевым вентилятором, трубчатого радиатора и кожуха с задвижкой и трубой. Одна часть нагретого воздуха через окно в кожухе поступает в кабину, а другая — по трубе отводится па обдув передних стекол кабины.

Техническое обслуживание рабочего места проводят совместно с техническим обслуживанием основных систем трактора. Например, при ТО-3 проверяют свободный ход рулевого колеса, правильность показаний контрольно-измерительных приборов и работу механизмов трактора на холостом ходу и под нагрузкой. При СТО устанавливают винт посезонной регулировки реле-регулятора в положение 3 или Л в соответствии с предстоящим сезоном эк-


сплуатации. В летнее время отключают радиатор системы отопления от дизеля.

При всех видах технического обслуживания очищают кабину от пыли и грязи, проверяют крепление кабины, а также установленных в ней сборочных единиц и механизмов, осматривают пол кабины с целью выявления трещин и проверки целостности уплотнений крышек люков, прорезей под рычаги и тяги и т. п.

Амортизатор сиденья заменяют в такой последовательности.

1. Извлекают шплинты, выбивают оси из остова и снимают спинку сиденья.

2. Отворачивают верхнюю гайку крепления, снимают чашки, резиновые подушки и шайбу со штока амортизатора и перегородки основания механизма подвески.

Текущий ремонт рабочего места водителя. В процессе эксплуатации трактора возможно возникновение неисправностей рабочего места водителя, приведенных в таблице 28.

3. Извлекают шплинты, снимают шайбы, вынимают переднюю ось из отверстий верхнего рычага (рамки).

4. Вынимают амортизатор.

5. Устанавливают амортизатор в последовательности, обратной снятию.

Подушки и спинки сиденья заменяют следующим образом.

Снимают подушку, выводя из зацепления ее клипсы с трубчатым остовом сиденья.

Извлекают шплинты, выбивают оси из трубы остова и снимают спинку сиденья.

Устанавливают новые подушку и спинку в последовательности, обратной снятию.

Стеклоподъемник заменяют в такой последовательности.

Вывертывают два болта-ограничителя из нижней части двери.

Вращая ручку стеклоподъемника, опускают стекло на высоту, при которой поводки, зацепленные с подвижной кулисой, располагаются приблизительно на одной линии. При заедании механизма стеклоподъемника вывинчивают винты, снимают крышку и с помощью лопатки или специального ломика опускают стекло в нужное положение.

Снимают крышку со стеклоподъемником в сборе.

Снимают ручку и отсоединяют стеклоподъемник от крышки.

5. Новый стеклоподъемник устанавливают в последовательности, обратной снятию.

Кабину ремонтируют следующим образом. Трещины пола, стенок и крыши, а также изношенные поверхности отверстий й проемов восстанавливают сваркой. При сварке необходимо регулировать силу сварочного тока, чтобы не допустить прожигания тонколистовых деталей и увеличения объема ремонтных работ.

Сильно поврежденные места вырезают и устанавливают вставки или заплаты. Для резки используют газовый или специальный пневматический резак и ножницы, а для вырубки — остро заточенное тонкое зубило. При газовой резке кромки металла оплавляются, и вырезанный контур имеет сравнительно большие отклонения от разметки.

Кромки дополнительной детали при наложении на ремонтируемую поверхность прижимают и прихватывают сварными точками с шагом 25...30 мм по всему периметру на расстоянии не менее 10 мм от острых углов или загиба. Затем места соединения деталей выравнивают, используя поддержки. Допускается усиление участков деталей с трещинами приваркой с нелицевой стороны стальных полосок шириной 10...15 мм и толщиной, равной толщине ремонтируемой детали.

Вмятины на тонколистовых деталях кабины выравнивают выколачиванием, выдавливанием или вытягиванием с последующей рихтовкой ремонтируемой поверхности. При выколачивании применяют молотки и специальные поддержки. После этого поверхность выравнивают деревянной или резиновой киянкой, а затем рихтуют для придания ей гладкой формы. При рихтовке вручную под выпрямляемую поверхность подставляют поддержку, форма которой близка к форме поверхности ремонтируемой детали. После рихтовки поверхность зачищают плоским напильником и мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Качество рихтовки считается удовлетворительным, если ладонь не ощущает шероховатостей на поверхности детали.

Перекосы и прогибы дверных и оконных проемов устраняют приложением усилия, противодействующего силе, вызвавшей повреждение. Правящее усилие создают с помощью механических и гидравлических раст-яжек, стяжек, домкратов.

Окраска отремонтированных поверхностей включает обезжиривание поверхности каким-либо органическим растворителем (например, скипидаром или уайт-спиритом), грунтовку, шпатлевание, обработку шлифовальной шкуркой, нанесение лакокрасочного покрытия и сушку в естественных условиях при температуре 291... 296К (18...23°С).

Стекла устанавливают в такой последовательности.

1. Очищают проем от остатков старого стекла, пыли и грязи.

Очищают от грязи новое стекло и протирают его тампоном, смоченным бензином, ацетоном или другим растворителем.

Наносят на поверхности уплотнителя, предназначенные для сопряжения со стеклом и проемом панели, тонкий слой резинового или специального клея № 61 и просушивают до тех пор, пока клей не будет приставать к пальцам рук.

Надевают уплотнитель на стекло и прижимают его к стеклу по всему периметру. Затем в свободный паз уплотнителя закладывают монтажный шнур, длина которого превышает периметр стекла на 0,8...1 м.

Стекло в сборе с уплотнителем и шнуром приставляют с наружной стороны проема панели так, чтобы концы монтажного шнура вошли внутрь кабины. После этого один рабочий снаружи поджимает стекло к проему, а другой внутри кабины тянет одновременно за оба конца шнура и переводит язычок резинового уплотнителя за выступающий фланец проема панели. Протекание воды между стеклом и уплотнителем устраняют нанесением на места протекания клея № 88 а между уплотнителем и кромкой проема панели — мастики У-20А.

При замене дверного стекла выполняют операции 1, 2 и 3 по замене стеклоподъемника. После этого выталкивают стекло в сборе с основанием через щель между наружной и внутренней панелями двери и извлекают стекло из пружинящей обоймы основания.

Реклама