Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Тракторы Кировец

Смазочная система

Смазочная система предназначена для непрерывной подачи масла к попарно работающим деталям, отвода от них тепла и удаления продуктов износа. На тракторах Кировец применяют смазочную систему смешанного типа с мокрым картером, в которой наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, а остальные — разбрызгиванием.

Смазочная система дизеля ЯМЗ-240Б схематично показана на рисунке 13. При работе дизеля секция 27 масляного насоса затягивает масло через заборник 1 из поддона 3 и нагнетает его через фильтр 5 тонкой очистки масла в полости коленчатого вала 22 и далее к шатунным подшипникам, оси 20 толкателей, фильтру 4 центробежной очистки масла и по наружным трубкам к пневмокомпрессору 13 и гидромуфте 10 привода вентилятора. От шатунных подшипников масло по сверлениям в стержнях шатунов 18 подается к втулкам верхних головок шатунов и поршневым пальцам. От оси 20 толкателей масло поступает к подшипникам распределительного вала 21, в полые штанги 16 (по сверлениям в толкателях) и далее к подшипникам коромысел (по сверлениям в регулировочных винтах и коромыслах 15).

Секция 26 масляного насоса подает масло в радиатор 12. Масло, выдавливаемое из зазоров, разбрызгивается деталями шатун-по-поршневой группы и смазывает гильзы цилиндров, поршни, толкатели, кулачки распределительного вала и шестерни распределительного механизма, после чего стекает непосредственно в поддон. Из фильтра центробежной очистки масла, пневмокомпрес-сора и радиатора масло сливается в поддон по наружным трубкам. Для предотвращения износа коренных и шатунных подшипников коленчатого вала перед пуском дизеля включают электродвигатель маслозакачивающего насоса 25 и создают в смазочной системе давление 0,1 МПа.

Клапаны смазочной системы регулируют в соответствии с данными таблицы 10.

Масляный насос — шестеренного типа, двухсекционный. Секции насоса разделены проставкой 6 (рис. 14), в которой выполнено общее впускное отверстие. При номинальной частоте вращения коленчатого вала и температуре масла 353...358К (80...85°С) подача нагнетающей секции насоса 130 л/мин, а радиаторной — 34 л/мин. Боковой зазор между зубьями шестерни 1 (см. рис. 9), привода масляного насоса и промежуточной шестерни 2 равен 0,25...0,37 мм. Его регулируют прокладками толщиной 0,3 мм. Устанавливая их под привалочную плоскость фланца корпуса насоса.

Фильтр тонкой очистки масла — сдвоенный, с бумажными фильтрующими элементами и двумя клапанами (перепускным и дифференциальным).

Фильтрующие элементы соединены между собой параллельно и подключены к главной масляной магистрали дизеля последовательно. Устройство этого фильтра показано на рисунке 15.

При работе дизеля масло из насоса через канал в корпусе / поступает между колпаком 4 и наружной поверхностью элемента, проходит через фильтровальную бумагу, очищаясь от механических примесей, и попадает в главную масляную магистраль. В корпусе фильтра расположены перепускной 9 (соединяет полости с нефильтрованным и фильтрованным маслом) и дифференциальный 21 (соединяет полость фильтрованного масла со сливной) клапаны. При засорении фильтрующих элементов или пуске дизеля на холодном масле повышенной вязкости перепускной клапан перемещается вправо. В момент открытия перепускного канала шток 12 сигнализатора замыкает контакты электрической цепи, и сигнальная лампочка 16 загорается. При дальнейшем движении клапана вправо сжимается пружина 10, поджимая контакты. При возвращении клапана в первоначальное положение электрическая цепь размыкается под действием пружины 18 клапана, зазор h восстанавливается, и лампочка гаснет. При превышении расчетное го давления в системе масло отжимает дифференциальный клапан 21 и сливается в поддон до тех пор, пока давление масла на клапан не уравновесится давлением пружины 22. Поджатие пружины обеспечивается вращением резьбовой пробки 20.

Фильтр центробежной очистки масл а— од нороторная реактивная центрифуга с наружным гидроприводом, в котором масло очищается под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора. Фильтр подсоединен параллельно масляному насосу. Гидропривод назван наружным потому, что ротор вращается под действием пары реактивных сил, возникающей при истечении масла из двух насадков (форсунок) изнутри ротора в пространство между колпаками ротора и фильтра. Устройство фильтра показано на рисунке 16.

Поступающее под давлением масло поднимается по сверлениям в оси в полость между ротором и его колпаком 9 > а затем вытекает через тангенциально расположенные сопла, приводя во вращение ротор. Под действием центробежных сил механические примеси отбрасываются к стенкам колпака и отлагаются на нем плотным слоем. Очищенное в фильтре масло сливается в поддон дизеля.

Маслозакачивающий насос — односекционный, шестеренный с приводом от электродвигателя МН-01, развивающего мощность 500 Вт при напряжении 24В и частоте вращения 3100 мин-1. Электродвигатель крепят хомутами к кронштейну, установленному слева внизу на блок-картере. Насос прикреплен к электродвигателю болтами и приводится во вращение через соединительную муфту 9 (рис. 17), надетую на шлицевые концы вала ротора электродвигателя и ведущей шестерни 14 насоса. В корпусе установлен перепускной клапан 4. При давлении в полости нагнетания 1,1..1,3 МПа клапан 4 открывается, и полость нагнетания соединяется с полостью всасывания. При температуре масла 323...328К (50...55°С), давлении в полости нагнетания 0,9 МПа и частоте вращения 2500 мин-1 подача насоса не менее 10 л/мин.

Смазочная система дизеля ЯМЗ-238НБ, схематично показанная на рисунке 18, отличается от смазочной системы дизеля ЯМЗ-240Б отсутствием гидромуфты привода вентилятора системы охлаждения с включателем и маслозакачи-вающего насоса, наличием турбокомпрессора и его масляного фильтра, пределами регулирования клапанов (табл. 11) и направлением потока масла к оси толкателей — от распределительного вала. Кроме того, в системе установлена наружная труба, по которой масло из главной магистрали поступает к подшипникам турбокомпрессора через дополнительный фильтр тонкой очистки — масляный фильтр турбокомпрессора.

Техническое обслуживание смазочной системы. При ЕТО в процессе осмотра выявляют и устраняют подтекание масла, проверяют его уровень и при необходимости доливают масло в картер двигателя, топливный насос высокого давления и регулятор частоты вращения, а также проверяют на слух легкость вращения ротора фильтра центробежной очистки масла

При ТО-1 (через 60 мото-ч) промывают фильтр центробежной очистки масла.

При ТО-2 (через 240 мото-ч) заменяют масло, фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки масла на ЯМЗ-240Б и масляного фильтра турбокомпрессора на ЯМЗ-238НБ. На дизеле ЯМЗ-238НБ промывают фильтр грубой очистки масла.

Через 480 мото-ч (через одно ТО-2) на ЯМЗ-238НБ проверяют крепление масляного фильтра турбокомпрессора и смазывают подшипники натяжного устройства привода компрессора.

Уровень масла проверяют по меткам на маслоизмери-тельном стержне не раньше чем через 5 мин после остановки дизеля в такой последовательности.

Устанавливают трактор на горизонтальной площадке, открывают крышку капота и очищают головку маслоизмерительного стержня от пыли и грязи.

Отворачивают маслоизмерительный стержень с резьбовой части трубки, вытаскивают его, протирают ветошью и вставляют в трубку до упора, не ввертывая.

Вынимают и осматривают стержень. Если уровень масла близок к метке Н (низ), доливают масло до метки В (верх). Аналогично проверяют уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения. Маслоизмерительный стержень топливного насоса имеет одну метку, означающую верх. Нижней меткой служит конец (обрез) стержня. Масло доливают до метки на стержне.

При замене отработанное масло необходимо сливать из агрегатов сразу после остановки дизеля (пока не остыло) через отверстия в поддоне и в нижней части крышки регулятора частоты вращения. Из топливного насоса высокого давления масло удаляют с помощью специального шприца.

Операции выполняют в следующем порядке.

Устанавливают трактор горизонтально или с некоторым наклоном в сторону сливной пробки. Открывают крышку капота.

Очищают от пыли и грязи крышку маслозаливной горловины и открывают ее.

Очищают от пыли и грязи поддон в зоне сливной пробки. Устанавливают под поддон противень и сливают отработанное масло.

Завинчивают пробку сливного отверстия поддона и заливают масло в горловину из маслораздаточной колонки дозировоч ным пистолетом или из чистой заправочной посуды через воронку.

Устанавливают на место крышку заливной горловины. Пускают дизель и после 5...I0 мин работы останавливают его. Проверяют уровень масла в картере и при необходимости корректируют его.

При проведении обслуживания на станции технического обслуживания тракторов (СТОТ) перед заменой масла промывают смазочную систему дизеля с помощью установки ОМ-2871В ГОСНИТИ, пригодной также для мойки топливных и гидробаков, полостей картеров и коробок передач без их предварительной Разборки.

Фильтр центробежной очистки масла промыва-ют в такой последовательности.

1. Отворачивают гайку 3 (см. рис. 16) и снимают колпак.

Отворачивают гайку 4, снимают упорную шайбу и ротор.

Отворачивают гайку 6, снимают шайбу и колпак ротора.

Удаляют деревянным скребком с колпака и ротора осадок, промывают их в дизельном топливе. Прочищают отверстия в соплах латунной проволокой.

Собирают фильтр в обратном порядке, проверив состояние прокладки, шайб и сетки. При необходимости заменяют детали.

Фильтр грубой очистки масла дизеля ЯМЗ-238НБ промывают в следующем порядке.

Вывинчивают сливную пробку из корпуса фильтра и сливают масло в подставленную посуду, после чего завинчивают пробку.

Отворачивают верхний болт крепления колпака фильтра и снимают колпак, крышку и фильтрующий элемент.

Укладывают фильтрующие элементы в ванну с бензином или четыреххлористым углеродом и выдерживают не менее 3 ч. Так как четыреххлористый углерод ядовит, то при промывке необходимо следить, чтобы он не попадал на открытые участки тела.

Промывают элементы мягкой волосяной щеткой в ванне с растворителем, прополаскивают и продувают сжатым воздухом.

Промывают колпак фильтра в дизельном топливе.

Собирают фильтр, для чего надевают на его стержень фильтрующий элемент с крышкой, устанавливают колпак и затягивают болт.

Проверяют чистоту деталей перепускного клапана и сигнализатора; при необходимости промывают детали в бензине.

Фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки масла на ЯМЗ-240Б заменяют в такой последовательности.

Отворачивают на 3...4 оборота болт крепления нижнего колпака фильтра и сливают масло в подставленную посуду.

Выворачивают болт крепления нижнего колпака фильтра и снимают колпак вместе с элементом.

Извлекают фильтрующий элемент из колпака.

В том же порядке снимают верхний колпак с элементом.

Промывают колпаки фильтров в дизельном топливе.

Собирают фильтр с новыми фильтрующими элементами и новыми прокладками из комплекта 240-1017038-А2. Применение других элементов не допускается.

Устанавливают фильтр, пускают дизель и при подтекании масла подтягивают болты крепления колпаков.

Если лампочка сигнализатора загорается на прогретом дизеле, то элементы следует заменять ранее указанного срока. Допускается их промывка в бензине или дизельном топливе с удалением отложений и продувкой изнутри сжатым воздухом.

Фильтрующий элемент масляного фильтра турбокомпрессора заменяют в такой последовательности.

Вывинчивают сливную пробку, сливают масло из корпуса фильтра и завинчивают пробку.

Выворачивают болт крепления корпуса, снимают корпус и удаляют старый фильтрующий элемент.

3. Промывают корпус в бензине или дизельном топливе.

Помещают в корпус новый фильтрующий элемент, прокладку болта, болт и прокладку корпуса; устанавливают корпус с новым элементом на место и затягивают болт крепления корпуса.

Пускают дизель и работают на минимальной частоте холостого хода до появления давления масла в корпусе подшипников турбокомпрессора. Для устранения подтекания масла подтягивают болты крепления, пробку и при необходимости заменяют прокладки.

Клапаны смазочной системы снимают и промывают при снятом поддоне дизеля. Отгибают замковые шайбы, вынимают клапаны, промывают их в дизельном топливе и устанавливают на место. При неисправности клапан разбирают и заменяют вышедшие из строя детали.

Текущий ремонт. Во время эксплуатации возможно возникновение неисправностей в смазочной системе, основные из которых приведены в таблице 12.

Реклама