Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Тракторы Кировец

Система пуска

Система предназначена для подготовки и пуска дизеля.

Устройство. Основные части системы пуска: зубчатый венец (обод) маховика; стартер 3 (рис. 44); реле / стартера; аккумуляторные батареи 11 и 12; переключатель 13 и выключатель 10 аккумуляторных батарей; электродвигатель 16 маслозакачивающего насоса.

Зубчатый венец маховика установлен с натягом 0,06... 0,57 мм и закреплен на маховике болтами. На заводе-изготовителе маховик в сборе с зубчатым венцом балансируют.

Стартер СТ-103 развивает мощность 7 кВт при номинальном напряжении 24В и частоте вращения 1200 мин-1. Основные его части: электродвигатель; электромагнитное тяговое реле; механизм привода шестерни. Устройство стартера показано на рисунке 45.

Электродвигатель стартера — постоянного тока, последовательного возбуждения, четырехполюсный. Корпус стартера состоит из цилиндра 19 и двух торцовых крышек / и 11. На цилиндре закреплены четыре сердечника — полюса 20 с катушками обмотки возбуждения 21.

В пазах якоря 4 уложены обмотки 5, концы которых присоединены к пластинам коллектора 2. К коллектору пружинами прижаты графитовые щетки 3, установленные в четырех щеткодержателях. Обмотка возбуждения состоит из двух параллельных ветвей, каждая из которых соединена с корпусом. Якорь вращается в трех подшипниках скольжения, размещенных в крышках. Масло к подшипникам подводится через масленки 8 и удерживается фитилями (фильцами), уложенными в масляные каналы.

Электромагнитное реле состоит из корпуса 6 с латунной втулкой, на которую намотаны втягивающая и удерживающая обмотки, подвижного сердечника 7 со штоком и контактным диском. Последний изолирован от штока и может незначительно перемещаться вдоль него под действием концевой пружины. Такое устройство позволяет уменьшить износ диска и контактных болтов при замыкании и размыкании.

Механизм привода шестерни состоит из стакана 10 с винтовым пазом а, шестерни 14, ведущей гайки 15, втулки, пружины 16, шайбы и рычага 9, нижний конец которого входит в паз а. Стакан свободно перемещается по поверхности винтовой резьбы вала с помощью рычага. На винтовой резьбе вала выполнено углубление для фиксации ведущей гайки 15 при выключенном положении шестерни. Выступы ведущей гайки входят в прорези шестерни. Шестерня 14 благодаря большому окружному зазору в соединении с валом может поворачиваться относительно вала якоря на один зуб, что обеспечивает зацепление торцов зубьев шестерни стартера и венца маховика.

Аккумуляторные батареи — стартерные, кислотные, с эбонитовыми моноблоками и отсеками для шести последовательно соединенных элементов. На тракторах К-701 и К-700А устанавливают две аккумуляторные батареи 6ТСТ-182ЭМС, на тракторе К-700 — четыре аккумуляторные батареи 6СТМ-128. Элементы состоят из положительно заряженных пластин из свинцово-сурьмянистого сплава (94% РЬ и 6% Sb), отрицательно заряженных пластин из губчатого свинца РЬ и сепараторов из микропористых эбонита или пластмассы.

В батареи заливают электролит (водный раствор серной кислоты) плотностью (в зависимости от климатического района эксплуатации) 1,23...1,29 г/см3, приведенной к 288К (15°С). При последующей зарядке батарей плотность электролита доводят до 1,25...1,31 г/см3 и минимальное напряжение каждого элемента батареи при 10-часовом разрядном режиме — до 1,7 В.

Переключатель аккумуляторных батареи служит для изменения соединения их с параллельного (напряжение 12 В) на последовательное (24 В) и подачи повышенного напряжения в электрические цепи маслозакачивающего насоса (на ЯМЗ-240Б) и стартера. Основные его части: корпус 2 (рис. 46) с контактами 3, 10 и 11 электромагнит 6 и сердечник 7 со штоком <5, контакта-

ми 4 и 5, шайбой 12 и пружиной 9. Если нажать на кнопку стартера или маслозакачивающего насоса, то по обмотке электромагнита 6 проходит ток от аккумуляторных батарей. Сердечник 7, преодолевая усилие возвратных пружин, втягивается внутрь электромагнита, сначала размыкая серебряные контакты 11, а потом замыкая главные контакты 3, 4 и дополнительные 5, 10. В результате аккумуляторные батареи через главные контакты переключаются с параллельного на последовательное соединение, а электродвигатель маслозакачивающего насоса и обмотки электромагнитного реле стартера через дополнительные контакты получают питание от аккумуляторных батарей. К зажимам + Б 1, + Б2, — Б2, PC и М на торце переключателя присоединяют провода + 114, 93 и — 115 (от аккумуляторных батарей), 25 (от стартера) и 103 (от электродвигателя маслозакачивающего насоса). К двум зажимам обмотки реле на боковой поверхности переключателя присоединяют провода 76 и 52 (от реле стартера и клеммы масса),

Выключатель аккумуляторных батарей — дистанционный, с подвижным контактным устройством, приводимым в действие электромагнитом. Управляют выключателем с помощью кнопки, установленной на щитке приборов. Выключатель состоит из корпуса 9 (рис. 47), электромагнита 8, сердечника со штоком 7, упора 10, основания 4, стержня 3, нажимной пластины 11, неподвижных 2 и подвижных 13, 14 контактов. К зажиму 15 выключателя подсоединен минусовой провод аккумуляторных батарей, а зажим 1 соединен медной перемычкой с массой трактора.

При прохождении тока по обмотке электромагнита сердечник втягивается внутрь катушки и через шток 7 и нажимную пластину 11 толкает стержень 3 вниз. При этом замыкаются сначала дополнительные 14, а потом основные 13 и неподвижные 2 контакты, а минусовые зажимы аккумуляторных батарей соединяются с клеммой масса трактора. При переходе через перемычку 12 основания 4 упор 10 под действием пружины 5 выдвигается и фиксирует контакты 13 и 14 во включенном положении. При повторном включении выключателя шток 7 нажмет на фигурную пластину 11. Закругленная часть пластины нажмет и освободит упор 10. Под действием пружины 17, размещенной в нижней части корпуса, стержень 3 вместе с подвижным контактным устройством поднимется в крайнее верхнее положение. При этом разомкнутся сначала основные контакты 13, а затем дополнительные 14.

Электродвигатель маслозакачивающего насоса — последовательного возбуждения, односкоростной с повторно-кратковременным режимом работы, развивает мощность 500 Вт при номинальном напряжении 24 В. Плюсовой зажим двигателя соединен проводом 103 с зажимом Рс переключателя аккумуляторных батарей, а минусовой—с клеммой масса трактора.

Отличительные особенности систем пуска тракторов Кировец. В системе пуска трактора К-700 отсутствуют дистанционный выключатель массы, электродвигатель маслозакачивающего насоса и увеличено число аккумуляторных батарей (четыре вместо двух).

В системе пуска трактора К-700А отсутствует электродвигатель маслозакачивающего насоса.

Принцип действия. В работе системы пуска можно выделить следующие этапы: 1) соединение аккумуляторных батарей с массой трактора; 2) переключение аккумуляторных батарей с параллельного на последовательное соединение и подача питания на электродвигатель маслозакачивающего насоса; 3) подача питания на стартер для пуска дизеля.

Первый этап. При нажатии на кнопку 4 (см. рис. 44) ток через обмотку выключателя батарей пойдет по контуру: зажим + батареи 11—провод -+114—зажим +Б1 переключателя 13—провод 118—амперметр 8—провод 183—предохранитель 6—кнопка 4—провод 242—обмотка выключателя 10—зажим выключателя 10—провод —116—зажим — ба тареи 11.

Одновременно ток пойдет по контуру: зажим + батареи 12—провод +113—зажим стартера 3—провод 93—предохранитель 15—провод 93—зажим + Б2—замкнутые контакты КМ3.1 и КМ3.2 переключателя 13—зажим +Б1—провод 118— амперметр 8— провод 183— предохранитель 6— кнопка 4—провод 242—обмотка выключателя 10—зажим выключателя 10—провод 94—предохранитель 14—провод 94—замкнутые контакты КМЗ.З и КМ3.4 переключателя 13—зажим —Б2— провод — 115—зажим — ак кумуляторной батареи 12. В результате прохождения тока по обмотке выключателя замкнутся контакты выключателя, и отрицательные зажимы батарей соединятся с клеммой масса.

Второй этап. При нажатии на кнопку 9 ток от аккумуляторной батареи 11 пойдет по контуру: зажим + батареи — провод + 114—зажим +Б 1 переключателя 13 — провод 118—амперметр 8 — провод 183— провод 169— кнопка 9 — провод 76—зажим включателя 5—провод 76—зажим переключателя 13 — обмотка электромагнита КМ3.7— провод 52—зажим М — провод 94—предохранитель 14 — провод 94—зажим вы ключателя 10 — провод — 116—зажим — аккумуляторной ба тареи 11.

Под действием электромагнитного поля катушки сердечник переключателя преодолеет усилие возвратных пружин, втянется внутрь и через шток разомкнет контакты КМ3.1, КМ3.2, КМЗ.З, КМ3.4 и замкнет контакты КМ3.5 и КМ3.6. Тогда ток пойдет по цепи: зажим + батареи 11 — провод + 114—зажим +Б1 переключателя 13—замкнутый контакт КМ3.5—зажим — 52— провод —115—зажим — ба тареи 12. При этом аккумуляторные батареи переключатся с параллельного соединения на последовательное. Одновременно электродвигатель 16 маслозакачиваю-щего насоса получит питание от батареи 12 по цепи: зажим + батареи 12—провод 113—зажим стартера 3—провод 93— предохранитель 15—провод 93—зажим + Б 2 переключателя 13—замкнутый контакт КМ3.6—зажим Рс—провод 103—электродвигатель 16—клемма масса.

Третий этап. Не снимая усилия с кнопки 9, дополнительно включают включатель 5, через который ток к обмотке реле стартера пойдет по цепи: зажим + батареи 11 — провод + 114— зажим +Б1 переключателя 13 — провод 118—амперметр 8 — провод 183—провод 169—кнопка 9 — провод 76—включатель 5—провод 146—включатель 2 блокировки стартера — зажим К реле 1—обмотка реле 1—провод 53—клемма масса.

Под воздействием электромагнитного поля реле контакты KV.1 замкнутся, и обмотки электромагнитного реле 1 стартера получат питание по цепи: зажим + батареи 12—провод ? + 113— зажим стартера 3 — провод 93— предохранитель 15 — провод 93—зажим +52 переключателя 13 — контакт КМ3.6 — зажим Рс — провод 25—зажим реле 1 — замкнутые контакты KV.1 реле 1—зажим С реле 1—провод 147. Далее ток распределится обратно пропорционально сопротивлениям обмоток КМ 1.1 и КМ 1.2. Одна часть тока проходит через удерживающую обмотку КМ 1.1 на клемму масса, другая часть — через втягивающую обмотку КМ 1.2 и обмотку КА стартера на клемму масса.

В результате прохождения тока по обмоткам электромагнитного реле стартера сердечник втянется внутрь. При этом ввернутая в сердечник серьга через рычаг введет шестерню стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика дизеля, а шток замкнет контакты KM1. Ток пойдет по цепи: зажим + батареи 12— провод + 113—зажим стартера — контакты КМ1—обмотка КА— кл емма масса. В результате взаимодействия магнитных полей вал якоря стартера через шестерню начнет прокручивать коленчатый вал дизеля. При снятии усилия с кнопки стартера контакты реле стартера и переключателя аккумуляторных батарей займут первоначальное положение.

После пуска дизеля зубчатый венец маховика будет вращать шестерню стартера с большей частотой, чем частота вращения якоря, и шестерня стартера, перемещаясь по резьбе вала, займет первоначальное положение.

Техническое обслуживание. Во время эксплуатации необходимо предохранять сборочные единицы системы от попадания на них масла, топлива и воды. Первый раз обслуживание сборочных единиц электрооборудования проводят по окончании гарантийного срока в специализированной мастерской. Плановое техническое обслуживание системы пуска проводят в следующем объеме.

При ТО-1 проверяют уровень электролита, состояние зажимов и вентиляционных отверстий в пробках аккумуляторных батарей. При необходимости доливают дистиллированную воду. Неконтактные части зажимов и наконечники электропроводов смазывают техническим вазелином.

При ТО-2 проверяют плотность электролита и степень заряженности аккумуляторных батарей. При необходимости батареи заряжают.

При ТО-3 (через 1500 мото-ч) снимают с дизеля и проверяют стартер.

При СТО доводят до соответствующей нормы плотность электролита и полностью заряжают аккумуляторные батареи.

Операции по техническому обслуживанию стартера выполняют в такой последовательности.

Снимают защитную ленту и проверяют состояние щеточно-коллекторного соединения. Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь подгоревших мест. В случае загрязнения или нагара коллектор протирают тряпкой, смоченной в бензине, а затем зачищают шлифовальной шкуркой.

Проверяют высоту и состояние щеток. Они должны свободно перемещаться в держателях. При износе щеток по высоте до 14 мм их заменяют.

Подтягивают винты крепления наконечников щеточных канатиков к держателям.

Проверяют состояние контактной системы реле стартера. При значительном подгорании рабочих поверхностей контактных болтов и диска их зачищают шлифовальной шкуркой, не нарушая параллельности контактной поверхности. При значительном износе контактные болты отвертывают на пол-оборота, а контактный диск поворачивают на другую сторону.

Проверяют посадку контактного диска. Он должен быть свободно установлен на штоке якоря реле.

Подтягивают болты крепления реле к корпусу стартера.

Проверяют состояние вкладышей подшипников в крышках со стороны коллектора и со стороны привода. Их заменяют при износе до диаметра 19,615 мм со стороны привода и до диаметра 18,105 мм со стороны коллектора.

Продувают стартер сухим сжатым воздухом, выворачивают пробки, заливают в масленки по 10...15 капель моторного масла, после чего заворачивают пробки.

Проверяют регулировку реле стартера следующим образом. Собирают электрическую цепь по схеме, показанной на рисунке 48, для чего выводной зажим обмоток реле / стартера соединяют с зажимом + двух последовательно соединенных аккумуляторных батарей, а клемму масса стартера с зажимом — эт их же батарей. Для контроля замыкания контактов подключают 24-вольтовую лампочку 5. Устанавливают поочередно специальные проставки толщиной 16 и 11,7 мм между шестерней и упорным кольцом на валу стартера. Проставки должны иметь прорезь диаметром 25 мм, а также рукоятку диаметром 10 мм и длиной не менее 150 мм для установки на вал стартера. Реле стартера включают на номинальное напряжение 24В выключателем 6, специальную проставку 7 устанавливают на вал стартера и прижимают к ней шестерню стартера. При проставке толщиной 16 мм контакты реле не должны замыкаться и лампочка не должна загораться; при проставке 11,7 мм контакты, наоборот, должны замкнуться, а лампочка должна загораться. Зазор между контактами регулируют центральным винтом в якоре реле. Регулировочный винт ввинчивают при слишком позднем замыкании контактов и вывинчивают при раннем замыкании. Перед регулированием расшплинтовывают и вынимают штифт, отсоединяют пластины от рычага стартера. После регулирования пластины снова соединяют с рычагом.

11. Проверяют легкость перемещения привода по шлицам вала якоря. При затрудненном перемещении привода очищают шлицы вала от грязи и смазывают их смесью, состоящей из смазки 1—13 (ГОСТ 1631—61) и 3% смазочного графита ГС-1 или ГС-2.

12. Устанавливают стартер на дизель до упора фланцем в картер маховика так, чтобы направляющий штифт на блоке цилиндров вошел в паз стартера. Стяжные болты хомутов крепления стартера затягивают моментом 30 Н-м. После затяжки болтов выполняют не менее пяти коротких прокруток или пусков дизеля, еще раз подтягивают стяжные болты и контрят шплинтовочной проволокой.

Текущий ремонт. Во время эксплуатации трактора возможно возникновение неисправностей в системе пуска дизеля, основные из которых приведены в таблице 17.

Старт ер заменяют в такой последовательности.

1. Снимают перемычку, соединяющую стартер с клеммой масса трактора.

2. Отсоединяют провода + 113, 147 и 93 (см. рис. 44) от реле стартера.

3. Отворачивают стяжные болты и снимают хомуты крепления стартера к постели блока цилиндров.

4. Продольным перемещением выводят корпус стартера из зацепления с фиксирующим штифтом блока и снимают стартер с трактора.

5. Устанавливают стартер на трактор в последовательности, обратной снятию.

Стартер разбирают в такой последовательности.

1. Вывинчивают стяжной винт и снимают защитную ленту.

2. Вывинчивают винты крепления щеточных канатиков и, приподняв щеточные пружины, вынимают щетки 3 (см. рис. 45).

3. Расшплинтовывают и вынимают штифт, соединяющий пластины с рычагом 9 привода.

4. Отворачивают гайки с выводных болтов и снимают шинку.

5. Отворачивают и вынимают две стяжные шпильки.

6. Снимают крышку 1 со стороны коллектора.

7. Отсоединяют цилиндр 19 от крышки 11.

8. Выворачивают четыре болта крепления опорного диска 18, в котором установлен средний подшипник.

9. Вынимают якорь 4 вместе с приводом из крышки 11.

10. Снимают два сухаря и упорное кольцо 13.

11. Снимают привод с вала 12 якоря.

12. Сборку стартера проводят в порядке, обратном разборке. Перед сборкой смазывают резьбу шейки вала, якоря и втулку барабана смазкой ЦИАТИМ-203, остальные трущиеся поверхности— ин дустриальным маслом И-40А. Вынимают фитили (фильцы), при необходимости заменяют их. Перед установкой фитили пропитывают моторным маслом.

Реле заменяют на стартере, снятом с трактора.

Отсоединяют пластины от регулировочного винта реле.

Снимают шинку, соединяющую реле со стартером.

Вывертывают болты крепления и снимают реле.

4. Устанавливают новое реле на корпус стартера, выполняя операции в последовательности, обратной его снятию. Проверяют регулировку реле стартера.

Реклама