Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Тракторы Кировец

Трансмиссия

Трансмиссия предназначена для передачи мощности двигателя колесам трактора, механизму отбора мощности и насосам гидравлических систем, для изменения скорости и направления движения, а также тягового усилия на крюке. Трансмиссия позволяет при необходимости отключать двигатель и задний ведущий мост трактора, приводить в действие насос гидросистемы коробки передач при буксировке трактора.

Кинематическая схема трансмиссии представлена на рисунке 49. Отличительные особенности трансмиссий тракторов Киро-вец: отсутствует межосевой дифференциал; вместо муфты сцепления, обычно располагаемой на маховике двигателя, установлена полужесткая муфта 1 с редуктором привода насосов. Основные части трансмиссии: коробка передач 2; ведущие мосты 4; карданная передача 5, механизм отбора мощности 3.

Полужесткая муфта и редуктор привода насосов

Полужесткая муфта служит для соединения маховика двигателя с карданным валом, передающим мощность двигателя коробке передач. Она смягчает (демпфирует) крутильные колебания и динамические нагрузки, возникающие в трансмиссии в процессе работы трактора.

Полужесткая муфта размещена в картере редуктора привода насосов, который прикреплен к картеру маховика двигателя. Основные части муфты: ведущий 1 (рис. 50) и ведомый 2 диски, соединенные стальными пальцами 3 и резиновыми втулками-амортизаторами 4. Ведущий диск муфты болтами прикреплен к маховику двигателя. Ведомый диск имеет зубчатый венец с внутренними зубьями, который соединяется с подвижной зубчатой муфтой, установленной на шлицевом валу редуктора привода насосов.

На ступице ведущего диска выполнены две кольцевые канавки, в которые установлены круглые резиновые уплотнительные кольца 5, а на ступице ведомого диска — маслосгонная резьба. Кольца и резьба предотвращают вытекание масла из картера редуктора.

В собранном виде полужесткую муфту подвергают статической балансировке (допустимый дисбаланс не более 8-10-3 Н-м ). При балансировке в ведущем диске по диаметру 367...369 мм сверлят отверстия диаметром 15 мм и глубиной не более 10 мм.

Мощность двигателя передается от ведущего 1 диска к ведомому 2 через резиновые амортизаторы 4, которые под действием изменяющейся нагрузки деформируются. Через зубчатый венец ведомого диска 2 и подвижную зубчатую муфту мощность двигателя передается на шлицевой вал и установленный на нем подвижный фланец карданного вала.

Редуктор привода насосов предназначен для подвода мощности двигателя к насосам гидросистем управления поворотом (НШ100-3-Л) и навесной системы (НШ71-3-Л). При необходимости (буксировке трактора с неисправным двигателем или для облегчения пуска двигателя зимой) он позволяет отсоединить двигатель от трансмиссии, а затем вновь соединить их.

Редуктор и полужесткая муфта размещены в литом.ч угунном картере / (рис. 51). Шлицевой вал 5 редуктора установлен на двух шарикоподшипниках, один из которых опирается на ведущий диск полужесткой муфты, а другой через ступицу шестерни 2 и крышку-стакан 17—на заднюю стенку картера.

На шлицевом валу расположены подвижная зубчатая муфта 8 и центральная шестерня 2. Смещения последней ограничены стопорными кольцами 3. Подвижная муфта в двух положениях фиксируется шариками 4 и пружиной 6, установленными в диаметральном сверлении шлицевого вала. На наружный конец шлицевого вала надет подвижный фланец карданного вала, соединяющего редуктор с коробкой передач.

К передней стенке картера болтами прикреплена крышка 9, охватывающая ступицу ведомого диска полужесткой муфты и уплотняющая внутреннюю полость редуктора. Масло, поступающее в зазор между ступицей ведомого диска и крышкой, маслосгонной

резьбой отбрасывается назад и через две кольцевые канавки в крышке стекает в нижнюю часть картера.

Центральная шестерня 2 находится в постоянном зацеплении с двумя шестернями 13, которые через втулку 10 плавающего типа с бочкообразным зубом и шлицевую втулку 15 соединяются с валиками гидронасосов. Благодаря такому соединению на валики действуют меньшие радиальные нагрузки, а работоспособность и надежность гидронасосов повышаются. Каждая шестерня 13 установлена на шарикоподшипнике 12 и через обойму 11 и про-ставку 14 опирается на заднюю стенку картера.

Подвижной муфтой управляют с помощью вилки 20, посаженной на шлицы валика 19. На шлицах наружного конца валика установлен рычаг отключения двигателя (рис. 52). При перемещении рычага вперед по ходу трактора зубчатая муфта выходит из зацепления с ведомым диском полужесткой муфты и разъединяет двигатель с трансмиссией. При возвращении рычага в начальное положение муфта входит в зацепление с ведомым диском и соединяет двигатель с трансмиссией. Переключать зубчатую муфту можно только при остановленном тракторе и неработающем двигателе.

Масло из гидросистемы коробки передач по трубопроводу поступает в штуцер 16 (см. рис. 51), в котором выполнены калиброванное осевое отверстие (жиклер диаметром 1,8...1,825 мм) и радиальное. Через осевое отверстие проходит лишь некоторое количество масла, а остальное через радиальное отверстие, поворотный угольник и трубопровод поступает в следующий обычный штуцер. Таким образом, масло двумя струями направляется в зоны зацепления центральной шестерни 2 с шестернями 13 для их смазывания. Остальные детали редуктора смазываются разбрызгиванием масла.

Через трубопровод в нижней части картера редуктора привода насосов масло возвращается в картер коробки передач.

Поскольку размеры маховиков и их картеров в дизелях ЯМЗ-238НБ и ЯМЗ-240Б разные, то полужесткие муфты и редукторы привода насосов тракторов К-701 и К-700А различаются размерами ведущих дисков и присоединительной части картеров. Отличительные особенности полужесткой муфты трактора К-700. Редуктор привода насосов и зубчатая муфта отключения дизеля от трансмиссии отсутствуют. Полужесткая муфта установлена в отдельном корпусе. Резиновые втулки-амортизаторы размещены в ведущем диске. Ведомый диск входит в зацепление непосредственно с валом-шестерней, на наружном шлицевом конце которого расположен неподвижный фланец, соединенный с карданным валом коробки передач. На валу установлена зубчатая втулка, входящая в зацепление с валиком привода тахоспидомет-ра. Вал-шестерня через два шарикоподшипника опирается на крышки, прикрепленные болтами к корпусу. По обе стороны от подшипников вала установлены маслоотражательные кольца, а в крышках — резиновые самоподжимные манжеты.

Техническое обслуживание. При ЕТО проверяют, не подтекает ли масло через уплотнения картера редуктора и соединения трубопроводов подвода и отвода масла, а также на ощупь температуру картера редуктора. Значительное повышение температуры картера по сравнению с температурой установленных рядом сборочных единиц свидетельствует о прекращении поступления масла через жиклер штуцера 16 вследствие его засорения. В этом случае отсоединяют трубопровод, отворачивают штуцер и продувают его сжатым воздухом.

При ТО-3 подтягивают все резьбовые соединения редуктора.

Текущий ремонт. Его выполняют при образовании на корпусе редуктора мелких трещин, подтекании масла через уплотнения, износе сухариков вилки и канавки на подвижной муфте, повреждении зубьев подвижной муфты.

Для ремонта редуктор вместе с дизелем снимают с трактора. Отворачивают гайки крепления редуктора к картеру маховика и снимают его с двигателя. Отворачивают болты крепления передней крышки, снимают крышку, шарикоподшипник и подвижную муфту. Отвернув болт крепления вилки, извлекают валик и вилку с сухариками. Снимают фланец карданного вала и заднюю крышку с уплотнением.

При забоинах, выкрашивании зубьев, расширении канавки подвижной муфты более чем до 12 мм заменяют муфту. При толщине сухариков менее 10,3 мм заменяют сухарики.

В случае подтекания масла через уплотнение проверяют состояние фланца карданного вала. При возникновении в сопряжении его с уплотнением кольцевой выработки глубиной более 0,4 мм, а также при износе шлицев заменяют фланец. Изношенное или затвердевшее уплотнение заменяют новым.

Незначительные трещины на картере заваривают и покрывают клеевой композицией на основе эпоксидной смолы ЭД-6.

Реклама