Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобиль МАЗ

Техническое обслуживание

При каждом ТО-1 следует проверять состояние крепления фланцев карданного вала и крышек игольчатых подшипников. Такая проверка производится на автомобиле, заторможенном упорами, подложенными под колеса и при нейтральном положении рычага переключения коробки передач. Если при покачивании фланцев-вилок карданной передачи будет обнаружено ослабление крепления фланцев коробки передач или ведущих мостов, необходимо отсоединить соответствующий конец карданного вала, расшплинтовать гайку крепления фланца, а затем подтянуть ее до отказа и зашплинтовать. Все болты крепления фланцев карданного вала следует также тщательно затянуть с приложением момента 4,45,6 кгс-м. Необходимо периодически проверять отсутствие ощутимых зазоров между крестовиной и игольчатыми Подшипниками. При ослаблении болтов, крепящих подшипники, необходимо их подтянуть. Разбирать шарниры без надобности не рекомендуется. Наружные поверхности карданного вала необходимо периодически очищать от грязи, особенно головки масленок, строго соблюдать периодичность смазочных операций и соответствие применяемой смазки для карданной передачи. Возможные неисправности карданной передачи и способы их устранения приведены в табл. 6.

Ремонт

Техническое состояние карданного вала, определяющее необходимость его ремонта, определяется появлением вибрации в трансмиссии автомобиля при движении. При появлении вибрации в трансмиссии автомобиля в движении необходимо осмотреть карданный вал и установить причину. При необходимости замены крестовины (в случае появления зазоров в шарнире) карданный вал следует снять с автомобиля. Если после замены крестовин вибрации в трансмиссии не устранились, карданный вал подлежит замене. При снятии карданного вала для замены крестовин убедитесь в наличии меток на скользящей вилке и трубе возле шлицевого вала, определяющих положение шлицевой вилки относительно шлицевого вала в сбалансированном состоянии. Если метки не видны, их следует нанести острым предметом. При снятии карданного вала с автомобиля необходимо вначале отвернуть болты крепления фланца скользящей вилки и отсоединить его от фланца коробки передач, после чего отсоединить фланец второго конца карданного вала. При разборке необходимо помечать все детали карданного вала (вилки, подшипники, крышки и т. п.), чтобы при сборке легко было устанавливать их на те же места. В случае разборки шарнира при необходимости замены крестовин рекомендуется использовать специальные приспособления (рис. 53). Молотком для разборки пользоваться нельзя, так как это приводит к нарушению соосности отверстий под подшипники в вилках шарнира. Приспособление состоит из двух раздвижных стоек 2, опорной призмы 4 и винта / со стаканом 3, который при установке шарнира упирается в торец вилки, в то время как вторая вилка шарнира установлена на опорной призме. При вращении винта стакан перемещается вниз и подшипник крестовины входит в полость стакана. После того как с помощью приспособления, из отверстия вилки частично выпрессован подшипник на высоту 20 25 мм, выступающую из вилки часть нужно обернуть полоской наждачной шкурки и, поворачивая подшипник, вынуть его из отверстия в вилке. Шарнир разбирают в два приема. Сначала на опорную призму S (рис. 54) устанавливают вилку 7 карданного вала и выпрессовывают подшипники из фланца-вилки (рис. 54, а). При дальнейшей разборке шарнира нужно спрес-

совать торцевые сальники и снять фланец-вилку 4. После этого шипы крестовины 6 устанавливают в специальные лунки опорной призмы и выпрессовывают подшипники из вилки 7 карданного вала (рис. 54, б).

Сборку шарниров производят только с использованием нового комплекта крестовины с подшипниками и сальниками без применения старых деталей. Напрессовку торцевых сальников производят с использованием специальной оправки (рис. 55). Перед установкой игольчатых подшипников в полость между рабочими кромками торцевого уплотнения и игольчатого подшипника закладывают пластичную смазку № 158 в количестве 10±1 г в каждый подшипник. Сборку крестовины с вилками следует производить одним из двух способов: торцевые уплотнения предварительно напрессовать на два смежных шипа крестовины, после чего крестовину установить в вилку. Остальные торцевые уплотнения установить на ш-пы через отверстия для подшипниког вилках и напрессовать на посадочн поясок шипа; крестовину без торцевых уплотнений установить в вилки и после этого на шипы крестовины через отверстия для подшипников напрессовать торцевые уплотнения. Сборку шарнира с подшипниками необходимо производить только с применением ручного пресса. После запрессовки подшипников устанавливают опорные и замочные пластины. Болты должны быть затянуты с приложением момента 1,41,7 кгс-м и законтрены загибанием одного из ушков замочной пластины к грани головки каждого болта. Для облегчения сборки шарниров при запрессовке подшипников для выхода лишней смазки допускается вывернуть масленку из крестовины. После полной сборки шарнира масленку следует завернуть. Перед сборкой шлицевое соединение необходимо очистить от грязи и старой смазки и смазать. При этом необходимо предварительно надеть на шлицевой конец гайку, металлическое шлицевое кольцо и резиновый сальник. При сборке шлицевого соединения необходимо, чтобы стрелки, выбитые на скользящей вилке и трубе, были расположены одна против другой (см. рис. 52). Перед установкой карданного вала на автомобиль про веряют крепление фланцев коробки передач и ведущего моста и при наличии ощутимого зазора подтягивают гайку крепления фланцев. При снятии и установке карданного вала на автомобиль нельзя пользоваться монтажной лопаткой или другими предметами, вставленными в шарнир для провертывания карданного вала. Это влечет за собой повреждение уплотнения, что может привести к преждевременному отказу в работе карданных шарниров. После установки карданного вала на автомобиль гайку сальника завертывают и через масленку смазывают шлицевое соединение до появления смазки через отверстие в заглушке скользящей вилки.

Реклама