Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобиль МАЗ

Амортизаторы

Для повышения плавности хода и гашения колебаний, возникающих при движении автомобиля по дорогам с неровностями, в передней подвеске установлены гидравлические амортизаторы двустороннего действия.

В результате перемещений рамы относительно неподрессоренных частей автомобиля жидкость вытесняется из одной полости амортизатора в другую через отверстия с небольшими проходными сечениями-, вследствие чего в амортизаторе создается сопротивление, поглощающее энергию колебательных движений. Амортизаторы соединяются с рамой автомобиля и передним мостом при помощи верхней и нижней головок, имеющих резиновые втулки, которые компенсируют перекосы и смягчают ударные нагрузки, передающиеся от переднего моста автомобиля на раму.

Телескопический амортизатор (рис. 71) состоит из рабочего цилиндра 14 и штока 12 с поршнем 19, клапана сжатия, резервуара и сальникового узла.

Техническое обслуживание

При ТО-1 проверяют надежность крепления амортизаторов, исправность резиновых втулок верхней и нижней опор. После первых 3000 км пробега следует подтянуть гайку корпуса амортизатора. Растяжение или сжатие амортизатора должно сопровождаться сопротивлением: большим при растяжении и меньшим при сжатии. Свободное перемещение штока указывает на неисправность амортизатора. Кроме того, в исправном амортизаторе при резком растяжении и сжатии шток должен перемещаться без стуков и заеданий. Следует иметь в виду, что если до проверки амортизатор лежал в горизонтальном положении, то часть жидкости могла перетечь из рабочего цилиндра через дроссельные отверстия клапанов в резервуар, что приводит к потере его сопротивления. Такой амортизатор следует тщательно прокачать и, если он исправен, его сопротивление после этого восстановится. Периодически следует проверять герметичность амортизатора и, если необходимо, доливать рабочую жидкость. Течь можно устранить, подтянув гайку 3 корпуса. Если течь не прекращается, сальник штока нужно заменить. Рабочую жидкость амортизатора следует менять 1 раз в год. Перед этим амортизатор нужно тщательно промыть керосином. Для заправки амортизатора жидкостью шток с поршнем вдвигают в цилиндр в нижнее положение, заливают 900 см3 рабочей жидкости, закрывают цилиндр направляющей, перемещают сальник резервуара до направляющей и завертывают гайку корпуса.

Без явной необходимости амортизатор разбирать не следует. Разборку и последующую сборку амортизаторов необходимо производить

только в условиях, обеспечивающих полную чистоту деталей.

Порядок разборки следующий: зажать амортизатор в тисках, выдвинуть шток 12 (см. рис. 71), отвернуть специальным ключом гайку 3 корпуса и вынуть цилиндр 14 вместе с поршнем 19, штоком 12 и крышкой 10 цилиндра, снять цилиндр с поршня; слить из полости корпуса 13 масло и извлечь из трубы корпуса основание цилиндра 25 с клапаном в сборе;

при необходимости разобрать клапан отдачи с поршнем. Разобранные детали амортизатора и клапан сжатия промыть в керосине. При промывке клапана сжатия провернуть пластины клапана относительно корпуса с целью удаления возможно попавших включений между ними. После промывки все детали внимательно осматривают, обратив особое внимание на рабочую поверхность цилиндра. На ней не должно быть задиров, рисок, вмятин. Износ бронзовой втулки направляющей штока допускается до диаметра 20,01 мм (номинальный диаметр втулки 20,023). При проверке состояния штока важно убедиться в отсутствии его погнутости. Допускается биение рабочей поверхности штока не более 0,04 мм. Следует обратить внимание на состояние сальниковых уплотнений. Изношенные или поврежденные детали подлежат замене. Последовательность сборки амортизатора следующая: при разобранном клапане отдачи надеть на шток гайку корпуса, защитную шайбу, корпус с сальниками, шайбу сальника, пружину сальника, уплотнительное кольцо и крышку цилиндра; собрать поршень и клапан отдачи со штоком, затем проверить легкость перемещения перепускного клапана; промыть поршень в сборе в керосине и обдуть сжатым воздухом, проверить легкость перемещения колец в канавках клапанов и завести поршень в цилиндр; зажать корпус амортизатора за головку в тисках, запрессовать в цилиндр основание цилиндра с клапанами и завести цилиндр вместе с поршнем в корпус амортизатора; поршень со штоком при этом должен быть сдвинут в цилиндр не более чем на 1/4 хода; удерживая цилиндр и шток в корпусе амортизатора, залить 900 см! рабочей жидкости. Заливать жидкость нужно осторожно, перемещая поршень со штоком (вверх-вниз) несколько раз для удаления воздуха. Установить крышку цилиндра в полость цилиндра и поставить на место пружину. Ввести уплотнительное кольцо в корпус цилиндра и, поджимая его корпусом сальника, завернуть рукой гайку корпуса амортизатора; завернуть гайку корпуса амортизатора специальным ключом. Момент затяжки должен быть в пределах 68 кгс-м. Проверить ход штока амортизатора на полную величину. При растяжении и сжатии амортизатор должен оказывать равномерное сопротивление большее при растяжении и меньшее при сжатии. Шток должен перемещаться без стуков и заеданий.

Реклама