Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобиль МАЗ

Система электроснабжения

Генератор (рис. 137) представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением и является одним из источников питания электрооборудования. Снабжен выпрямительным блоком и интегральным регулятором напряжения.

Малогабаритный интегральный регулятор напряжения Я120М служит для поддержания в заданных пределах напряжения, вырабатываемого генератором. Регулятор представляет собой электронное устройство, закрытое крышкой и залитое специальным герметикой.

На регуляторе имеются 4 вывода. Этими выводами регулятор устанавливается в щеткодержатель так, чтобы выводы, помеченные буквами Ш, Д, В, и Р, легли на токоведущие шины щеткодержателя (рис. 138).

В щеткодержателе также установлено подниточное сопротивление 3 величиной 75 Ом, служащее для обеспечения надежного возбуждения генераторной установки на низких оборотах двигателя. Электрическая схема соединения генератора с регулятором напряжения показана на рис. 139.

Техническое обслуживание

После 50 ООО км пробега автомобиля и в дальнейшем при каждом ТО-2 необходимо снять ГУ с двигателя, разобрать, проверить состояние шарикоподшипников и электрощеток. Поврежденные подшипники и щетки, изношенные до размера 8 мм, следует заменить. В процессе эксплуатации автомобилей необходимо также соблюдать следующие правила: не допускать неправильного подключения проводов к аккумуляторным батареям или установки батарей с обратной полярностью. Это приведет к немедленному выходу из строя выпрямительных диодов ГУ и ИРН; не отключать провода от плюсового вывода ГУ и от аккумуляторных батарей при работающем двигателе. Это резко уменьшит нагрузки на генератор, что может привести к выходу из строя ИРН; не проверять исправность ГУ путем замыкания клемм + , В, О на массу или между собой. Это может привести к выходу из строя ИРН или выпрямительного блока ГУ; не соединять клемму Ш щеткодержателя, доступ к которой открыт через окно в его кожухе, с клеммами + генератора и В щеткодержателя. Это приведет к выходу из строя ИРН; не проверять исправность схемы электрооборудования мегомметром или лампой напряжением выше 26 В при включенной ГУ. Это может привести к выходу из строя ИРН и выпрямительного блока;

при проведении на автомобиле сварочных работ предварительно отключить аккумуляторные батареи выключателем массы, снять провода с клемм + ГУ и В щеткодержателя, а при проведении сварочных работ на автопоезде дополнительно вынуть штепсельные вилки из щеток полуприцепа во избежание сгорания соединительного электрокабеля. По окончании сварочных работ убедиться, что наконечник провода на клемме + ГУ надежно зажат гайкой. Ослабление затяжки гайки в этом контакте (появление искрения) приведет к выходу из строя ИРН; при мойке двигателя избегать прямого попадания воды в ГУ. Возможные неисправности генераторной установки и способы их устранения приведены в табл. 18.

Ремонт

Для ремонта генераторная установка снимается с двигателя, для чего необходимо (рис. 140): отключить выключатель массы батарей; отсоединить провода от клемм + и В ГУ (см. рис. 137); ослабить болт / (см. рис. 140) планки натяжения ремней; ослабить гайку // крепления ГУ;

ослабить болт 15 крепления пальца; вывернуть болт /; придерживая ГУ, чтобы не сломать крепежные кронштейны, вывернуть болт 17; вынуть палец 14; снять ремни со шкива; снять ГУ с двигателя. Снятую с двигателя ГУ надо очистить от пыли и произвести ее разборку в следующем порядке (см. рис. 137): отсоединить винт 20 крепления проводов; отвернуть два винта крепления щеткодержателя и снять его; отвернуть два винта крепления ИРН и вынуть регулятор; отвернуть три винта 4 крепления защитной крышки подшипника; отвернуть четыре стяжных винта 17 и снять крышку 7 генератора вместе со статором;

отвернуть гайки / фазных выводов от выпрямительного блока и отделить статор 8 от крышки 7; отвернуть гайки крепления клеммы + на крышке 7 и три винта крепления выпрямительного блока и вынуть блок; отвернуть гайку 15 крепления шкива и снять шкив 14; снять вентилятор 12;

. Уменьшение со

источника постоянного напряжения через контрольную лампу подсоединяют к

блока определяют по фигурному отверстию 6). В этом случае контрольная лампа должна гореть (см. рис. 141, а). При измененной полярности (см. рис. 141, б) лампа гореть не должна. Если эти условия не соблюдаются, то блок неисправен и подлежит замене. Интегральный регулятор напряжения проверяется с помощью контрольной лампы, подсоединяемой к источнику постоянного напряжения 2426 В (рис. 142). Для проверки к клемме В регулятора присоединяют + источника питания, а к основанию .

Контрольная лампа включается на + источника питания и клемму Ш регулятора. При исправном регуляторе контрольная лампа горит полным напряжением равномерно. Если лампа не горит или горит неполным накалом, или происходит мигание ИРН неисправен и его надо заменить.

. Исправная ГУ должна отдавать рабочий ток, что отмечается по амперметру. Величина тока зависит от степени заряда батарей /. Напряжение по вольтметру // при положении регулятора посезонной регулировки Л (лето) должно быть 2728 В. Рекомендуется в этом режиме выдерживать ГУ на оборотах в течение 34 мин, что является послеремонтной обкаткой. Проверенная таким образом ГУ может быть установлена на двигатель. Монтаж производится в порядке, обратном демонтажу.

Реклама