Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобиль МАЗ

Система освещения

Схемы включения осветительных приборов показаны на рис. 143 и 144. В систему освещения входят головные фары, фары-прожекторы, противотуманные фары, передние и задние фонари, фонари заднего хода, плафоны кабины и освещения спальных мест, подкапот

ный фонарь, лампы и комплект коммутационной аппаратуры (включатели, переключатели, реле и т. п.). Головная фара (рис. 145) прямоугольного типа, что значительно улучшает светораспределение на дорожном полотне. Фары имеют европейскую асимметричную систему освещения, исключающую ослепляемость водителей встречного транспорта. Передние фонари скомпонованы в одном корпусе с указателями поворотов. Рассеиватели габаритных фонарей белые, указателей поворота оранжевые.

Задний фонарь имеет габаритный огонь и огонь сигнала торможения красного цвета, а также указатель поворота с рессеивателем оранжевого цвета. Левый задний фонарь (ФП130В) имеет также в нижней части рассеиватель белого цвета для освещения номерного знака. Противотуманная фара ФГ152 выполнена с белым рассеивателем прямоугольной формы. Фара снабжена галогенной лампой, что в комплекте со специальным рассеивателем обеспечивает хорошую освещаемость дороги в условиях ухудшенной видимости (туман, дождь и др.). Управление внешним освещением производится с помощью переключателя 10 (см. рис. 144). Рукоятка переключателя имеет 5 положений: О все выключено; / включены гарабитные огни; // включены габаритные огни и ближний свет; /// включены габаритные огни и дальний свет; IV включены габаритные огни и дальний свет для работы в мигающем режиме. Положение IV переключателя не фиксированное: при снятии руки с рукоятки переключателя последняя возвращается в исходное положение. Все пять положений переключателя обозначены соответствующими символами, указывающими какой светотехнический прибор включен. Противотуманные фары и фары-прожекторы включаются отдельными переключателями, причем в схеме включения фар-прожекторов применена блокировка, исключающая возможность включения фар при ближнем свете. В табл. 19 приведен перечень ламп, применяемых в светотехнических приборах.

Техническое обслуживание

В процессе эксплуатации необходимо следить за чистотой рассеивателей и перед выездом промывать или протирать их ветошью. У загрязненных светотехнических приборов резко снижается светоотдача, что ухудшает как видимость фонарей, так и освещение фарами дороги.

У таких светотехнических приборов, как фары, фонари и плафоны в условиях эксплуатации происходит потемнение рефлекторов или поломка корпусов и рассеивателей. При выходе из строя рассеивателей они заменяются новыми. При поломке корпусов и потемнении рефлекторов меняется весь прибор. Следует помнить, что внутри колбы лампы иногда появляется темный налет, являющийся следствием осаждения на колбу продуктов испарения нити накаливания. Это явление значительно ухудшает светоотдачу, и такие лампы целесообразно менять, не ожи-

дая их окончательного выхода из строя. Особенно важно это для головных фар, от которых зависит качество освещения дороги. Если производится замена фар, то после их установки на автомобиль следует провести их регулировку по методике, изложенной в руководстве по эксплуатации автомобиля. Коммутационная аппаратура достаточно долговечна и в условиях эксплуатации, как правило, из строя не выходит. В случае же отказа изделия оно подлежит замене, так как выключатели и переключатели не ремонтируются. При выходе из строя реле PI, Р4, Р8 производится их проверка, как указано в разделе Электрофакельное устройство, и при необходимости замена. У блоков контрольных и сигнальных ламп от коротких замыканий, если был установлен нестандартный предохранитель, могут расплавиться токоведущие дорожки печатной платы. Перегорание дорожки восстанавливается путем напайки припоем или припайки медной проволочки. При отказе фонарей заднего хода следует проверить предохранитель № 8, если он исправен, проверить выключатель 2 (рис. 146). Для проверки необходимо снять с выключателя защитный чехол 3 (рис. 146, а). Если напряжение на клемме выключателя, куда подсоединен белый провод, имеется, а фонари заднего хода не загораются при установке рычага переключения передач в положение Задний ход, то необходимо снять выключатель и проверить его. Для проверки исправности выключателя проводом с зажимом соединяется + источника напряжения 26 28 В с одной клеммой выключателя, а другая клемма через контрольную лампу соединяется с источника (рис. 146, б). В таком положении контрольная лампа гореть не должна. Если же надавить на шарик выключателя по стрелке А (рис. 146, в) и утопить его до упора (примерно на 1,52,5 мм), то контрольная лампа должна загореться. Если лампа не загорается выключатель неисправен и подлежит замене.

Если же выключатель исправен, значит его положение не отрегулировано на крышке коробки передач. Регулировка производится установкой или снятием регулировочных прокладок, находящихся на резьбовой части выключателя. Возможные неисправности системы освещения и способы их устранения приведены в табл. 20.

Реклама