Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобиль МАЗ

Дополнительное оборудование

и через штекерную колодку на положительную электрощетку якоря электродвигателя. Пройдя через якорь, рабочий ток поступает на неподвижный контакт 7 и с него через штекерную колодку по черному проводу выходит на массу. От

, с которой ток проходит по желтому проводу на положительную электрошетку якоря, через якорь на отрицательную щетку, на контакт 7 и с него на массу. Якорь вращается до тех пор, пока кулачок 9 не разомкнет контакты 6 и 8. Это положение кулачка соответствует укладке щеток стеклоочистителя внизу ветрового стекла автомобиля. Однако вследствие инерции якоря последний может до останова сделать еще несколько оборотов, что приведет к уходу щеток вверх по ветровому стеклу, что будет мешать водителю. С целью устранения этого явления введен контакт 7, при замыкании которого с контактом 6 происходит шунтирование электрощеток якоря между собой, что легко проследить по схеме. При шунтировании происходит резкий останов якоря, что обеспечивает укладку щеток строго в заданном положении. В системе отопления и вентиляции кабины установлены два электродвигателя, которые включаются на малую и большую частоту вращения, что изменяет производительность вентиляторов. На первом положении переключателя // оба электродвигателя работают на большой скорости, так как включены параллельно. На втором положении оба электродвигателя соединяются последовательно.

Техническое обслуживание

Электродвигатели стеклоочистителя и системы отопления в процессе эксплуатации техническому обслуживанию не подвергаются. При отказе в работе стеклоочистителя следует сначала убедиться в исправности предохранителя № 12 и наличии напряжения на сером проводе в штекерной колодке стеклоочистителя. Если напряжение на проводе имеется, то проверяется исправность предохранителя 10 (см. рис. 155), установленного на корпусе стеклоочистителя. Если там напряжение есть, то следует про-

верить исправность переключателя /. Убедившись в исправности переключателя, стеклоочиститель необходимо снять и отремонтировать.

Возможные неисправности дополнительного оборудования и способы их устранения приведены в табл. 25. У стеклоочистителя после разборки осматриваются якорь, электрощетки, контактная система механизма останова и червячное колесо редуктора. При износе зубьев колеса оно заменяется новым. Контакты механизма останова зачищаются. Электрощетки при износе заменяются новыми. Якорь осматривается и при необходимости коллектор протачивается и шлифуется. При монтаже стеклоочистителя на автомобиль после ремонта или при установке нового стеклоочистителя следует устанавливать рычажную систему так, как показано на рис. 156, т. е. вытянутыми в одну линию. Несоблюдение этого правила приведет к нарушению работы стеклоочистителя или выходу его из строя. Г л j в а 7 Кабина Двухместная кабина автомобиля установлена над двигателем и оборудована спальными местами, расположенными одно над другим за спинками сидений. Свободный доступ к двигателю и его системам, рулевому управлению и другим агрега-

там, расположенным в передней части шасси, обеспечивается благодаря опрокидыванию кабины относительно передних шарнирных опор на угол 60°. При полностью поднятой кабине дополнительная фиксация ее осуществляется с помощью троса 8 (рис. 157). Для работы под не полностью опрокинутой кабиной необходимо опрокинуть ее примерно на 45° и зафиксировать страховым упором. Без установки страхового упора находиться под кабиной нельзя. Облицовку 18 передка кабины можно переместить вверх до полного открытия проема передка. При этом открывается доступ к маслозаливной горловине и масло мерномушупу. Крепление кабины и механизм ее подъема. На основании кабины, в ее передней части приварены два литых кронштейна, в проушины которых входят опоры 14, закрепленные на первой поперечине рамы. Кронштейны и опоры сочленяются посредством осей 10. Нижние опоры 14, установленные на амортизационных втулках 15, заключенных в обоймы, обеспечивают смягчение передаваемых колебаний на кабину. На задней панели кабины установлены две резиновые- опоры 6 (рис. 158). Задняя опора в виде изогнутой трубчатой балки / через кронштейн крепится к раме. На балке закреплены два кронштейна, на которые опираются опоры б и ограничивают боковое раскачивание кабины при движении автомобиля. В средней части на балке закреплен запорный механизм, который надежно удерживает кабину от самопроизвольного опрокидывания. Дополнительно фиксация кабины в транспортном положении осуществляется страховым тросом 3 (см. рис. 157). Перед опрокидыванием кабины трос нужно снять со штыря. Открывание запорного механизма осуществляется с помощью монтажной лопатки 18 (см. рис. 158); вставленной во втулку рычага 3 путем поворота рычага вниз; при этом положение рычага фиксируется в вырезах кронштейна 2. При повороте рычага 3 тяга 5 поворачивает кулак 15, освобождая захват 14. После того как рычаг 3 отведен, зафиксирован и страховой трос 3 (см. рис. 157) снят с оси кабины, можно начинать ее подъем. Закрывание запорного механизма при опускании кабины осуществляется автоматически. Для этого нужно заблаговременно снять с фиксированного положения рычаг 3 (см. рис. 158) привода с помощью монтажной лопатки (рекомендуется производить эту операцию сразу же после незначительного подъема кабины). После опускания кабины по положению рычага 3 следует убедиться, что запорный механизм закрыт. Опрокидывание кабины производится посредством силового цилиндра (рис. 159). Масло в цилиндр подается от насоса (рис. 160), привод которого осуществляется вручную (с помощью монтажной лопатки). Долговечность деталей и надежность работы запорного механизма во многом зависят от правильной установки балки / (ем. рис. 158) задней опоры кабины на кронштейне 4 (рис. 157).

Положение щек 16 (см. рис. 158) должно быть таким, чтобы при опускании кабины не происходило задевание пальца 13 захвата за щеки 16, а в опущенном положении ось захвата должна доходить до упора в вырезы щек. Это обеспечивается регулировкой положения балки путем поворота и смещения ее на кронштейнах 4 (см. рис. 157). После регулировки болт нужно затянуть. Исправность пружин 10 и 12 является главным залогом надежности и работоспособности запорного механизма кабины.

Реклама