Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Сверхмощные тракторы

Системы электрооборудования мощных тракторов

Система электрооборудования рассматриваемых тракторов одно-проводная; минусовые клеммы источников электроэнергии и потребителей соединены с массой трактора. У тракторов К-701 напряжение в сети смешанное: 12 и 24 В; 24-вольтовые цепи у трактора К-701 имеют стартер и электродвигатель маслозакачивающего агрегата. Источниками электроэнергии служат генераторы переменного тока со

встроенным в крышку кремниевым выпрямителем, работающий совместно с реле-регулятором, и аккумуляторные батареи (две 12-воль-товые 6СТ-182ЭМС или 6СТ-182ЭРС); каждая батарея состоит из шести 2-вольтовых элементов, соединенных последовательно. При работе трактора батареи соединяются параллельно, а при пуске последовательно. Основными потребителями электроэнергии являются электродвигатели привода маслозакачивающего агрегата, отопителя вентилятора кабины, нагнетателя системы обогрева, вентилятора водителя; свеча накаливания; контрольно-измерительные приборы; стартер; система освещения и сигнализации; спираль подогрева топлива. Рассмотрим наиболее важные элементы системы электрооборудования. В частности, реле-регулятор РР385-Б служит для автоматического поддержания напряжения в электросети в пределах 13,514,7 В летом и 14,215,5 В зимой, независимо от частоты вращения генератора. Указанные значения напряжений необходимы для обеспечения нормального зарядного режима аккумуляторов и нормальной работы потребителей.

Реле-регулятор, схема которого приведена на рис. 2.60, имеет реле защиты транзистора РЗ и регулятор напряжения РН. Последний состоит из транзистора Т, резисторов RlR6, электромагнитного реле РН, диодов Д1 и Д2. Электромагнитное реле РН, как показано на схеме рис. 2.61, имеет переключающие контакты PHI и РН2. Регулирование тока возбуждения генератора осуществляется транзистором, режимом которого управляет реле РН. В средней части Ш-образного корпуса реле РН имеется обмотка, которая вместе с противодействующей пружиной является чувствительным элементом регулятора напряжения. Нормально разомкнутые контакты РН1, включенные между плюсовой клеммой реле-регулятора (клемма В) и базой, управляют транзистором. Напряжение на контактах РН1 и реле составляет 1,52,5 В, что исключает их износ и подгорание. Реле защиты РЗ, установленное в цепи обмотки возбуждения генератора, защищает транзистор от коротких замыканий. Оно представляет собой электромагнитное рэле с одной обмоткой реле РЗ и парой нормально раломкнутых контактов, параллельных контактам РН1. Устройство посезонной регулировки реле-регулятора состоит из резистора и переключателя ППР. С помощью последнего производится подлючение и отключение резистора R6 в цепи обмотки реле РН. Он имеет два положения: Л лето и 3 зима (указанные обозначения нанесены на корпусе реле-регулятора рядом с переключателем ППР). В положении Л величина регулируемого напряжения на 0,71,2 В ниже, чем в положении 3. При малой частоте вращения коленчатого вала дизеля (а значит, и генератора) обмотка реле РН питается от аккумулятора и создает электромагнитное усилие, недостаточное для преодоления противодействия пружины; якорь регулятора напряжения не притянут. Контакты РН1 разомкнуты, а контакты РН2 замкнуты. При этом транзистор Т открыт, так как его база соединена с массой (с минусом аккумуляторных батарей) через резистор R2. Следовательно, через обмотку возбуждения генератора будет протекать ток по цепи: клемма В диод Д1 транзистор Т клемма Ш обмотка возбуждения генератора масса реле-регулятора. Поскольку обмотка реле РЗ с обмоткой возбуждения генератора соединена последовательно, контакты реле защиты транзистора остаются разомкнутыми. При установлении на клемме В регулируемого напряжения под действием возросшего в обмотке реле РН тока его якорь притягивается к сердечнику; контакты PHI замыкаются, а контакты РН2 размыкаются. В этом случае транзистор Т закрывается, так как база его соединяется контактами РН1 с плюсом. Ток возбуждения генератора пойдет по цепи: клемма В диод Д1 резисторы R3 и R4 клемма Ш обмотка возбуждения генератора масса. Ток возбуждения и напряжение генератора резко уменьшатся, якорь снова отойдет от сердечника, контакты РН1 разомкнутся, транзистор вновь откроется, и описанный выше процесс повторится снова. При этом контакты РН2 регулятора напряжения остаются разомкнутыми.

Таким образом, при нормальной работе регулятора напряжения цепь обмотки реле защиты разомкнута. Включенный в цепь возбуждения генератора гасящий диод Д2 предотвращает пробой транзистора. Генератор не будет работать при замыкании на массу клеммы III реле-регулятора или провода, соединяющего эту клемму с клеммой обмотки его возбуждения. Якорь реле-регулятора напряжения РН отходит от сердечника, и контакты РН2 размыкаются, так как обмотка его в этот момент будет питаться от аккумуляторной батареи, у которой напряжение ниже. Обмотка реле защиты при замкнутых контактах РН2 оказывается под полным напряжением аккумуляторных батарей. Реле защиты срабатывает, его контакты замыкаются, и от аккумуляторных батарей на базу транзистора попадает положительный потенциал. Транзистор запирается, и ток прекращается. После устранения короткого замыкания обмотка реле защиты транзистора вновь соединяется последовательно с обмоткой возбуждения генератора. Переключатель ВКЗО-Б, изображенный на рис. 2.62, служит для переключения аккумуляторных батарей с параллельного (12 В) на последовательное (24 В) питание стартера и электродвигателя привода маслозакачивающего насоса. Он имеет контактную коробку 2 с выводными клеммами 1 для присоединения проводов, электромагнит 6 с подвижным сердечником 7, контакты 9, подвижные контакты дисков (главного 4 и дополнительного 5), главные контакты 3 и дополнительные 8, клемму 10, реле включения стартера PC, клеммы 11 (+£2 и М). К клеммам +£1, +Б2, Б2, PC, М на торце переключателя подключаются соответственно следующие провода: от плюсовой клеммы левой аккумуляторной батареи и от клеммы минус указателя тока; от клеммы стартера, которая в свою очередь соединена с клеммой плюс правой аккумуляторной батареи; от минусовой клеммы правой аккумуляторной батареи; от обмотки электродвигателя маслозакачивающего агрегата и клеммы реле включения стартера; от клеммы выключателя массы. На боковой поверхности переключателя имеются две клеммы обмотки электромагнита, ккоторым подводятся провода от трактора и кнопки включения переключателя ВКЗО-Б. Электрическая схема включения стартера представлена на рис. 2.63. Включатель массы К2, срабатывая при нажатии кнопки S1, соединяет минусовые клеммы аккумуляторных батарей с корпусом трактора, о чем сигнализирует лампочка Н. При нажатии кнопки S2 для запуска дизеля питание подается на обмотку переключателя аккумуляторных двигателей Kl. Батареи GB1 и GB2 с параллельного соединения переключаются на последовательное; одновременно с клеммы PC через замкнутые контакты переключателя К1 питание подается на электродвигатель М2 маслозакачивающего агрегата. При достижении в системе смазки дизеля давления 0,15 МПа запускают стартер Ml, для чего, не снимая усилия с кнопки S2, переключают включатель В1, имеющий фиксированное включенное положение. Через замкнутые контакты В1 питается обмотка реле КЗ. Контакты последнего замыкаются, и питание подается на втягивающие и удерживающие обмотки электромзгнитного реле стартера. При втягивании сердечника этого реле шестерня стартера входит в зацепление с венцом маховика дизеля, а контакты замыкаются, соединяя плюсовую клемму правой аккумуляторной батареи (напряжение 24 В) с обмот-

ками электродвигателя стартера. Таким образом, осуществляется запуск дизеля при выключенном режиме. При включенном режиме его запуск предотвращает имеющаяся в схеме включения стартера блокировка в виде выключателя S3. Для гашения э. д. с. самоиндукции обмотки тягового реле служит диод V. В схеме предусмотрены предохранители Fl, F2 и F3, а также указатель тока РА с выводом /, соединяемый с плюсовой клеммой генератора. Для отключения аккумуляторных батарей от массы служит выключатель массы ВК861 с дистанционным управлением (рис. 2.64), который работает от установленной на щитке приборов кнопки. В верхней части его корпуса установлен электромагнит 7, сердечник которого вместе со штоком 6 отводится пружиной 5 в верхнее крайнее положение. В нижней части корпуса на основании 3 установлен запорный механизм, состоящий из нажимной пластины 9, стержня 2, упора 8 и пружины 4. Жестко соединенное со стержнем 2 подвижное контактное устройство приводится в движение с помощью штока 6 электромагнита 7. При подаче тока на электромагнит сердечник, преодолевая усилие пружины, через нажимную пластину 9 давит на стержень 2, передвигая его вниз. При переходе через перемычку 10 основания 3 упор 8 под воздействием пружины 4 выдвигается и контакты // и 12 фиксируются во включенном состоянии. Первыми замыкаются дополнительные контакты 12, а при дальнейшем нажатии сердечника электромагнита 7 на стержень 2 входят в соединение с неподвижными и основные подвижные контакты //. При этом минусовые клеммы батарей соединяются с массой трактора, так как к одной из клемм 13 подходит провод 0 от минуса батарей, а другая соединена медной перемычкой массой трактора. При вык лючении вторично запитыва ют током обмотку электромаг нита 7. При этом шток 6 бу дет давить на нажимную плас тину 9, последняя своей зак ругленной частью нажмет н упор 8 и освободит его. По воздействием пружин стер жень 2 вместе с подвижны контактным устройством зай мет крайнее верхнее положе ние. В этом случае контакте включателя будут разомкну ты (сначала основные //, затем дополнительные иск рогасящие 12). Выключа тель массы имеет подвижны" шток /.

На тракторе К-701 уста новлен звуковой электричес кий сигнал С311 постоянног тока (на облицовке слева по капотом). Все узлы электрооборудования соединяются проводкой марки ПГВА сечением от 1 до 2,5 мм2. На концах каждого провода предусмотрены полихлорвиниловые трубки с номерами, соответствующими номерам данного провода по схеме. 2.8. Ионструнтивные особенности рамы, кабины и облицовки тракторов Рамы тракторов типа Кировец состоят из двух полурам, соединенных шарнирным устройством и поворачивающихся относительно друг друга вокруг вертикального шарнира на угол до 0,61 рад (35°), а вокруг горизонтального до 0,28 рад (16°). Рассмотрим более детально конструктивные особенности рам на примере трактора К-701. Его передняя полурама, показанная на рис. 2.66, сварная, замкнутого профиля, состоит из передней опоры 4 шарнира, двух лонжеронов 3 и 20, передней связи и бампера. К передней полураме прива-

рены буксирные крюки, снабженные защелками. Передняя опора шарнира представляет собой отливку, имеющую отверстие для размещения промежуточного карданного вала и четыре проушины для соединения с задней полурамой. Задняя полурама также сварная, замкнутого профиля. Она имеет переднюю 9 и заднюю // связи и два лонжерона 10 и 12. Передняя связь представляет собой полую отливку с центральной полостью для установки трубы шарнирного устройства. В расточки передней связи запрессованы две втулки 17. со спиральными канавками для подвода смазки. К полурамгм приварены два упора 8, ограничивающие их поворот в вертикальной плоскости. В передней и задней связях имеются площадки с отверстиями для установки на них портала погрузчика или кронштейнов бульдозера. Задняя часть представляет собой фасонную отливку с проушинами (для соединения с нижними тягами навесного устройства) и обработанными площадками, в которых имеются гладкие и резьбовые отверстия для крепления двух опор вала рычагов навесного устройства и двух упоров односкоростного редуктора ВОМ. Основными деталями шарнирного устройства являются труба шарнира, его передняя опора и передняя связь. Труба шарнира сварная, имеет две проушины с запрессованными втулками для соединения с передней опорой шарнира, четыре проушины (по две с каждой стороны) для соединения с головками штоков гидроцилиндров поворота. Труба 18 шарнира установлена во втулках 17 передней связи задней полурамы и зафиксирована крышкой 14. Роль упорных подшипников при работе горизонтального шарнира выполняют установленные между торцами передней связи задней полурамы и трубы шарнира кольца 15 и 19 (по два с каждой стороны) с радиальными канавками для подвода смазки. Резиновые самоподжимные манжеты 16 предотвращают попадание пыли и грязи в горизонтальный шарнир. Прокладки 13 дают возможность регулировать осевой зазор между торцом трубы шарнира и крышкой 14. К торцу трубы шарнира болтами крепится промежуточная опора карданной передачи. Проушины передней опоры шарнира и крестовины соединены двумя осями 6, удерживаемыми установочными клиньями 5. Между наружными торцами крестовины и сопряженными с ними торцами передней опоры шарнира находятся четыре шайбы 7 (по две с каждой стороны), которые выполняют роль упорных подшипников. Проворачивание шайб 7 при работе вертикального шарнира устраняется тем, что они своей прямой стороной упираются в выступ шарнирного устройства. Рама также имеет бампер / и трубу 2.

Крепление кабины, гидробака, гидрораспределнтелей гидросистем навесного устройства управления поворотом, а также тормозного крана пневматической системы и некоторых других деталей и узлов трактора осуществляется на постаменте. Он представляет собой сварную конструкцию, установленную на раме трактора. Кабина последнего двухдверная, термошумоизолированная. Прорези в ее полу и стенках уплотнены резиновыми чехлами, люки в полу закрыты крышками с уплотнением из резиновых прокладок. Кабина оборудована двумя стеклоочистителями передних и задних стекол, тремя зеркалами, тер

мосом, ящиком для инструмента, сумкой для документации и крючком для одежды. Двери ее снабжены замками, замок правой замыкается снаружи крючком, изнутри оба замка могут быть закрыты на защелки.

Сиденье водителя, показанное на рис. 2.67, одноместное, с системой амортизации. Его положение можно регулировать по высоте, углу наклона стенки, перемещать в продольном направлении. Остов сиденья 15 сварной трубчатый каркас. Оно имеет также механизм подвески 2, спинку 9, подушку 12, ремень безопасности 20. Механизм

подвески состоит из блока пружин 3 и амортизатора /. Для регулировки положения сиденья в продольной плоскости нажимают на рукоятку 14 фиксатора, выводя его из зацепления с рейкой 13, устанавливают сиденье в нужное положение и опускают рукоятку, вновь вводя фиксатор в зацепление с рейкой 13. Регулировку сиденья в зависимости от массы водителя производят в крайнем переднем положении путем вращения гайки 4 до совпадения верхней плоскости гайки 21, которая поджимает блок пружины, с отметкой цифр на шкале, соответствующей массе водителя (при вращении против часовой стрелки происходит увеличение усилия поджатия пружины). Регулируя сиденье по высоте, ослабляют болты крепления его к кабине и поворотом винта 16 рукояткой 17 устанавливают нужную высоту сиденья. Спинка 9 регулируется по углу наклона и имеет четыре фиксированных положения. Для установки ее на требуемый угол наклона ослабляют фиксатор 22, затем поднимают спинку, выводя этим сектор 10 из зацепления с осью II, затем ее устанавливают на нужный угол, опускают и зажимают фиксатором. Гашение колебаний сиденья водителя обеспечивается амортизирующим устройством, состоящим из пружины, верхнего и нижнего кронштейнов, соединительных деталей и амортизатора. Гидравлический амортизатор телескопического типа, изображенный на рис. 2.68, состоит из корпуса 2, штока / с поршнем и клапаном отдачи, резервуара 3, сальникового устройства и клапана сжатия. Резервуар устанавливается в корпус и центрируется направляющей втулкой 4. При движении сиденья вверх корпус амортизатора относительно неподвижного штока перемещается вниз. Рабочая жидкость вследствие давления в надпоршневом пространстве выталкивается через вырезы в тарелке 18 и внутренние отверстия в поршне 19 в кольцевой зазор между втулкой 20 и тарелкой 21 в подпоршневое пространство, создавая значительное усилие, тормозящее перемещение сиденья вверх. При движении последнего вниз рабочая жидкость вытекает из-под поршневого пространства через наружные отверстия, отжимая тарелку 18 в надпоршневое пространство. При этом тормозящее движение сиденья вниз незначительно. Сальниковое устройство имеет гайку 5 резервуара, защитное кольцо 6 с прокладкой 7, обоймы 8 и 10 сальников с шайбой 11, сальники 9 и 12 штоков, шайбу 13, пружину 14, направляющую втулку 4 и два уплотнительных кольца 15. Шток с клапаном отдачи состоит из штока /, тарелок 16, 18, 21, пружин 17 и 22, поршня 19, втулки 20 и гайки 23. Дополнительное непод-рессоренное мягкое сиденье закреплено на полу кабины.

Реклама