Меню
Взято с saudar.net
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Сверхмощные тракторы

Основные эргономические поназатели тракторов с дизелями и газотурбинными двигателями

Эргономические параметры сверхмощных тракторов с поршневыми двигателями в литературе отражены недостаточно. Поэтому остановимся на некоторых из них, полученных совместно с Г. В. Михаиле-:

вым в результате исследований прошедших капитальный ремонт тракторов К-701. Ниже приводятся результаты измерений уровней шума и вибраций, а также сил сопротивления перемещению органов управления трактором. Последние определялись с помощью динамометрических педалей и рукояток. Путем нажатия, толчков, вращения, включения, выключения и других движений воздействовали на органы управления с тем, чтобы определить значения минимальных усилий, необходимых для преодоления сил сопротивления его перемещению в требуемое положение.

Результаты измерений сил сопротивления перемещению органов управления приведены в табл. 4.9. Оценку сил сопротивления проводили путем сравнивания полученных показателей с нормами, устанавливаемыми ГОСТ 12.2.01276, 2261477 и 2175376. Как видно из таблицы, усилия, прикладываемые к педали подачи топлива, рычагу коробки перемены передач и рычагам гидросистемы, превышают нормативные значения, что при реальной частоте манипулирования данными органами управления позволяет считать работу напряженной. Превышения указанных значений возникли вследствие неправильных регулировок этих органов. Поэтому после капитального ремонта представляется целесообразной проверка сил сопротивления перемещению всех органов управления трактором. Уровень и спектральный состав шума также являются важнейшими параметрами, характеризующими работу трактора с точки зрения его соответствия единым требованиям к обеспечению условий труда. Измеренный уровень шума на рабочем месте тракториста по шкале А составляет 92 дБ, что превышает нормативное значение на 7 дБ. Уровень внешнего шума с левой стороны трактора достигает 100 дБ (выше санитарных норм на 15 дБ). Несколько ниже уровень внешнего шума с правой стороны, где он превышает допустимый на 9 дБ.

Уровень звукового давления в октавных полосах в кабине трактора представлен на рис. 4.2. Шум в кабине трактора измерялся при движении по дороге с асфальтовым покрытием с загруженным прицепом на всех транспортных передачах. Во время измерения шума в кабине трактора ее двери, окна и люки были закрыты, а средства обеспечения микроклимата работали в режиме максимальной производительности.

Уровень звукового давления в диапазоне частот 1252000 Гц, как видно из рис. 4.2, превышает нормативное значение, установленное ГОСТом 12.1.003-76, на 12 дБ; на более низких и высоких частотах он ниже допустимого. Давление, создаваемое звуковым сигналом на расстоянии 7,5 м и на рабочем месте в октавной полосе 1000 Гц, не имеет допустимого превышения (до 8 дБ) в соответствующей полосе частот, в результате чего сигнал плохо слышен как самому трактористу, так и окружающим, что затрудняет эксплуатацию трактора на транспортных работах.

Измерение вибраций производилось на грунтовой дороге при движении со скоростью 1215 км/ч. Системы, агрегаты и шины трактора перед началом испытаний были прогреты до рабочей температуры. На рис. 4.3 представлены определенные экспериментально уровни вибрации на сиденье механизатора в вертикальной, продольной и поперечной плоскостях. Нетрудно заметить, что уровень вибрации на сиденье механизатора в вертикальной плоскости в диапазоне 216 Гц превышает нормативное значение на 15 дБ; в продольной и поперечной плоскостях превышение на 13 дБ наблюдается уже в узком диапазоне 28 Гц. Далее на более высоких частотах (от 31,5 до 250 Гц) во всех плоскостях происходит снижение уровня вибрации до нормы и даже ниже ее. Значения основных эргономических параметров трактора К-701 после капитального ремонта приведены в табл. 4.10. На рис. 4.4. показан характер изменения уровней вибрации на "полу кабины в исследуемых плоскостях. Из него видно, что на полу наблюдается превышение уровня вибрации над нормативным в основном в вертикальной плоскости на 18 дБ в диапазоне частот 216 Гц; далее имеет место уменьшение уровня вибрации до 98 дБ (при частоте 250 Гц). В продольной плоскости уровень вибрации превышает нормативное значение на 25 дБ только при частотах 24 Гц, а в поперечной плоскости при частоте 2 Гц. Измерение вибрации на рулевом колесе производилось при работающем двигателе на той частоте вращения вала двигателя, на которой проявляется наибольшая вибрация в рабочем диапазоне. На рис. 4.5 представлены уровни вибрации на рулевом колесе в вертикальной, Продольной и поперечных плоскостях. Нетрудно заметить, что уровень вибрации на рулевом колесе соответствует санитарным нормам, кроме колебаний в вертикальной плоскости с частотой 31,5 Гц. . Особого внимания заслуживают результаты полевых исследований основных эргономических параметров на рабочем месте операторов,

поскольку в связи с созданием сельскохозяйственных агрегатов на базе газотурбинных тракторов возникла необходимость в оценке условий труда их водителей. В частности, в соответствии с методикой проведения экспериментов предусматривалось определение следующих параметров: уровней внешнего шума и шума на рабочем месте оператора, уровня вибрации в различных плоскостях на основных объектах, значений усилий на органах управления газотурбинным трактором. Для измерения уровней внешнего шума и шума на рабочем месте оператора использовался шумомер фирмы Брюль и Кьер с набором октавных фильтров типа 2203. Уровень вибрации оценивался при помощи прибора НВА-1. Значения усилий на органах управления измерялись при помощи динамометрических рукояток и педали. Полученные результаты сведены в табл. 4.11. Из таблицы видно, что уровень шума на рабочем месте оператора превышает допустимое значение по шкале А на 10 дБ, а на частотах 2504000 Гцна 213 дБ. Уровень внешнего шума превосходит допустимое значение на 1019 дБ, что связано с шумом вентилятора системы охлаждения масляного радиатора двигателя. Уровень вибраций на сиденье оператора в поперечной плоскости превышает допустимые значения только на частоте 2 Гц на 1 дБ; то же наблюдается и на полу кабины в вертикальной плоскости на той же частоте; в продольной плоскости указанное превышение составляет 4 дБ. Проверка на соответствие требованиям ГОСТа 12.2.01976 дополнительно установленного на опытном газотурбинном тракторе оборудования показала, что неудобно расположены приборы определения частоты вращения турбокомпрессора, измерители температуры газа, ампервольтметр, у которых по этой причине отсвечивают стекла приборов. Кроме того, лучше могли бы быть расположены приборы выключения запуска, подогрева топлива, питания автоматической панели управления и панели управления стартером.

В заключение следует отметить, что условия труда оператора трактора с ГТД лишь по некоторым параметрам отличаются от нормируемых; это вызвано тем, что последний практически не имел никаких шу-мопоглощающих устройств. Тем не менее только в небольшом диапазоне частот имеет место отклонение значений шума и вибраций от нормируемых.

Приведенные данные показывают необходимость совершенствования кинематики механизма управления двигателем с целью снижения требуемых усилий до нормируемых значений.

Реклама