Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Сверхмощные тракторы

Методы и средства контроля параметров тракторов в процессе их планового технического обслуживания

При контроле технического состояния тракторов в процессе эксплуатационных испытаний применяются методы, регламентированные следующими нормативно-техническими документами: ГОСТ 7057 80, ГОСТ 1850980, ГОСТ 1832278, ГОСТ "1751078, ГОСТ 20417 75, ГОСТ 2091175 и ГОСТ 1650481. Контроль количественных и качественных характеристик тракторов предусмотрен планово-предупредительной системой технического обслуживания, включающей в себя комплекс операций- по поддержанию работоспособности или исправности объектов при использовании их по назначению. Фактические значения параметров тракторов определяют их фактическое техническое состояние. Номенклатура характеристик тракторов, контролируемых в процессе испытаний, должна включать диагностические признаки, достаточные для оценки технического состояния объектов на базе определения правильности функционирования, исправности и работоспособности. Контроль технического состояния, представляющий собой процесс проверки соответствия параметров тракторов установленным требованиям осуществляется с целью устранения дефектов. Конечным этапом контроля является заключение о техническом состоянии тракторов, устанавливаемое с определенной точностью. В процессе эксплуатационных испытаний тракторов функциональные параметры и другие показатели технического состояния определяются с помощью диагно- стических стендов и с использованием автоматизированных диагностических установок и систем. Установка КИ-4935 ГОСНИТИ предназначена для проверки мощ-ностных и топливных показателей тракторных двигателей и определения механических потерь в силовой передаче. Она позволяет создавать нагрузочные и скоростные режимы, требующиеся при диагностировании тракторов. Тормозная установка КИ-4935 применяется на стационарных пунктах технического обслуживания и диагностирования тракторов. Она состоит из редуктора с карданным валом, электромашины (тормоза), маятникового динамометра, электросилового шкафа, регулировочного реостата, прибора для измерения расхода топлива типа КИ-8910 ГОСНИТИ и пульта управления [17]. Электромашина АБК-82-4, используемая в этой установке, может работать как в режиме двигателя, так и в режиме генератора с отдачей электроэнергии на нагрев реостата и охлаждающей жидкости. Ее мощность в режиме электродвигателя равна 55 кВт, а вместимость бака реостата 300 л. Погрешности измерения с помощью установки КИ-4935 вращающего момента составляют 3%, частоты вращения1,5%, расхода топлива 2% и эффективной мощности двигателя 5% от соответствующих базо-. вых уровней [17, 83]. При эксплуатационных испытаниях тракторных двигателей в условиях машиноиспытательных станций применяются тормозные стенды производства ГДР типа САК-Н-670 с весовым механизмом Рапидо. Мощность этого стенда может быть 100, 160 и 250 кВт. Стенд КИ-8927 ГОСНИТИ предназначен для проверки тяговых и тормозных качеств колесных тракторов К-701, Т-150К, МТЗ-80 и др. Он оснащен беговыми барабанами, жидкостным реостатом, при- способлением для диагностирования гидравлической системы навесного устройства, топливным расходомером и пультом управления. Диагностическая установка Урожай 1Т применяется для определения технического состояния и остаточного ресурса тракторов и комбайнов. Она находит применение в стационарных условиях в комплекте с тормозным стендом КИ-8927 ГОСНИТИ или КИ-4935 ГОСНИТИ. С помощью этой установки измеряются 68 параметров технического состояния объектов диагностирования. Она обеспечивает диагностирование систем смазки, охлаждения и питания двигателя, гидросистемы навесного устройства, рулевого управления, трансмиссии и вала отбора мощности, а также механизмов газораспределения, цилиндро-. поршневой группы двигателя, силовой передачи и электрооборудования [97]. Установка, функциональная схема которой приведена на рис. 6.6, состоит из датчиков, блоков установок, питания, управления измерениями и коммутации, а также из прогнозирующего устройства, индикатора-транспаранта, блоков выдачи команд и индикации. В ней механические величины преобразуются в электрическое напряжение посредством датчиков, устанавливаемых на агрегатах и узлах трактора и коммутируемых с помощью переходных устройств. Для этих целей применяются датчики давления, линейных и угловых перемещений, индукционный и датчик расхода топлива. При обработке результатов измерений используется малогабаритная вычислительная машина. Если величина диагностического сигнала находится в пределах допуска на параметр, то прогнозирующее устройство ПУ включает на индикаторе-транспаранте ИТ указание норма. На цифровой индикатор выдаются также данные об остаточном ресурсе. Установка разработана Украинским филиалом ГОСНИТИ. Диагностическая и прогнозирующая система (ДиПС) КИ-12326 предназначена для комплексной оценки и прогнозирования остаточ-

ного ресурса тракторов, зерноуборочных комбайнов, грузовых автомобилей и оборудования животноводческих ферм. Система создана ВНИИЭПом совместно с ГОСНИТИ, ЛСХИ и СибИМЭ. Она применяется как в передвижном (на борту автомобиля УАЗ-452А) в комплекте КИ-5530, так и в стационарном исполнениях. Данная система позволяет измерять до 350 контролируемых параметров технического состояния объектов диагностирования [97]. Среди контролируемых признаков около 30% приходится на долю динамических параметров, связанных с амплитудно-фазовыми характеристиками процесса впрыскивания топлива, пульсацией газов в системе газообмена, угловыми ускорениями и вибрацией отдельных сопряжений, узлов и агрегатов объектов диагностирования. Около 50% диагностических признаков относятся к статическим характеристикам давления и температуры рабочих жидкостей и газов в агрегатах объектов испытаний, линейных и угловых перемещений в силовой передаче и приводах трансмиссии. Примерно 20% параметров контролируются органолептическим методом. В стационарном комплекте ДиПС, блок-система которого изображена на рис. 6.7, имеется прогнозирующее устройство Искра-1250, предназначенное для определения остаточного ресурса агрегатов объектов контроля, а также устройство для записи и считывания, переговорное и цифропечатающее устройства. От датчиков электрические сигналы поступают по кабелю к блоку связи, в котором происходят их нормирование, согласование и коммутация. В комплект этой системы входят датчики давления, линейных и угловых перемещений, температуры, расхода топлива с комплектом КИ-12371, а также датчики токовых импульсов, вибрации и некоторые другие [37]. Выходные сигналы блока БС поступают в стойку СИ, где осуществляются преобразование, измерение и сравнение полученных данных. Результаты контроля режимов диагностирования объектов затем выводятся на индикаторы пульта управления ПУ. С последнего задается программа работы системы в соответствии с технологией диагностирования. ДиПС предназначена для работы следующих режимов: Осмотр, Измерение, Контроль программы и Запись программы. Контроль технического состояния объектов производится согласно маршрутной карте, в которой устанавливается последовательность размещения переходных устройств и измерительных преобразователей, а также указывается технология диагностирования. Эффективность функционирования системы во многом зависит от степени приспособленности тракторов и машин к-диагностированию, от уровня их унификации и оснащенности встроенными датчиками и от других факторов. В настоящее время ведется разработка комплекса оперативных устройств, встраиваемых в узлы объектов диагностирования с автоматической сигнализацией момента выхода параметра за допустимые пределы. Перспективной разработкой является создание встроенной бортовой автоматизированной системы контроля технического состояния тракторов. В СибИМЭ совместно с НАТИ и ГОСНИТИ создана система контроля технического состояния тракторов как сельскохозяйственного, так и промышленного назначения. Она предназначена для оперативного дистанционного сбора информации о фактическом техническом состоянии механизмов трактора и вывода ее на приборную панель в виде сигналов, свидетельствующих о необходимости технического обслуживания тех или иных объектов контроля. Общие требования к контролепригодности тракторов изложены в ГОСТе 2402980. В этом стандарте также регламентированы требования к конструктивному исполнению составных частей и сборочных единиц, подлежащих контролю в эксплуатационных условиях, и к параметрам и методам диагностирования. ГОСТ 2063177 устанавливает требования к конструктивному исполнению тракторов и их приспособленности к существующим методам и средствам диагностирования, а также требования к взаимной приспособленности соединительных устройств, обеспечивающих коммутацию частей тракторов со средствами диагностирования.

В процессе эксплуатационных испытаний тракторов контроль функциональных параметров двигателей и их периодическое торможение производятся в соответствии с требованиями, изложенными в ГОСТе 1850980 и ГОСТе 705780. При поверке стабильности изменения функциональных параметров двигателей и устойчивости их регулировок техническое обслуживание выполняется после контрольного торможения на стенде САК-Н-670 с весовым механизмом Рапидо. До начала контрольного торможения двигателя выполняется только ежедневное обслуживание.

Регулировки тракторных двигателей с целью восстановления их мощности и топливных показателей в процессе эксплуатационных испытаний рекомендуется проводить лишь в случаях, когда установлены превышения следующих допусков [4]: эффективная мощность двигателя отличается от номинальной более чем на 3%; частота вращения коленчатого вала двигателя разнится с номинальной более чем на 1,3%; секундный расход топлива превышает номинальное значение более-чем на 5,5%.

В процессе тяговых испытаний тракторов регулировки двигателей рекомендуется выполнять при следующих отклонениях параметров: эффективная мощность двигателя расходится с номинальным значе

,; 5) установочный угол опережения впрыскивания топлива ±1 град.

6.3. Контроль функциональных параметров тракторов С целью расширения информации о техническом состоянии объектов контроля обратимся к номинальному режиму диагностирования при гармонической нагрузке и рассмотрим методику определения допусков на функциональные параметры тракторных двигателей. Для контроля последних в процессе стендовых испытаний необходимо найти установочные допуски, регламентирующие уровень настройки при номинальном режиме нагрузки.

Схема имитатора гармонической нагрузки трактора в стендовых условиях показана на рис. 6.8. Период (или частота) гармонического процесса изменяется регулировкой частоты вращения вала генератора электродвигателя 1 и подбором передач редуктора 2, а амплитуда колебаний устанавливается путем изменения радиуса диска 3.

(6.13)

период гармонических колебаний нагрузки, с;

начальная фаза гармонических колебаний, плотность рас-

пределения вероятностей которой определяется выражением (5.12).

В рассматриваемом случае момент сопротивления на валу двигателя изменяется по закону арксинуса [18]:

(6.14)

I

производная момента сопротивления Мк из выражения (6.13).

для распределения нагрузки соответственно по законам Гаусса и арксинуса приведены ниже:

При испытаниях тракторов в эксплуатационных условиях применяются специальные загрузочные имитационные устройства, позволяющие воспроизводить полигармонический процесс на основе одновременного воздействия нескольких синтезируемых гармонических колебаний. К таким средствам имитирующим указанный колебательный характер нагрузки на крюке трактора, можно отнести устройство КубНИИТИМ и имитатор НАТИ [51]. Имитация колебательного процесса с заданными значениями амплитуды и частоты осуществляется с целью воспроизведения вероятностной нагрузки трактора, соответствующей реальным условиям его эксплуатации. Имитационное устройство КубНИИТИМ позволяет воспроизводить колебательный характер нагрузки на крюке трактора в виде постоянной составляющей, определяющей уровень нагрузки, и переменной, отражающей энергетический спектр колебаний тягового сопротивления сельскохозяйственных машин. В нагрузочной имитационной тележке КубНИИТИМ колебательный характер нагрузки создается за счет сил дисбаланса, возникающих при вращении неуравновешенных грузов. Амплитуда и частота периодических колебаний регулируются угловой скоростью и радиусом вращения грузов, а также путем изменения их массы. Полигармонический процесс, создаваемый данным имитационным устройством, рекомендуется использовать в качестве средства воспроизведения реальной нагрузки на крюке трактора. Это устройство, однако, не позволяет имитировать низкочастотные составляющие нагрузки от 0,5 Гц и ниже [51].

Схема устройства НАТИ (рис. 6.10), которое построено по тем же принципам, что и загрузочное имитационное устройство КубНИИТИМа, позволяет воспроизводить реальное тяговое сопротивление на основе синтеза гармонических колебаний. Его колебательный механизм, установленный на шасси автомобиля ЗИЛ-131 [51], посредством трансмиссии соединен с колесами 1 автомобиля. Вращательное движение от них к редуктору 5 передается с помощью карданных валов 2 и 4, разделенных коробкой передач 3. Шестерни редуктора 5 приводят в действие кривошипно-шатунные механизмы 6, которые являются основой имитационного устройства. Кривошипно-шатунный механизм с пружинами 7 вызывает колебания моментов на валах шестерен редуктора 5. Суммирование указанных колебаний на общем валу осуществляется с учетом их фазовых сдвигов. Колебания моментов через трансмиссию передаются на колеса устройства, тем" самым обеспечивая колебательный характер поступательного движе ния имитационной установки, которое через соединительное приспособление передается испытываемому трактору.

Амплитуда и частота колебаний нагрузки изменяются за счет регулировки предварительного натяжения пружин 7, а также путем изменения радиуса кривошипа и переключения передач в коробке 3. Имитация тягового сопротивления сельскохозяйственных машин при тягово-динамических испытаниях тракторов в условиях машиноиспытательных станций находят все более широкое применение. Вероятностные нагрузочные режимы применимы и для ускоренных испытаний сельскохозяйственной техники. При техническом диагностировании тракторов применение нагрузки случайного характера и разработка средств ее воспроизведения-относятся к перспективным направлениям развития исследований.

Для контроля технического состояния тракторов в условиях хозяйств применяются следующие средства:

1. Передвижные диагностические установки КИ-4270, КИ-4270А и КИ-5164, разработанные ГОСНИТИ. Они смонтированы в кузовах-фургонах автомобилей УАЗ-452, УАЗ-452А и на шасси автомобиля УАЗ-452Д. Установки оснащены комплектами диагностического оборудования, приборов и приспособлений, а также слесарным инструментом и материалами, необходимыми для контроля указанных объектов диагностирования. Они предназначены для диагностирования тракторов при ТО-3 и периодических технических осмотрах, а также для проверки технического состояния зерноуборочных комбайнов при их послесезонном обслуживании. Процесс диагностирования тракторов и комбайнов выполняется в соответствии с типовой технологией [82, 83]. Перечень контрольно-измерительных средств и номенклатура подлежащих проверке параметров с эксплуатационными допусками на них даны в соответствующей справочной литературе [17, 83].

2. Передвижные ремонтно-диагностические матерские типа ГОС-НИТИ-3 (МПР-817Д) и ГОСНИТИ-4 (МПР-9924) монтируются на шасси автомобилей ГАЗ-51А и ГАЗ-52-01 соответственно. Назначение мастерских выявление и устранение неисправностей в межконтрольный период и при проведении планового технического обслуживания тракторов и зерноуборочных комбайнов, а также для их диагностирования в процессе профилактического обслуживания. Они оснащены контрольно-измерительными средствами, применяемыми в передвижных диагностических установках типа КИ-4270А [21, 77].

3. Комплект КИ-13905 ГОСНИТИ линейной диагностической службы размещен в кузове-фургоне автомобиля УАЗ-452. Он предназначен для выполнения тех же функций, что и передвижная диагностическая установка КИ-4270А. В целом этот комплект рассчитан на обслуживание 180 тракторов и 40 зерноуборочных комбайнов [17, 83]. Количество измеряемых параметров объектов контроля составляет 130.

4. Переносной комплект КИ-13901Ф ГОСНИТИ рассчитан на диагностирование тракторов и зерноуборочных комбайнов при выполнении ТО-1 и ТО-2.

5. Стационарный комплект КИ-5308А ГОСНИТИ применяется для диагностирования тракторов и комбайнов при ТО-3 в хозяйствах, имеющих более 80 машин, и их послесезонного обслуживания на предприятиях Госкомсельхозтехники СССР.

6. Стационарные посты диагностирования тракторов организуются на станциях технического обслуживания, а также в мастерских хозяйств и производственных объединений.

Для технического диагностирования тракторов рекомендуются в дополнение к стационарному диагностическому комплекту КИ-5308А использовать следующие средства контроля [17]: установку КИ-4935, стенд КИ-8927, установку КИ-4935 и стенд КИ-8927. При оценке технического состояния тракторов в хозяйственных условиях могут применяться и другие диагностические средства. Регулировки двигателей в процессе производственной эксплуатации целесообразно производить в тех случаях, когда функциональные параметры выйдут за пределы следующих значений допусков: эффективная мощность двигателя будет отличаться от номинальной более чем на 5%; частота вращения коленчатого вала превысит номинальную более чем на 1,5%; секундный расход топлива станет больше номинального более чем на 5,5%; удельный расход топлива превысит номинальный уровень на 3%. Рассмотрим методы и средства, применяемые при определении мощ-ностных и топливных показателей тракторных двигателей в хозяйственных условиях. Основными методами определения функциональных параметров тракторных двигателей в условиях хозяйств являются тормозной, бестормозной, парциальный и дифференциальный [28]. Тормозной метод контроля функциональных параметров двигателей тракторов основан на применении стационарных (или мобильных) тормозных установок и стендов. Методика определения параметров двигателей и измерительная аппаратура, используемая в процессе таких испытаний, приведены в стандартах (ГОСТ 1850880 и ГОСТ 1850980). Данный метод обеспечивает достаточно высокую точность определения мощностных и топливных показателей двигателей, составляющую 23%. Оценка исследуемых величин производится по данным, соответствующим номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, п„. При этом определяются значения установочных допусков на уровень настройки по. зависимостям

(6.15)

____ базовые (номинальные) значения параметров двигателя при

фактические показатели, определяемые тормозным методом.

На практике допускаемые отклонения параметров целесообразно определять в процентах от их номинальных значений:

(6.16)

установочные допуски из выражения (6.15).

При отклонениях параметров, превышающих установленные значения, следует производить необходимые регулировки двигателя с целью восстановления показателей до номинального уровня. После выполнения указанных работ производится проверка мощностных и топливных показателей двигателей. Контроль функциональных параметров по тормозному методу осуществляется с помощью электрических, электромагнитных, гидравлических, механических и других установок. Данные установки создают препятствующий вращению коленчатого вала двигателя момент сопротивления. Он может воспроизводиться или в виде постоянной составляющей нагрузки, или в виде гармонического процесса, создаваемого имитационным устройством, показанным на рис. 6.10. В производственных условиях наибольшее применение нашли электрические, а также гидравлические тормозные установки. В электрических установках механическая энергия испытуемого двигателя превращается в тепло. Нагрузка в гидравлических установках создается силами сопротивления жидкости, находящейся между ротором и статором. В качестве стационарных тормозных установок в колхозах, совхозах, на станциях технического обслуживания и в ремонтных предприятиях используются стенды КИ-4935 и КИ-8927 ГОСНИТИ с комплектом приборов КИ-5308А ГОСНИТИ [17, 82]. Парциальный метод контроля функциональных параметров двигателей представляет собой сочетание тормозного и бестормозного методов. Нагрузка тракторного двигателя до номинального скоростного режима при отсутствии колебаний осуществляется с помощью тормозной установки и имитации механических потерь путем перевода части работающих цилиндров в режим компрессора. Эффективная мощность при парциальном методе испытаний двигателей с использованием, например, тормозной установки КИ-4935 ГОСНИТИ определяется следующими выражениями [17, 28]:

при четырех- и восьмицилиндровых двигателях

(6.17)

мощность, определяемая путем торможения при первой и второй

КПД передачи, равный 0,95;

при шести- и двенадцатицилиндровых двигателях

(6.17а)

работающих цилиндров; г общее число цилиндров двигателя. Частота вращения коленчатого вала двигателя в процессе испытаний определяется по формуле

(6.18)

i.

устанавливается при последовательном выключении определенной части цилиндров двигателя. Для этого используются переключатели подачи топлива, входящие в комплект топливомера КИ-4818. Так, подача топлива к четырех- и восьмицилиндровым двигателям прекращается первоначально в первой, а затем во второй половине цилиндров, у шести- и двенадцатицилиндровых двигателей производится поочередное выключение 2/3 цилиндров. Тормозная мощность работающих цилиндров двигателя измеряется при нагрузке, соответствующей номинальной частоте вращения вала. Подставив результаты измерений в формулы (6.17) или (6.17а), определяют эффективную мощность двигателя. Расход топлива при данном методе испытаний определяется при 100%-ной мощности тракторного двигателя. По отклонениям функциональных параметров, вычисленным по зависимостям (6.15) и (6.16), производится оценка их соответствия установленным допускам и дается заключение о техническом состоянии двигателя.

Погрешность парциального метода определения мощностных и топливных показателей двигателей рассчитывается по формуле [28]

(6.19)

относительные погрешности соответственно парциального и тормозного

коэффициент, представляющий собой отношение погрешности

определения механических потерь к погрешности тормозного метода.

. В этом случае механические потери определяются точностью тормозных испытаний тракторных двигателей. Из парциальных методов определения мощностных показателей двигателей следует выделить тот, который основан на применении ферронорошкового электромагнитного догружателя (ФЭД-ЛСХИ) Последний монтируется на ВОМ трактора и используется как тормоз- ное устройство [72]. Регулируемая часть нагрузки, соответствующая номинальному скоростному режиму работы двигателя, создается электромагнитной порошковой муфтой (ЭПМ). Нерегулируемая нагрузка обеспечивается механическими потерями двигателя. Схема догружателя ФЭД-ЛСХИ показана на рис. 6.11. В ней применяется однозазорная цилиндрическая ЭПМ с контактными кольцами системы 7. В рабочий зазор между поверхностями ведущего 3 и ведомого 6 цилиндров муфты вносится ферромагнитный заполнитель 5, который является рабочим телом ЭПМ. Под действием магнитного поля изменяется физическое состояние заполнителя рабочего, зазора, в результате чего обеспечивается жесткое или с проскальзыванием сцепление ведущей и ведомой частей ЭПМ [72]. Ведущая часть муфты (или наружный цилиндр) приводится во вращение от ВОМ трактора посредством втулки /. Ведомая часть (внутренний цилиндр 6 догружателя) заторможена тензодатчиком 9. Тормозной момент создается при подаче питания на обмотку 4 управления от блока питания 14 трактора. Величина тормозного момента регулируется за счет изменения тока в обмотке управления посредством реостата 13. Измерители 12 и 17 фиксируют соответственно момент и частоту вращения ВОМ. Последовательность определения эффективной мощности двигателя-с помощью электромагнитного догружателя не отличается от последовательности, характерной для парциального метода с использованием тормозной установки КИ-4935. Например, у четырехцилиндровых двигателей поочередно выключается половина цилиндров, и осуществляется догрузка работающих цилиндров с помощью догружателя путем изменения тока муфты ЭПМ до достижения номинального скоростного режима. При установлении последнего фиксируют моменты догрузки и частоты вращения ВОМ и двигателя. По ним, пользуясь выражением (6.17), устанавливают тормозную мощность. Мощность механических потерь, входящая в эту формулу, определяется либо методом выключения цилиндров, либо методом двойного выбега [72]. Догружатель ФЭД-ЛСХИ позволяет автоматически поддерживать номинальный скоростной режим работы тракторного двигателя, при котором дополнительно определяются топливные показатели. С помощью блока управления 15 можно осуществлять диагностирование двигателя при гармонически изменяющейся нагрузке. Бестормозной метод определения мощностных и топливных показателей тракторного двигателя производится в установившихся и динамических режимах [28, 82, 83].

При установившемся режиме указанный метод определения мощностных и топливных показателей двигателей, разработанный проф. Н. С. Ждановским, базируется на использовании механических потерь и догрузочных устройств в системах трактора [28]. У четырехцилиндрового двигателя при нормальном тепловом режиме работы на одном цилиндре механические потери в выключенных цилиндрах обеспечивают переход на корректорную ветвь характеристики. Эффективная мощность двигателя в этом случае рассчитывается по формуле [30]

номинальная частота вращения вала двигателя; иср средняя частота вращения коленчатого вала при работе иа отдельных цилиндрах двигателя. Типовой технологией технического диагностирования двигателей тракторов допускаются следующие отклонения от номинальной эффективной мощности: уменьшение ее на 5% или увеличение на 7% [28, 82, 83]. Применение догрузочных устройств в системе трактора позволяет расширить возможности бестормозного метода и повысить точность определения мощностных и топливных показателей двигателя. Догрузка до номинального скоростного режима может осуществляться либо путем дросселирования газов на выпуске, либо дросселирования масла в гидросистеме трактора [36, 37]. Для определения эффективной мощности и расхода топлива при последовательном выключении части цилиндров двигателя и дросселировании масла в гидросистеме трактора применяются следующие приборы: измеритель мощности ГИМ-ЛСХИ, схема которого дана на рис. 6.12, и двухпоршневой расходомер топлива ДРТ-ЛСХИ, схематически показанный на рис. 6.13. В этих же целях можно использо-

по показаниям измерителя мощности ГИМ-ЛСХИ подставляется в формулу (6.21), по которой вычисляется эффективная мощность при номинальной частоте вращения коленчатого вала. Для нахождения эффективной мощности двигателя ЯМЗ-238НБ можно использовать графические зависимости, показанные на рис. 6.14, которые позволяют устанавливать мощность двигателя по величине гидродогрузки 2РМ. Секундный и удельный расходы топлива по бестормозному методу с использованием ГИМ-ЛСХИ и расходомера КИ-4818 вычисляются по следующим формулам:

(6.22)

время опыта, с; гчисло цилиндров двигателя.

момент механических потерь, Н-м.

. В этом случае эффективная мощность двигателя будет определяться выражением [54]

(6.24) где со угловая скорость коленчатого вала двигателя, рад/с.

При номинальной частоте вращения вала двигателя эффективная мощность зависит от значения углового ускорения, которое определяют экспериментально. Для этих целей в Сибирском институте механизации и электрификации сельского хозяйства (СибИМЭ) разработаны электронные приборы ИМД-2М, ИМД-12, ИМД-ЦГ [54]. Они предназначены для технического диагностирования двигателей СМД-60, СМД-62, ЯМЗ-238НБ, ЯМЗ-240Б и некоторых других. Приборы СибИМЭ применяются для оценки эффективной мощности двигателя, а также других показателей [54].

Угловое ускорение коленчатого вала двигателя измеряется с помощью индуктивного датчика, схема которого приведена на рис. 6.15. Он устанавливается напротив зубьев венца маховика. Сигналы от индуктивного датчика 2 угловой скорости, возникающие при вращении маховика 1, поступают в блок-умножитель 3 частоты, а затем в блок 4 фиксации номинальной частоты. При частоте вращения, близкой к но-

(6.25а)

. К недостаткам данного метода можно отнести деформацию рабочего цикла при разгоне двигателя, которая отражается как на контролируемых параметрах, так и на погрешности измерений. Последняя зависит от значений углового ускорения и разрегу-

лировок; при нормальном техническом состоянии она не превышает 5% [28, 31, 70].

относительная погрешность измерений при тормозном методе.

нормативная сезонная наработка тракторного агрегата на вспашке, ч.

. Например, увеличение уровня нагрузки на 10,6% приводит к повышению производительности пахотных агрегатов в среднем на 5,2% и снижению эксплуатационных затрат на 4,4% (относительно базового уровня).

Годовой экономический эффект в результате оптимизации режимов и установочных допусков пахотных агрегатов с тракторами классов тяги 30 и 50 кН достигает 122129 руб. на агрегат.

Реклама