Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Сверхмощные тракторы

Особенности конструкции и тенденции -развития мощных и сверхмощных тракторов с дизелями

В предыдущей главе было показано, как реализуются технические решения, связанные с разработкой, созданием и производством мощных и сверхмощных тракторов сельскохозяйственного назначения. По принятой в настоящее время классификации условно различают тракторы особо малой (или мини-трактора), малой, средней и большой мощности, а также особо мощные или сверхмощные. К тракторам особо малой мощности (маломощным) относят тракторы с мощностью двигателя до 10 кВт (класс тяги до 23 кН); к тракторам малой мощности тракторы с мощностью двигателя от 10 до 50 кВт (класс тяги до 1420 кН); к тракторам средней мощности от 50 до 150 кВт (класс тяги до 3040 кН); к тракторам большой мощности от 150 до 250 кВт (класс тяги 50 кН) и, наконец, к сверхмощным тракторам причисляют машины с мощностью двигателя свыше 250 кВт (класс тяги от 80 до 300 кН). Следует заметить, что в указанное условное деление тракторов, производимых в настоящее время и намеченных к производству, не совсем вписывается (по классу тяги) трактор Т-130М. В связи с тем, что он имеет мощность двигателя 118 кВт, его следовало бы отнести к тракторам средней мощности. Однако трактор Т-130М может развивать тяговое усилие до 60 кН (при 1,87 м/с на стерне в условиях влажности 1820 %) и по этому показателю может быть отнесен к тракторам большой мощности. Среди отечественных тракторов к мощным относятся тракторы типа Кировец моделей К-701, К-700А, а к сверхмощнымих модификации тягового класса 50 и 80 кН соответственно, а также тракторы ДЭТ-250М. Последние хотя и предназначены для промышленного строительства, тем не менее нашли применение и в сельском хозяйстве ряда зон страны. Из зарубежных мощных и сверхмощных тракторов аналогичного класса представляют интерес производимые в США .тракторы Анхор Бой с двигателем мощностью 440 кВт, КТ-450 (331 кВт), двухсекционный трактор Пантер Твин, ST-650 (477 кВт), трактор Биг Рой (442 кВт), Биг Бад (560 кВт), Лелу-Мультиповер-420 (310 кВт). Следует отметить венгерский трактор Раба-500,0 с двигателями мощностью 360 кВт. Наряду с этим разрабатываются новые модели мощных и сверхмощных тракторов, предназначенных для выполнения различных энергоемких сельскохозяйственных работ.

Специфика конструкций мощных и сверхмощных тракторов с дизельными двигателями

Остановимся на общих особенностях конструкции мощных и сверхмощных тракторов с дизелями. Названные тракторы в отличие от тракторов малой и средней мощности имеют ряд особенностей как в конструкции отдельных сборочных единиц, так и в принципе компоновки их на тракторе. Характерной особенностью таких тракторов являются их значительная масса и большие габариты, находящиеся на границе, которая определяется правилами дорожного движения (с целью обеспечения возможности их работы в общем транспортном потоке). Масса тракторов колеблется в широких пределах (от 12 до 23 т). Для снижения ее вредного влияния на структуру почвы и уплотнения последней при выполнении полевых работ ведущие колеса таких тракторов дополняются сменными колесами (т. е. общее число их удваивается). Как правило, такие тракторы выполняются двух- или трехосными (сдвоенные колеса большей частью применяются на двухосных тракторах). Кроме того, они имеют увеличенный клиренс, развитые гидросистемы и системы раздачи мощности (энергии); более совершенные системы обеспечения комфортных условий труда (отопление, кондиционирование, наличие термосов, каркасов жесткости, гидроусилителей органов управления, блокировки и др.). Их отличают своеобразные конструкции рам и ходовых систем с увеличенными диаметром колес (от 1,5 до 2,2 м) и шириной их, наличие многоступенчатых механических, гидростатических (редко), гидродинамических, гидромеханических и электрических коробок передач с реверсами. На них устанавливают многоцилиндровые (рядные) и V-образные дизели (с числом цилиндров от 8 до 12), отличающиеся увеличенным диаметром поршня и ходом его. В таких тракторах применены усложненные системы (развитые системы воздухоочистки, охлаждения масла, охлаждения двигателя с применением специальных охлаждающих жидкостей и регулируемых или отключаемых вентиляторов, увеличенные емкости сметем и др.) и сборочные единицы моторных установок, включая водомаслообменники. В них предусмотрены развитые системы навески и сцепки с различными машинами, платформы для навешивания машин, моторно-трансмиссионные установки с двигателями постоянной мощности, газотурбинными двигателями и ряд других устройств. Учитывая большое разнообразие конструктивных решений мощных тракторов, в качестве примера остановимся на некоторых из отечественных тракторов типа Кировец. Тракторы Кировец К-701, К-700А являются сельскохозяйственными тракторами общего назначения класса тяги 50 кН.

Трактор К-701, изображенный на рис. 2.1, оборудован двенадцатицилиндровым V-образным дизельным двигателем ЯМЗ-240Б [87, 90]. Его рама образована двумя соединенными шарнирным устройством полурамами, которые могут поворачиваться относительно друг друга вокруг как вертикального, так и горизонтального шарниров. Такая конструкция обеспечивает хорошую маневренность и постоянное зацепление всех колес трактора с почвой. Вся моторная установка (вместе с дизелем и его системами) смонтирована на передней полураме. Дизель оборудован электростартером; в холодное время года его пуск производится с помощью системы предпускового обогрева. Оптимальный тепловой режим работы дизеля ЯМЗ-240Б в различных климатических и погодных условиях обеспечивается системой автоматического управления вентилятором и регулируется термостатами и шторкой, установленной перед радиатором. Трансмиссия тракторов этой серии содержит полужесткую муфту с редуктором привода насосов, коробку передач, мосты и карданную передачу. Механическая коробка передач с шестернями постоянного

зацепления обеспечивает гидравлическое переключение передач без разрыва потока мощности на любом режиме. Она устанавливается на резиновых амортизаторах. Каждый из двух мостов трактора является ведущим и состоит из главной передачи с дифференциалом, конечных передач и рабочих тормозов. Мосты крепятся к полурамам стремянками. Задний мост отключаемый. Все четыре колеса трактора одинаковы по размерам, бездисковые. Их шины низкого давления имеют протекторы повышенной проходимости. Колеса оборудованы рабочими тормозами с пневматическим приводом. Кроме того, трактор имеет стояночный тормоз ленточного типа, установленный на переднем мосту. Управление поворотом трактора осуществляется при помощи гидрораспределителя и двух гидроцилиндров, смещающих полурамы относительно друг друга вокруг вертикального шарнира. Постоянная скорость поворота трактора (в диапазоне частот вращения коленчатого вала дизеля от 900 до 1900 мин-1) обеспечивается регулятором расхода, вмонтированным в гидросистему управления поворотом. Кабина трактора цельнометаллическая, двухместная, герметизированная. Она расположена за моторной установкой и крепится к постаменту рамы через амортизаторы. Кабина термоизолирована, оборудована системой отопления и вентиляции, что обеспечивает благоприятный микроклимат. Сиденье- водителя подрессоренное и оборудовано гидравлическим амортизатором двойного действия. Предусмотрена возможность регулировки жесткости пружины сиденья в зависимости от массы тракториста.

Для агрегатирования с сельскохозяйственными машинами эти тракторы снабжены агрегатной гидравлической системой- и трехточечным навесным устройством. Наружное освещение и сигнализация на тракторах создаются установленными спереди двумя фарами и двумя габаритными фонарями. Сзади имеются три поворотные фары на кабине и два габаритных фонаря на крыльях. На трактор можно устанавливать дополнительное оборудование: комплект узлов реверсивного управления трактором (для обеспечения работы трактора с машинами и орудиями, требующими движения задним ходом); комплект узлов вала отбора мощности, предназначенный для обеспечения работ с машинами и орудиями, которые имеют активные рабочие органы. Кроме того, трактор К-701 может быть оборудован специальной коробкой передач с ходоуменьшителем, обеспечивающей понижение его скорости с 0,08 до 0,4 м/с (с 0,292 до 1,632 км/ч). Это позволяет использовать трактор при производстве дорожно-строительных, мелиоративных и землеройных работ. Этим расширяется сфера его использования, увеличивается годовая занятость и повышается экономическая эффективность применения трактора. Перечисленное выше дополнительное оборудование поставляется по специальному заказу и за дополнительную плату. Размещение основных узлов трактора показано на рис. 2.2. . Тракторы К-701 предназначены для выполнения различных сельскохозяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными машинами и орудиями, в комплекте с которыми можно пахать, производить культивацию, боронование, посев, лущение стерни, безотвальную обработку почвы, осуществлять транспортные перевозки, а также выполнять дорожно-строительные, мелиоративные и землеройные работы. В настоящее время ведутся работы по подготовке к серийному производству тракторов К-701М, предназначенных для выполнения разнообразных сельскохозяйственных работ в комплекте с набором различных машин. Так, транспортные перевозки выполняются с использованием тракторного самосвального прицепа ЗПТС-12Б (ЗПТС-13) или полуприцепа 1ПТС-9Б (1ПТС-10). Для вспашки трактор аг-регатируется либо с 9-корпусным полунавесным плугом ПТК-9-35, либо с 8-корпусным навесным плугом ПН-8-35. В этих же целях он может применяться с трехъярусным навесным плугом ПТН-3-40 или с орудием ОПТ-3,5 (для безотвальной обработки пласта многолетних трав). При культивации для сплошной обработки почвы используются широкозахватный бессцепочный культиватор КПШ-9, прицепной скоростной культиватор КПС-4 (45 шт. на один агрегат), противо-эрозионный культиватор КПЭ-3,8 (23 шт. на агрегат), культиватор широкозахватный КШ-9, культиватор-плоскорез и глубокорыхлитель КПГ-2-150 и, наконец, культиватор штанговый КШ-3.6А (до 6 шт. на агрегат). Боронование осуществляют с использованием следующих борон: зубовой тяжелой БЗТС-1,0 и зубовой средней БЗСС-1,0 (по 21 шт. на один агрегат), зубовой навесной трехзвенной ЗБНТУ-1,0, зубовой посевной ЗБП-0,64 и игольчатой гидрофицированной БИГ-3 (по 7 шт. на агрегат). Для выполнения работ по снегозадержанию применяют снегопах-валкообразователь СВУ-2,6 (по 34 шт. в одном агрегате). Внесение удобрений выполняют с использованием тракторного разбрасывателя пылевидных удобрений и извести РПБ-16, прицепа-разбрасывателя органических удобрений КСО-16 и разбрасывателя жидких удобрений РЖТ-16. На лущении и дисковании находят применение лущильники дисковые прицепной ЛД-20 и гидрофицированный; ЛДГ-15, а также бороны дисковые полевая БД-10 и тяжелая двухслед-ная БД-7.

Посев выполняют агрегатами, в состав которых включаются пять-шесть сеялок следующих типов: СЗ-3,6; СЗУ-3,6; СЗО-3,6; СЗА-3,6-СЗТ-3,6; СЗТС-3,6; СЗП-3,6; СЗК-3,6; СЛТ-3,5. Кроме того, для этих целей используются сеялки ЛДС-6 (две на один агрегат) и сеялки? СЗС-2,1 и СЗС-2,1М (до 7 шт. в агрегате).

Ведутся также исследования по улучшению основных параметров сельскохозяйственных тракторов общего назначения класса тяги 80 (типа К-710) с номинальной мощностью 370 кВт, предназначенных для выполнения основных видов энергоемких сельскохозяйственных работ: вспашки, основной обработки почвы фрезерным почвообрабатывающим агрегатом (или комбинированным агрегатом дляг основной обработки почвы под озимые культуры), рыхления, боронования, посева зерновых и выполнения транспортных перевозок.

Реклама