Меню
Заказать эвакуатор кронштадт доступно
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Сверхмощные тракторы

Конструктивные особенности ходовых систем и пневматического оборудования

Обращаясь к конструктивным особенностям ходовых систем сверхмощных тракторов, отметим, что большинство из них оборудуется бездисковыми колесами с шинами низкого давления, которые имеют протектор повышенной проходимости. На ряде тракторов предусмотрены устройства, позволяющие сдваивать колеса при выполнении полевых работ. В основном пневматическая система призвана обеспечить функционирование тормозной системы, а также снабжать потребителей сжатым воздухом для выполнения работ по обслуживанию трактора (накачка шин, обдув поверхностей и др.). Конкретные способы реализации ходовых систем и пневматического оборудования вновь рассмотрим на примере тракторов Киро-вец. На сельскохозяйственных тракторах этой серии установлены бездисковые колеса, имеющие шины низкого давления с протектором повышенной проходимости.

Колесо в сборе, показанное на рис. 2.43, имеет шину /, камеру 2 с водовоздушным вентилем 5 и глубокопрофильный обод 3. Колесо крепится гайками 6 с помощью восьми прижимов 7 к водилу 4. Нормы нагрузки на шины 720665Р и 700665 при различных внутренних давлениях приведены в табл. 2.4. При использовании тракторов на сельскохозяйственных работах, при переездах или транспортировании сельскохозяйственных орудий на скоростях до 16 км/ч, а также при кратковременной стоянке допускается увеличение нагрузки на шину до 20 %. Во избежание преждевременного износа протектора шин их разрешено эксплуатировать на дорогах с твердым покрытием до 30 % от общего времени эксплуатации.

Пневматическая система обеспечивает работу пневматического привода тормозов тракторов и прицепов, стеклоочистителей отбор воздуха для накачки шин, обдув кассет воздухоочисти ТеЛСи хРемаВти™ представленная на рис. 2.44, имеет поессор 1 с регулятором давления 2, тормозные камеры 3, тормозной кГан 5 воздушные баллоны 6, разобщительные краны 7, соединительную головку 8, кран отбора воздуха 10, буксирный 15 и предохрани-

тельный 16 клапаны. В тормозные камеры воздух из воздушных баллонов при нажатии на педаль тормоза попадает через тормозной кран. Одновременно с этим через последний осуществляется выпуск сжатого воздуха из соединительной магистрали прицепа, а через воздухораспределитель его воздух из баллонов прицепа подается в тормозные камеры прицепов. Отключение тормозных камер путем соединения их с атмосферой и заполнение воздухом воздушных баллонов от компрессора происходят при возвращении педали в исходное положение. Система имеет двухцилиндровый одноступенчатый компрессор поршневого типа, который установлен на блоке двигателя ЯМЗ-240Б и получает вращение через клиноременную передачу от шкива вентилятора. Основными деталями компрессора, показанного на рис. 2.45, являются картер 2, блок цилиндров 4, головка цилиндров 8, коленчатый вал 1, шатуны 3, поршни 6, нагнетательные клапаны 7 и впускные клапаны 10. Последние вместе с разгрузочным устройством, состоящим из двух плунжеров 11 о, уплотнительными кольцами, размещены в боковой полости блока цилиндров. Поршни, соединенные с шатунами 3 кольцами плавающего типа, имеют два компрессионных и одно маслосъемное кольцо. Коленчатый вал установлен на двух шариковых подшипниках 31. Нижняя головка шатуна соединяется с шейкой коленчатого вала. Часть воздуха, пройдя воздухоочиститель трактора, поступает в полость Е блока цилиндров. Сжатый воздух удаляется от головки цилиндров. Охлаждающая жидкость подводится к каналу в блоке цилиндров и отводится из канала в головке цилиндров. Система смазки комбинированная, без каких-либо особенностей. Сжатый в цилиндрах воздух нагнетается в воздушные баллоны через нагнетательный клапан. При достижении в пневмосистеме давления 0,7 МПа регулятор давления подает сжатый воздух по каналу 26 под плунжеры //, которые, поднимаясь, открывают впускные клапаны 10. Через последние воздух свободно перетекает из одного цилиндра в другой. После этого подача воздуха в пневмосистему прекращается, и клапаны 10 закрываются при снижении давления до 0,55 МПа, затем воздух снова поступает в пневмосистему.

Регулятор давления служит для выключения компрессора при достижении максимального значения давления и включения его при падении давления в пневмосистеме до определенного уровня. Он устанавливается на блоке цилиндров компрессора и соединяется с каналом. При повышении давления в пневмосистеме воздух через металлокерамический фильтр 12 по каналам подается в полость А в верхнем корпусе, в поддиафрагменную полость С в нижнем. Преодолев сопротивление пружины 23, он поднимает диафрагму 20 вместе со штоком 22. Последний, воздействуя на толкатель 18, поднимает его. Центральный канал перекрывается нижним конусом двойного клапана 17, разобщая тем самым связанную с атмосферой полость В от всех остальных полостей. Из полости А по каналам сжатый воздух проходит под плунжеры разгрузочного устройства компрессора и попадает в полость D, вызывая появление дополнительного усилия, действующего на шток 22 за счет включения в работу добавочной площади, которая равна сечению штока. Этим обеспечивается четкая работа регулятора. Когда в системе понижается давление, пружина преодолевает усилие сжатого воздуха и заставляет опускаться шток 22 и толкатель 18. В результате этого верхний конус клапана 17 садится на свое гнездо, а нижний конус обеспечивает коммутацию полости сжатого воздуха через полость В с атмосферой, выпуская воздух из-под плунжеров разгрузочного устройства. Нижний клапан открывается при падении давления в пневмосистеме до 0,55 МПа, а верхний 17 при достижении давления 0,7 МПа. Запас воздуха хранится в трех баллонах, два из которых размещены на вертикальных стенках топливных баков, а один на задней части передней полурамы с левой стороны. Баллоны имеют краники для спуска конденсата воды и масла. Для предохранения пневмосистемы от чрезмерного повышения давления в случае неисправности регулятора предусмотрен клапан 16 (см. рис. 2.44), который ввернут во входной тройник крана отбора воздуха. Клапан имеет корпус, в который ввертывается с одной стороны его седло, а с другой регулировочный винт, прижимающий к седлу шариковый клапан, который регулируется на давление 0,90 0,95 МПа. Для обеспечения связи воздухопроводов трактора и прицепа служит соединительная головка 8 (см. рис. 2.44), которая установлена с правой стороны задней полурамы. При разрыве сцепки головка разъединяет воздуховоды, предотвращая повреждение шлангов. Ее обратный клапан при этом закрывается, препятствуя выходу воздуха из пневмосистемы. Перед соединением головок крышку поворачивают наружу, нажимая на обратный клапан и вращая ручку разобщительного крана, продувают пыль с головок. Затем головки соединяют и открывают разобщительный кран. Для управления тормозами колес трактора, а также буксируемых машин и прицепов служит тормозной кран, изображенный на рис. 2.46, а. Он имеет корпус, в котором размещены две секции: нижняя • для управления тормозами трактора; верхняя для управления тормозами буксируемых машин и прицепов. Между корпусом и крышками 10 и 21 зажаты резинотканевые диафрагмы 11 и 19 с седлами 13 и 28 выпускных клапанов 17 и 25. Пружины 12 и 20 отжимают диафрагмы в сторону корпуса. В горловинах крышек 10 и 21 установлены и зажаты штуцерами воздухопроводов седла 14 и 23 впускных клапанов 15 и 22, которые установлены на общих стержнях с выпускными клапанами 17 и 25. На оси крышки 34, соединенной со штоком 8, установлен двуплечий рычаг 5, который связан с тормозной педалью тягой 1. Последняя защищена установленным на кожухе 4 чехлом 2. Нижняя секция крана снабжена подвижным стаканом 29 и уравновешивающей пружиной 30. Нижний конец рычага 5 пальцем 32 входит в вырез рычага 33, шарнирно укрепленного на оси 31 и соприкасающегося с упором стакана 29. Наружный конец входящего в вырез штока 8 кулачка 3 валика соединен с рычагом 37 стояночного (ручного) тормоза трактора. Винт 36 позволяет регулировать свободный ход наружного рычага, а винт 35 ограничивает ход штоков. Клапаны 17, 15, 22, 25 и диафрагмы 11 и 19 делят полость каждой секции крана на полости А и G над диафрагмами (соединены через окно с атмосферой); полость В с соединительной магистралью прицепа; полость Е с тормозными камерами колес трактора. Свободный ход рычага 5 регулируют болтом 7. Полости С и D соединены с воздушными баллонами. Перегородки в крышках 10 и 21, предохраняющие диафрагмы от прямого динамического воздействия воздуха, имеют для исключения вибраций уплотняющие кольца 18 и 26 и по два дроссельных отверстия (для дросселирования воздуха, поступающего к диафрагме). В крышке 21 крана установлен датчик 27 стоп-сигнала. При отпущенной педали стакан 29 тормозного крана находится в крайнем левом положении, куда под действием пружины 24 отжимается также и диафрагма 19 вместе с седлом 28. Выпускной клапан 25 при этом открыт, а впускной 22 закрыт пружиной 20. При этом тормозные камеры трактора (полость Е) через отверстие в седле 28 соединяются с полостью бис атмосферным воздухом (тормоза выключены). Диафрагма 11 вместе с седлом 13 одновременно отжата пружиной 9 вправо. Впускной клапан 15 при этом открыт (он соединяет полости В и С и тем самым обеспечивает сообщение воздушных баллонов трактора с соединительной магистралью прицепа); выпускной клапан 17 в это время закрыт. Воздух поступает в воздухораспределитель прицепа, в котором под действием его давления шток с диафрагмой перемещается в нижнее положение, открывая доступ воздуха в воздушный баллон прицепа, по заполнении которого канал, сообщающий бал-

лон прицепа с тормозными камерами его колес закрывается. Тормоза прицепов при этом выключены. При снижении давления в соединительной магистрали прицепа воздухораспределитель открывает доступ воздуха из баллонов прицепа в тормозные камеры колес. Подача его пропорциональна снижению давления. Таким способом предусмотрен возможный случай отрыва прицепов, когда они должны быть автоматически заторможены. При нажатии на тормозную педаль рычаг 5, поворачиваясь, перемещает шток 8 влево. Одновременно рычаг 33 перемещает стакан 29 вправо, сжимая уравновешивающую пружину 30. Диафрагма 19 вместе с седлом 28, перемещаясь при этом вправо, закрывает впускной клапан 22 и открывает выпускной клапан 25. Тормозные камеры трактора вследствие этого разобщаются с атмосферой, а в полость Е поступает сжатый воздух воздушных баллонов. Из нее через дроссельные отверстия в перегородке крышки воздух поступает к диафрагме, а через боковые сверления в крышке к тормозным камерам. Одновременно при нажатии на тормозную педаль поворачивается рычаг 5, вызывая перемещение штока 8 влево и сжимая уравновешивающую пружину 9. Под действием пружин 12 и давления воздуха диафрагма // вместе с седлом 13 выгибается влево. При этом выпускной клапан 17 открывается, а клапан 15 закрывается пружиной 16. В результате этого полость В, сообщающаяся с соединительной магистралью прицепа, связана с атмосферой (полостью А). После падения давления воздуха в соединительной магистрали происходит торможение прицепа. Этот процесс может быть плавным, так как тормозное усилие, которое создается сжатым воздухом, пропорционально силе нажатия на педаль. Для притормаживания прицепов в движении и пневматического торможения их на стоянке наружный рычаг тормозного крана, связанный с кулачком 3 его верхней секции, соединен посредством тяги-компенсатора 38 с рычагом стояночного тормоза. При повороте последнего с предварительным нажатием на кнопку шток 8 перемещается, сжимая уравновешивающую пружину. Воздух выходит из соединительной магистрали прицепов, и они подтормаживаются. На стоянке это происходит при включении соответствующего тормоза трактора. Сжатый воздух в этом случае в тормозную магистраль не поступает.

Каждая тормозная камера (рис. 2.46, б), крепящаяся к ведущему мосту на специальных кронштейнах, имеет корпус /, диафрагму 4, крышку 7 и шток 6. При торможении воздух, поступающий из тормозного крана в полость /, перемещает шток 6 с вилкой 2, которая соединена рычагом тормоза с разжимным кулаком. Последний поворачивается и прижимает тормозные колодки к тормозному барабану. Под действием пружины 5 диафрагма возвращается в свое первоначальное положение, чему способствует воздух, выходящий при оттормажива-нии из-под диафрагмы.

Для отключения пневмосистем буксируемых машин и прицепов от пневмосистемы трактора служит разобщительный кран 7 (см. рис. 2.44), установленный перёд соединительной головкой. Отбор воздуха для накачки шин, продувки кассет и выполнения ряда других работ осуществляется из крана отбора воздуха, установленного под гидробаком гидросистемы рулевого управления и навесного устройства.

Реклама