Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Сверхмощные тракторы

Нонструитивные отличия систем управления тракторами s

Системы управления мощными и сверхмощными тракторами имеют ряд особенностей. Основной из них является использование гидросистем в качестве усилителей для разного рода исполнительных механизмов, обеспечивающих изменение направления движения. Особенности указанных систем рассмотрим на примере трактора с ломающейся рамой типа Кировец. На тракторах этого типа управление движением (выполнение поворотов) осуществляется с помощью двух гидроцилиндров за счет углового смещения полурам относительно друг друга [87]. В систему управления трактора К-701, показанную на рис. 2.47, входят масляный радиатор /, гидропроводы, гидронасос 6, регулятор 10 расхода, гидрораспределитель 12 с червячным редуктором, рулевая колонка 14, два гидроцилиндра 19, гидробак 15 и следящее устройство 18. Гидросистема управления поворотом трактора функционирует следующим образом. Гидронасос 6 нагнетает масло в регулятор 10 расхода. Основной его поток через дроссельное отверстие направляется к гидрораспределителю 12, а избыток масла, отжимая плунжер, сливается через радиатор 1 и сливной трубопровод в гидробак 15.

В нейтральной позиции золотник гидрораспределителя 12 занимает положение, при котором между краниками поясков золотника и краниками проточек в корпусе гидрораспределителя образуются зазоры. Поскольку все полости последнего соединены между собой и со сливом, масло, поступающее в полость В, возвращается в гидробак. При этом запорные гидроклапаны в коробке 20 запирают полости гидроцилиндров, которые воспринимают внешние нагрузки и препятствуют самопроизвольному изменению направления движения трактора. Тяги следящего устройства 18 в этом случае не испытывают внешних нагрузок. Поворот рулевого колеса на некоторый угол, а следовательно, вращение червяка вызывают осевое смещение золотника гидрораспределителя, так как сектор червячной пары в это время остается неподвижным благодаря наличию жесткой связи через следящее устройство 18 с задней полурамой трактора. Осевое перемещение червяка сопровождается сжатием пружин центрирующего устройства, вследствие чего к рулевому колесу оказывается приложенным некоторое усилие. При смещении золотника влево полость Д перекрывается, а масло из полости В направляется в полость Г и далее в полость Е коробки запорных гидроклапанов. Под действием давления масла открывается правый гидроклапан, в результате чего перемещается толкатель, который открывает левый. Масло поступает в рабочие полости гидроцилиндров и одновременно из противоположных полостей сливается в полость Ж коробки запорных гидроклапанов, а затем через

полости Б и А гидрораспределителя в гидробак. При смещении золотника гидрораспределителя вправо масло из полости В поступает в полость УЗ, далее в полость Ж клапанной коробки и, наконец, к гидроцилиндрам. Полурамы трактора под давлением масла в гидроцилиндрах разворачиваются относительно друг друга; сектор через следящее устройство осуществляет поворот в сторону, противоположную смещению золотника. Усилием пружин центрирующего устройства последний возвращается в нейтральное положение, и разворот полурам прекращается. Для продолжения поворота трактора необходимо дальнейшее вращение рулевого колеса. Возникающие особенно при резком изменении направления вращения рулевого колеса и при выходе его из крайних положений одиночные периодические толчки от срабатывания запорных гидроклапанов не являются признаком ненормальной работы системы. При повышении давления в гидросистеме свыше 10 МПа предохранительный гидроклапан 21 открывается и масло направляется в гидробак. Полость между плунжерами центрирующего устройства соединена с полостью В, поэтому при вращении рулевого колеса, помимо усилия пружин центрирующего устройства, преодолевается и сила, обусловленная давлением масла в системе, которое действует на плунжеры. С увеличением сопротивления колес трактора повороту давление в системе повышается и, следовательно, несколько возрастает усилие, которое требуется приложить к колесу. Регулируемая рулевая колонка, изображенная на рис. 2.48, имеет рулевое колесо 12, вильчатое соединение 5, трубу 1, валы 2 и 6, шарнир 3, педаль 7, тягу 8, кронштейн 13, стопор 10 с пружиной 9 и сектор 11. Верхняя часть колонки подвижная; это позволяет регулировать угол наклона рулевого колеса к горизонту. Колонка имеет четыре фиксированных положения: три через каждые 0,087 рад (5°) от номинального положения при наклоне на себя и одно через 0,436 рад (25°) при наклоне от себя. Последнее положение используется для отбрасывания верхней части колонки, чем облегчается вход и выход водителя при посадке на сиденье. Изменение наклона колонки осуществляется путем поворота вильчатого соединения 5 вокруг осей 4, а передача вращения от вала 6 к валу 2 с помощью шарнира 3. Верхняя часть колонки фиксируется с помощью поджатого пружиной 9 стопора 10, который вводится во впадину сектора. Стопор управляется педалью 7. Работу гидросистем управления поворотом трактора обеспечивает шестеренчатый гидронасос левого вращения НШ-100Л-2. Он установлен на картере редуктора привода насосов. Основными деталями насоса, как показано на рис. 2.49, является корпус 4 с крышкой 2, подшипниковая обойма 7, ведущий вал с шестерней 1 и ведомая шестерня 6. Потери масла в нем через зазоры по торцам шестерен уменьшаются за счет уплотнения с помощью двух платиков 3, поджим которых осуществляется усилием из камер давления, имеющих обойму 5 и уплотнения 8. Приводной вал уплотнен манжетами 9. Для предохранения последних от повреждения служат опорное 11 и стопорное 10 кольца.

Регулирование количества масла, поступающего в гидросистему управления поворотом трактора, осуществляется регулятором расхода. Он крепится к корпусу насоса со стороны выходного отверстия (см. рис. 2.47). Регулятор имеет корпус, в котором размещены плунжер 22 с пружиной 23, дроссель 9 и пробка 7 с регулировочным винтом 8. При прохождении масла через отверстие дросселя 9 образуется перепад давления, так как правый торец плунжера 22 связан с полостью К, а левый через канал с полостью за дросселем. Поэтому плунжер, преодолевая усилия пружины 23, перемещается влево, и часть масла через отверстие сливается в гидробак. Сечение дроссельного отверстия с помощью регулировочного винта 8 регулируется таким образом, чтобы при изменяющейся в связи с отклонениями частоты вращения коленчатого вала двигателя производительности насоса в систему поступало постоянное количество масла (около 2 л/с). Этим обеспечивается постоянство скорости поворота трактора в интервале возможных значений рабочей частоты вращения коленчатого вала дизеля.

 

Гидроцилиндр, представленный на рис. 2.50, имеет следующие основные детали: корпус 8, переднюю крышку 10, заднюю крышку 1, шток 7 с головкой, на которую через шайбу 2 навернута гайка 3, поршень 5, гидроприводе и шпильки 6. Особенностью его является то, что уплотнения подвижных и неподвижных соединений выполнены в виде резиновых колец 4 круглого сечения и защитных кожаных колец 14 прямоугольного сечения. Уплотнение штока дополнительно снабжено манжетой 11 и скребком 12 для очистки его от грязи и пыли. Крепление гидроцилиндров к полурамам трактора осуществлено с помощью соединительного пальца, входящего в головку штока 7 и в проушину задней крышки, в которой установлены шарнирные подшипники 13. Угольники 15 служат для обеспечения поступления масла в гидроцилиндр и слива его. Следящее устройство, изображенное на рис. 2.51, связывает сошку / червяка редуктора с задней полурамой трактора. Оно служит для согласования углов поворота рулевого колеса и полурам трактора. Устройство имеет продольную 2 и поперечную 6 тяги. Шарниры их выполнены в виде шарового пальца 15 и двух сухарей 12, зажатых пробкой 14. Люфты в шарнирах при износе трущихся поверхностей компенсируются пружиной и подтяжкой пробки 14. В шарниры тяг заложена долгоработающая смазка. Для управления силовыми гидроцилиндрами служит гидрораспределитель, изображенный на рис. 2.52. Наряду с редуктором он имеет следующие сборочные единицы: собственно гидрораспределитель с червячным редуктором и присоединенные к его корпусу коробку предохранительного гидроклапана 17 и запорные гидроклапаны. Гидрораспределитель состоит из корпуса золотника 16, золотника 9 и центрирующего устройства, включающего пружину 10 и гайки 14, на которые опираются шайбы 8. Центрирующее устройство обеспечивает удержание и возврат золотников в нейтральное положение. Для отвода и подвода масла в корпусе золотника 16, закрытого крышкой 15, имеются пять кольцевых проточек. Гидрораспределитель шпильками 11 и плунжер 12 скреплены с картером 5 червячного редуктора. В состав последнего также входят червяк 4, сектор 3 и пружинное кольцо 6. Первый вращается на двух игольчатых подшипниках 2. На его правом коротком конце имеются шлицы, вводящиеся в зацепление со шлице-вой муфтой приводного вала рулевой колонки. На длинном левом конце червяка установлены золотник 9, опорныг шайбы 8 и упорные подшипники 7. Степень затяжки последних при сборке регулируется гайкой 13. Заодно с валиком выполнен сектор 3, вращающийся на двух роликовых подшипниках 22. Регулировка червячной пары и осевого люфта валика сектора осуществляется прокладками 21. Выходной конец вала сектора уплотнен двумя резиновыми кольцами 19. На валу с помощью конических шлицев и гайки закреплена сош са 18. На крышке 20 картера, торце вала сектора 3 и сошки 18 нанесены риски, при совмещении которых сектор и сошка занимают положение, соответствующее прямолинейному движению трактора. Гидрораспределитель имеет втулку 1 и червяк 4. К нижней части корпуса гидрораспределителя прикреплена коробка предохранительного гидроклапана, которая, как видно из рис. 2.53, состоит из корпуса 4, в котором размещены седло 5 гидроклапана, шарик 7, направляющая 8, пружина 3 и сливной угольник 6. С помощью винта 2, который фиксируется гайкой 9 и колпачком 1, гидроклапан регулируется на давление срабатывания 10+ол МПа. К верхней части корпуса гидрораспределителя прикреплена коробка запорных гидроклапанов, показанная на рис. 2.54. В корпусе 6 размещены запорные клапаны 3 с их корпусом 1, пружиной 2, толкателем 4 и поворотным угольником 5. Гидроклапаны служат для запирания полостей силовых гидроцилиндров при действии на штоки внешних сил.

Масло для гидросистемы хранится в гидробаке, являющемся единым для гидросистем управления поворотом и навесного устройства. Гидробак, устройство которого иллюстрирует рис. 2.55, расположен за кабиной трактора. В его состав входят корпус 9; заливная горловина с фильтром 18 и крышкой 19 с сапуном, фильтрами 3 и 6, обслуживающими каждый свою систему; штуцер 16 с пробкой 17 и магнитом. Фильтры одинаковы по своей конструкции: они содержат корпус 12, центральную трубку 77, фильтрующие элементы 13 и крышку фильтра 14. В верхней части трубки 77 установлен предохранительный клапан 15, открывающийся при давлении 300±8° кПа (при загрязнении фильтров). После его открытия масло через трубку сливается в гидробак. При работе гидросистемы масло к насосам поступает по заборной трубке /, а возвращается по сливным трубкам 2 и 8. Пройдя фильтрующие элементы 13, оно через прорези в трубке 77 попадает в гидробак. Сливное устройство, которое снабжено пробкой 77 и сливным штуцером 16, закрытым колпачком, размещено в днище

гидробака. Для слива масла снимают колпачок и отворачивают проб--ки 17 на 56 оборотов. Пробка 4, 5 и 7 служат для сообщения с атмосферой верхних точек заборной трубы и полостей, находящихся под крышками 14. При выполнении работ, связанных с заменой узлов гидросистем, пробки отворачивают только на 23 оборота (для предотвращения вытекания масла из гидробака). По окончании ремонтных работ пробки 4, 5 и 7 должны быть закрыты. Пуск двигателя при невыполнении этого требования категорически запрещен. Контроль уровня масла в гидробаке осуществляется через смотровое окно 10, расположенное на боковой стенке гидробака (уровень должен быть у середины окна). Охлаждение масла в гидросистемах управления поворотом и навесного устройства происходит в масляном радиаторе, куда оно поступает из регулятора расхода. Радиатор (см. рис. 2.47) имеет два коллектора, соединенных между собой трубками, к которым припаяна лента. Для увеличения теплоотдачи в трубках установлены турбулизаторы.

Реклама