Меню
Используйте ТМ Интернет-магазин шин REZINA.UA для того, чтобы приобрести шины и диски.
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Текущий ремонт автомобиля

Оценка изменения технического состояния агрегатов автомобиля по износу шин

Зависимость износа шин от пробега (см. рис. 24), вернее, величину интенсивности изнашивания можно использовать в более широких пределах, например, для характеристики режима работы автомобиля, мастерства вождения. Ведь в одинаковых условиях работы износ шин зависит от пути скольжения шины по дороге. Чем чаще производят разгон и торможение автомобиля, тем больше путь скольжения, а следовательно, и интенсивность изнашивания. Но так как скорость снижают обычно тормозами, то частота торможения влияет на пробег автомобиля до замены тормозных накладок. Следовательно, пробег автомобиля до замены шин и тормозных накладок зависит от режима работы автомобиля одинаково и связь между пробегом шин и накладок до замены линейная. Отклонения могут быть следствием колебания в качестве материала накладок и шин, а также в навыках водителя тормозить автомобиль двигателем.

По результатам наблюдений за расходом на ремонт автомобилей КрАЗ-256Б установлена зависимость расхода тормозных накладок от пробега автомобиля; ее можно принять линейной.

Таким образом, по интенсивности изнашивания шин можно получить предварительные сравнительные данные по режиму работы агрегатов и узлов автомобиля (в том числе и тормозов) в одинаковых внешних условиях (климатические, дорожные, вид груза и его вес и т. д.) эксплуатации, или фактическое по сроку службы шин до ремонта или выбраковки.

Изменение технического состояния шин, износ протектора является характеристикой не только технического состояния тормозных накладок в заданных дорожных и климатических условиях, но и показателем изменения технического состояния других агрегатов автомобиля, так как автомобиль это система последовательно связанных элементов. Поэтому техническое состояние каждого элемента взаимно зависит и по изменению одного из элементов можно судить о состоянии остальных. Это можно подтвердить примером с крестовиной автомобиля при работе в очень тяжелых эксплуатационных условиях. У десяти автомобилей с начала эксплуатации заменили по четыре крестовины. Последнюю замену крестовины произвели вместе с задним мостом.

где пробег автомобиля до первой замены крестовины кардана,

пробег автомобиля с начала эксплуатации до -й замены крестовины.

Так как при четвертой замене крестовины кардана заменили и задний мост, то по сравнению с предыдущей четвертая крестовина имела несколько меньшую динамическую нагрузку и поэтому ее срок службы до замены больше, чем если бы задний мост не заменили: 0,54 пробега до первой замены, а мог бы быть, если бы ничего больше не заменяли, менее 0,50.

За показатель изменения технического состояния агрегатов автомобиля можно было бы принять число замен на единицу пробега автомобиля крестовин заднего шарнира или величину пробега до замены крестовины. В табл. 9 приведены соотношения пробегов до первой замены агрегатов автомобиля, а также крестовины шарнира (а) и шин (б).

Как видно, величина среднего квадратичного отклонения пробега агрегатов, узлов автомобиля до замены по сравнению с пробегом шин этого же автомобиля до ремонта в 310 раз меньше, чем при сравнении с пробегом крестовины шарнира.

Следовательно, по износу шин можно точнее оценить изменение технического состояния агрегатов автомобиля. И это вполне объяснимо. Зависимость износа шин от пробега можно принять линейной, а у крестовины более сложная, экспоненциальная, поэтому точность измерения изменения технического состояния агрегатов по пробегу крестовин до замены с увеличением пробега уменьшается. В установившихся условиях эксплуатации по износу протектора шин можно оценить изменение технического состояния агрегатов автомобиля точнее, чем по пробегу.

Таким образом, по результатам анализа изменения технического состояния шин в процессе эксплуатации можно отметить следующее.

1. Износ протектора является причиной изменения технического состояния рабочих характеристик шины в процессе эксплуатации автомобиля. По мере износа протектора снижаются: экранизирующее действие протектора (повышается вероятность прокола), коэффициент сцепления шины с дорогой, величина скорости, при которой наступает аквапланирование, время разгона автомобиля, коэффициент сопротивления качению.

2. По мере износа протектора увеличивается площадь контакта шины с дорогой, поэтому интенсивность изнашивания уменьшается. Практически можно принять интенсивность изнашивания протектора постоянной, а зависимость износа от пробега линейной.

3. С увеличением скорости качения шины увеличивается теплообразование, уменьшается коэффициент сцепления, увеличивается проскальзывание, а следовательно, и износ.

4. Повышение радиальной нагрузки, снижение давления в шине увеличивает прогиб шины, а следовательно, температуру и износ протектора.

5. Из показателей режима работы износ шин зависит от тепло-Образования и нагрузки. А так как теплообразование зависит от нагрузки и скорости, то нагрузка и скорость являются основными показателями режима работы шины.

6. При установившемся режиме работы автомобиля в заданных эксплуатационных условиях (климатических, дорожных) долговечность шин зависит главным образом от изменения давления в шине по сравнению с оптимальным.

7. Оптимальный режим работы автомобиля (прежде всего скорость движения) можно определить по экономическому критерию, по рентабельности, по разнице прибыли с увеличением скорости движения и затрат на шины.

8. Износ протектора является характеристикой не только режима работы автомобиля в заданных дорожных и климатических условиях, но и показателем изменения технического состояния агрегатов автомобиля. Оценку изменения технического состояния агрегатов по износу протектора шин следует рассматривать как предварительную, имеющую большую погрешность.

Реклама