Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Текущий ремонт автомобиля

Прогнозирование пробега автомобиля до текущего ремонта его агрегатов

Прогнозирование потребности какого-либо агрегата в ремонте позволяет еще до наступления отказа выполнить регулировочные работы, подготовить детали для текущего ремонта и выполнить текущий ремонт при оптимальном пробеге.

Прогнозировать потребность агрегата в текущем ремонте можно по экономическому или техническому критериям, а также по изменению технического состояния данного агрегата. Прогнозированием технического состояния сопряжения называют научно обоснованное определение с известной вероятностью пробега, по истечении которого диагностируемый параметр или эксплуатационный показатель достигнет заданного значения. Для прогнозирования изменения технического состояния узла или агрегата необходимо знать закономерность изменения критерия состояния в зависимости от пробега автомобиля и результаты диагностирования при разных пробегах конкретного узла или агрегата.

Поскольку причиной изменения технического состояния узлов автомобиля является износ сопряжений, то и прогнозировать следовало бы износ сопряжений. Практически такое прогнозирование возможно для шин и тех узлов, в которых измерение зазора в сопряжениях можно выполнить сравнительно просто и с высокой точностью. Зазор, люфт в сопряжениях довольно просто можно измерить в системе управления, например, рулевого колеса, в редукторе заднего моста, между зубьями шестерен коробки передач, в карданных шарнирах, в шлицевых соединениях и т. д.

Прогнозирование износа сопряжений и деталей в процессе эксплуатации автомобиля можно производить по износу шин. На рис. 33, а приведены данные по износу протектора шины легкового автомобиля в зависимости от пробега. Глубина канавки нового протектора 10 мм; после пробега 5,5 тыс км. она стала 8,8 мм, износ составил 1,2 мм. При такой интенсивности изнашивания протектора пробег автомобиля до полного его износа составит значительно больше 40 тыс. кмкривая По результатам второго измерения можно скорректировать пробег автомобиля до снятия покрышки в ремонт для наложения нового протектора (кривая 2); он несколько меньше 40 тыс. км. Ошибка прогнозирования величины пробега шины до предельного состояния может быть из-за того, что принята линейная зависимость вместо экспоненциальной. Приведенный графический способ прогнозирования является простейшим, его вполне можно применять при линейной закономерности износа или изменения другого критерия технического состояния узла в зависимости от пробега автомобиля. Аналогично можно прогнозировать износ тормозных накладок. Износ остальных сопряжений деталей, изменение большинства эксплуатационных показателей имеет более сложную закономерность.

то будет допущена большая погрешность в определении пробега до предельного состояния редуктора. Например, суммарный зазор в сопряжениях заднего моста автомобилей ЗИЛ-130 при работе с прицепом в зависимости от пробега составил:

По данным ХАДИ, предельная величина суммарного окружного люфта по углу поворота фланца ведущей конической шестерни редуктора автомобиля ЗИЛ-130 составляет 5565°. Если принять предельную величину люфта 60°, то по первым двум измерениям, сделанным после пробега 6 и 46 тыс. км при линейной зависимости, пробег автомобиля до замены редуктора составит 120 тыс. км; фактически же при таком пробеге люфт составил 68°, т. е. на 8° больше (рис. 33, б).

можно определить по величине зазора после 46 тыс. км пробега с начала эксплуатации или 40 тыс. км про-

При таком упрощенном расчете зазор после пробега 120 тыс. км с начала эксплуатации или 114 тыс. км после первого измерения будет равен 69,2°.

и только последние данные можно использовать в линейной зависимости. Эту рекомендацию можно проиллюстрировать на конкретном примере. Пример. В процессе эксплуатации автомобиля измеряли износ цилиндров двигателя; результаты измерения:

работоспособности

и его пробега . после установки

автомобиля с начала эксплуатации суммируют стоимость всех замененных за это время деталей, зарплату рабочих за установку всех этих деталей и убытки от простоя автомобиля при замене отказавших деталей или узлов. По удельным затратам определяют экономически обоснованный пробег автомобиля до замены дорогостоящей детали, узла, агрегата и постановки автомобиля в капитальный ремонт.

Пример. В процессе эксплуатации автомобиля ЗИЛ-130В1 затраты на поддержание работоспособности заднего моста значительно выросли (табл. 14). Необходимо определить для этого автомобиля оптимальный пробег до замены редуктора.

Пробег автомобиля при текущем ремонте заднего моста с заменой редуктора можно определить на основе анализа удельных затрат в процессе эксплуатации. Удельные затраты на поддержание работоспособности редуктора составили:

можно преобразовать:

При этих значениях параметров удельные затраты на поддержание работоспособности редуктора после пробега, например 130 тыс. км с начала эксплуатации (48 тыс. км после первого текущего ремонта),

Таким образом, удельные затраты па приобретение, поддержание работоспособности редуктора и суммарные затраты составят:

км. Кроме графи-

км: на приобретение 0,80, на поддержание работоспособности 0,121, суммарные 0,921. Следовательно, пробег до текущего ремонта должен быть более 100 тыс. км и менее 108 тыс. км. На основе приведенного можно сказать, что после пробега 108,3 тыс. км следует не просто заменить только ведущую цилиндрическую шестерню и подшипник, а весь редуктор в сборе. В АТП в это время не оказалось в наличии ре-Вуктора, пришлось заменить только перечисленные детали. Если же редуктор на складе был, а заменили только шестерню цилиндрическую ведущую и подшипник, то за последующее время работы редуктора (пробег с начала эксплуатации составил 128,3 тыс. км) АТП понесло бы убытки по этому автомобилю.

При более точной оценке параметров зависимости изменения диагностирующего параметра от пробега автомобиля, при прогнозировании пробега до текущего ремонта используют общеизвестный способ наименьших квадратов. Таким образом, прогнозирование позволяет полнее использовать каждое сопряжение, точнее планировать расход запасных деталей и объем текущего ремонта.

При более активной форме прогнозирования по результатам анализа разницы прогнозированной величины параметра и фактической можно установить причину отклонения и использовать для снижения затрат на поддержание автомобиля в работоспособном состоянии.

Реклама