Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Текущий ремонт автомобиля

Приспособления, применяемые при разборке и сборке

При текущем ремонте автомобилей широко применяют приспособления, которые выполняют две основные задачи: повышают производительность труда рабочих; улучшают качество ремонта.

Особенно велика роль приспособлений при разборке. Так, например, шестерни, втулки и подшипники следует удалять оправками под прессом. Кроме оправок, есть приспособления, которыми можно создавать усилия для запрессовывания или спрессовывания. Из них простейшими по конструкции являются ручные. Наибольший интерес представляют съемники, которые применяют при разборке конкретного узла. Различают съемники рычажные (рис. 38), винтовые и эксцентриковые. Особенно широко применяют винтовые съемники, в которых усилие создают с помощью винта. Силовой винт такого съемника имеет гайку, с которой заодно сделаны захваты для снимаемой детали. Он упирается в сопряженную деталь, обычно в торец (рис. 39). При спрессовывании силовой винт вращают с помощью воротка (захваты при этом неподвижны). Чтобы избежать повреждения торца детали при вращении силового винта, наконечник его несколько услож-

няют постановкой опорной насадки. Насадку крепят штифтом, который проходит через кольцевую выточку винта. При работе насадка остается неподвижной и не повреждает деталь. Торцовая поверхность насадки может быть конической, может входить в центровое углубление детали, может быть плоской, как это показано на рис. 39.

Съемники, как и все приспособления, должны обеспечивать безопасность и высокое качество работы. Главное требование не повредить при разборке сопряженные поверхности, так как основная причина их повреждения плохая распрессовка и запрессовка деталей при перекосах. В частности, это часто наблюдается при снятии и постановке подшипников качения. Обычно захваты съемника входят в углубления (рис. 40), за выступы на детали и таким образом снимают ее с вала или другой детали. Кроме этого наиболее распространенного типа упорного съемника существуют другие, закрепляемые на шпильках (болтах), которые навинчиваются или ввинчиваются в деталь (в зависимости от конструкции) или захватывают деталь так, что создается сила трения, достаточная для снятия этой детали (фрикционные захваты). Такой съемник показан на рис. 41.

При сборке сопряжений с неподвижной посадкой, например, роликовых или шариковых подшипников, применяют специальные оправки и приспособления (рис. 42).

В соответствии с техническими условиями сборки сопряжений, в частности, с прессовыми посадками, к приспособлениям предъявляются определенные требования.

При прессовой посадке диаметр вала превышает диаметр отверстия сопряженной детали (втулки) на величину натяга. С натягом ставят уплотняющие устройства (сальники, рис. 43, манжеты). Для сборки таких сопряжений следует иметь специальные приспособления. Такие приспособления могут быть сконструированы для применения на универсальных прессах и для ручной работы. Основное назначение таких приспособлений дать направление соединяемым деталям. Для этого детали строго центрируются в корпусе приспособления.

При запрессовывании легко деформирующихся деталей применяют направляющую оправку, которая исключает возможность деформации или перекоса детали. Требования к материалу разных частей оправки различны. Направляющий хвостовик ее должен иметь высокую твердость, а поверхности, через которые передается усилие при запрессовывании, изготавливают из пластинчатых материалов (меди, мягкой стали и др.). Такие оправки должны быть небольшой массы.

Оправки (рис. 44) повышают качество сборки узлов и потому должны применяться по возможности широко. Кроме них, при сборке используют зажимные приспособления, обеспечивающие надежное и быстрое закрепление деталей или узлов. Следует выбирать такой зажим, который позволяет сохранять детали, т. е. не допускать их деформации при закреплении и при выполнении рабочих операций. Они должны обеспечивать точную установку детали и ее неподвижность. Особо осторожно следует подходить к выбору приспособлений для тонкостенных деталей, которые даже при слабом зажиме могут значительно изменить свою первоначальную форму. Совершенствование зажимов является важным фактором повышения производительности труда при ремонте.

Зажимные устройства делятся по своему назначению на универсальные и специальные, а по способу создания зажимного усилия на ручные и механические. Специальные приспособления рассчитаны на закрепление одной детали или группы деталей определенной формы. Из специальных приспособлений при ремонте применяют в основном ручные зажимные устройства, которые бывают главным образом винтовыми и эксцентриковыми. Реже применяют зажимы с профильными канавками и рычажные.

Винтовые зажимы имеют наибольшее распространение. Они просты при изготовлении, компактны по конструкции, надежны в работе. Иногда зажимные приспособления снабжают специальными зубцами. Сила сцепления между ними и деталью достигает значительной величины.

Для сборки агрегатов, крупногабаритных и тяжелых узлов автомобилей применяются стационарные приспособления стенды (рис. 45). Конструкция стендов должна быть надежной и жесткой. Стенды должны обеспечивать свободный доступ к местам работы при постановке или снятии особенно ответственных деталей. Удобство работы с помощью стенда важное условие для хорошего качества операций и высокой производительности

труда. Стенды устанавливают так, чтобы рабочие могли выполнять ремонтные операции, не нагибаясь. Эти требования бывает трудно выполнить при разборке и сборке сложных агрегатов. Поэтому, например, стенды для двигателей следует делать поворотными, чтобы все операции, кроме закрепления базисной детали (блок цилиндров), можно было выполнять в полный рост. Поворот детали узла, агрегата не должен вызывать больших физических усилий рабочего. Для этой цели используют пневматические и электрические источники энергии. Например, стенд для монтажа и демонтажа шин имеет электрический привод.

Из многочисленных приспособлений, которые облегчают вспомогательные работы при сборке узлов и агрегатов, наиболее широкое распространение получили подкладки, подставки, предохранительные устройства и другое оборудование. Подкладки и подставки предохраняют обработанные рабочие поверхности от повреждений. Резьбу, например, хорошо сохраняют колпачки, надетые на ввернутые шпильки (болты). Плоскости блока цилиндров при перемещении предохраняют подставкой.

Кроме приспособлений, которые используют при ремонте, есть оборудование для различных вспомогательных работ мойки деталей, обдувки их воздухом, нагревания, очистки. К приспособлениям, которые повышают качество ремонта, относят кондукторы, например, для обработки втулки верхней головки шатуна. Собранные узлы и агрегаты контролируют наружным осмотром, измерительными инструментами и приспособлениями, с помощью которых проверяют главным образом наличие требуемых зазоров в сопряжениях, параллельность и перпендикулярность осей, соосность и т. д.

Применяются устройства для проверки усилия затяжки резьбовых соединений, усилия прокручивания вала в подшипниках, амортизирующей способности муфт, пружин, амортизаторов, наличия трещин в деталях, размеров деталей. При необходимости (по условиям эксплуатации) при сборке контролируют статическую и динамическую сбалансированность узлов, своевременность выполнения рабочего процесса, установку газораспределения и зажигания в двигателях внутреннего сгорания.

Измерение зазора в сопряжении обычно производят щупом, если торец сопряжения открыт. При закрытых торцах зазор может быть измерен индикатором путем покачивания или передвижения детали в пределах зазора. Индикатор при этом жестко крепят на одной из деталей сопряжения, ножка его касается второй детали. Величина взаимного перемещения деталей сопряжений отмечается индикатором. При очень малых зазорах не удается определить их размер и характер посадки покачиванием или перемещением деталей. В этих случаях применяют косвенный способ контроля: по величине крутящего момента, который необходим для проворачивания одной детали относительно второй. Например, по усилию на прокручивание вала проверяют зазоры в собранных подшипниках коленчатого вала. Несбалансированность деталей увеличивает износ подшипников, является источником шумов и вибраций. Избежать этого можно путем балансировки деталей и собранных узлов, равномерным распределением их массы относительно оси вращения, например, колес легкового автомобиля.

Балансировка бывает статическая и динамическая. При статической балансировке деталь или узел цилиндрическими цапфами кладут на острые грани двух призм, которые расположены горизонтально и строго параллельно между собой. Под действием разницы в массе различных частей узла или детали последние начинают перекатываться по острым граням до тех пор, пока наиболее тяжелая часть не займет самого нижнего положения, очень близкого к вертикальной плоскости, которая проходит через ось вращения узла. Чтобы уравнять массы различных частей по окружности детали либо удаляют излишек металла из более тяжелой ее части, либо добавляют противовес в легкую часть, например, к диску колеса легкового автомобиля. Перераспределение массы производят до тех пор, пока деталь или узел, которые положили на приспособление, после каждого толчка начнут останавливаться в разных положениях. Задачей статической балансировки является совмещение центра тяжести детали с осью вращения. Чтобы центр тяжести находился на оси вращения, важно, чтобы последняя совпадала с главной осью инерции системы. Здесь применяют динамическую балансировку. Деталь или узел при этом вращают. Изменение вращающейся массы производят таким образом, чтобы были уравновешены как центробежные силы, так и пары сил. Обычно уравновешивание масс производят на обоих торцах детали. После сборки коленчатого вала с маховиком и сцеплением узел обязательно подвергают балансировке.

К контрольным приборам также относятся стенды для проверки установки передних колес автомобиля, приборы для проверки герметичности посадки клапанов в седлах, работы электрооборудования и др.

Таким образом, средства малой механизации позволяют сохранить детали при разборке и сборке, повысить качество сборки, увеличить производительность труда.

Реклама