Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Текущий ремонт автомобиля

Ремонт двигателей

Ремонт двигателя, как и других агрегатов автомобиля, производят после определенного пробега, величину которого обычно оценивают по экономическому критерию. Остановка или невозможность запуска свидетельствуют о нарушении работоспособности двигателя. Прежде чем разбирать двигатель, следует очень тщательно установить причину его неисправности.

Неисправности

Карбюраторные и дизельные двигатели отказывают в работе по одинаковым причинам. Разница вытекает лишь из особенностей конструкции и условий работы систем питания и зажигания. Неисправности каждого типа двигателей (карбюраторного и дизельного) удобнее рассматривать отдельно.

Неисправности карбюраторных двигателей. Остановка карбюраторного двигателя или неудачная попытка запуска возникает главным образом по двум причинам: в цилиндры не поступает топливная смесь или нет искры зажигания. В таких случаях, прежде всего, следует проверить наличие топлива в баке, отвернуть топливопровод от карбюратора и закачать топливо насосом вручную при исправном состоянии топливного насоса бензин поступает хорошими порциями. Если же в картере двигателя повысился уровень масла, то это может быть, прежде всего, при нарушении герметичности топливного насоса.

При нормальном уровне масла в картере двигателя из топливопровода в летнее время бьет слабая струя бензина при засорении последнего, а зимой, при низкой температуре двигателя, при наличии льда в трубопроводах или воды в топливном баке.

Но прежде чем отсоединить топливопровод, следует осмотреть карбюратор. При переполнении из-за попадания под запорную иглу механической частицы уровень в поплавковой камере держится значительно выше нормального, вследствие чего топливо стекает на карбюратор и впускной трубопровод, которые от этого имеют мокрый вид.

В жаркое время года двигатель может остановиться из-за недостаточной подачи топлива насосом с изношенным рычажком привода. При работе в это время на зимнем сорте топлива в топливопроводах образуются воздушные пробки. Временно восстановить работоспособность насоса в этих случаях можно, обернув его корпус мокрыми тряпками (концами). При испарении воды с мокрых тряпок (концов) насос охлаждается, подача топлива восстанавливается.

Искра, вспышка в цилиндрах может отсутствовать по причине отсоединения или обрыва центрального провода высокого напряжения. В этом случае контрольная лампа, подключенная параллельно разомкнутым контактам, прерывается, не горит, при включенном зажигании размыкание контактов не сопровождается искрением между концом провода свечи и свечей (провод предварительно снимают и держат с зазором 57 мм от центрального электрода свечи). Если при включенном зажигании амперметр показывает большую разрядку (более Ю А), это указывает на короткое замыкание в системе зажигания.

Если двигатель запускается с трудом, то это бывает главным образом из-за слабой искры, утечки тока в цепи зажигания, падения напряжения на электродах свечи. Происходит это из-за того, что уменьшился или увеличился выше нормы зазор между контактами прерывателя; контакты окислены, много нагара на нижней части изолятора, на электродах свечи, грязь и влага на верхней части изолятора свечи; образовались трещины в изоляторе, в крышке распределителя; повреждена карболитовая крышка катушки, поломана пружина рычажка прерывателя, плохой контакт в цепи низкого напряжения. Способы определения неисправности в системе зажигания детально изложены при описании отказов приборов электрооборудования.

Запуск двигателя зависит и от установки угла зажигания. Лучше всего раннее зажигание, но оно опасно при запуске заводной рукояткой. При позднем зажигании появляются выстрелы в глушителе. Такое же может быть при неплотном прилегании тарелки выпускного клапана к гнезду, при малом зазоре между торцом клапана и коромыслом, при обгорании выпускного клапана. Из других неисправностей системы зажигания, из-за которых снижается мощность искры, могут быть пробой конденсатора, повреждение изоляции проводов высокого напряжения.

Перебои в работе прогретого двигателя на малых и больших оборотах без нагрузки появляются при неплотной посадке выпускных и впускных клапанов из-за малого зазора между торцами клапанов и концов коромысел и как следствие обгорание фасок; иногда это появляется из-за заедания толкателей, зависания их. При работе на обогащенной смеси из-за неполного открытия воздушной заслонки, повреждения клапана подачи топлива или поплавка карбюратора прогретый двигатель работает с перебоями, при переходе на большие обороты без нагрузки, может остановиться.

Хлопки в карбюраторе при работе прогретого двигателя без нагрузки при резком нажатии на педаль акселератора наблюдаются при раннем зажигании, засорении главного жиклера, жиклера холостого хода, нарушении регулировки винта качества смеси холостого хода, при подсосе воздуха под фланцами карбюратора, впускной трубы у блока цилиндра; топливная смесь при этом обедняется. Хлопки в карбюраторе появляются и при работе на больших оборотах без нагрузки прогретого двигателя из-за неплотной посадки впускного клапана.

В целом при работе карбюраторного двигателя ритмичность, надежность процесса сгорания зависят от герметичности камеры сгорания, качества топливной смеси и мощности искры, т. е. от состояния систем питания и зажигания. Выше приведены лишь некоторые наиболее характерные неисправности и их причины. В практических условиях их может быть значительно больше. Здесь не указаны неисправности, связанные с изменением технического состояния двигателя (повышенный расход топлибэ, масла, утечка газов в картер, стуки, шумы и др.), о них можно узнать из первой части книги, а также на практике при внимательном анализе отказавшего в работе или неисправно работающего двигателя.

Неисправности дизелей. Одна из неисправностей дизельного двигателя он не запускается. Причин может быть две: в камере сгорания не образуется рабочая смесь соответствующего состава или не созданы условия для ее воспламенения.

При поиске причины непоступления топлива в камеру сгорания прежде всего следует проверить наличие топлива в баке, а у некоторых двигателей положение крана всасывающего топливопровода. Недостаточная подача топлива в цилиндры двигателя может быть из-за попадания воздуха в систему питания. Обнаруживается это тем, что в местах поступления воздуха выделяется пена или подтекает топливо. Мало может поступать топлива также в тех случаях, если засорены фильтрующие элементы топливных фильтров, засорены топливопровода или заборник в топливном баке, замерзла вода в топливопроводах или на сетке заборника топливного бака, увеличилась вязкость топлива из-за низкой температуры окружающего воздуха, не работает топливоподкачивающий насос, износились плунжерные пары, зависают нагнетательные клапаны топливного насоса высокого давления, плохо перемещается или даже заедает рейка топливного насоса Высокого давления, неправильно установлен угол опережения впрыска топлива. Мало поступает топлива, а Еернее, рабочей смеси в цилиндры при чрезмерном износе деталей цилиндро-поршневой группы.

Если двигатель нельзя запустить только потому, что стартер вращает коленчатый вал очень медленно, то причину следует искать или в малой мощности аккумуляторной батареи, или в плохом контакте цепи питания стартера, реле стартера, на клеммах аккумулятора, щеток стартера с коллектором.

В процессе работы двигатель не развивает максимальную мощность, если загрязнен воздушный фильтр, в топливную систему попал воздух, неправильно установлен угол опережения впрыска топлива, неплотная посадка клапанов газорасггеделе-ния, засорен Еыпускной тракт, а чаще всего недострточная подача топлива в цилиндры двигателя.

Подача топлива в цилиндры уменьшается по разным причинам: рычаг управления регулятором не доходит до болта максимальных оборотов, засорены форсунки или нарушена регулировка давления подъема иглы, неисправны клапаны топливоподкачивающего насоса, плохо работают узлы топливного насоса высокого давления (поломаны пружины толкателей, низкая герметичность нагнетательных клапанов, ослаблено крепление зубчатого венца втулки плунжера, завис плунжер). При наличии перечисленных неисправностей работоспособность двигателя восстанавливают промывкой воздушного фильтра, прокачкой системы питания топливом с помощью ручного топливоподкачивающего насоса, регулированием угла опережения впрыска топлива по моментоскопу, регулированием тепловых зазоров клапанного механизма, прочисткой выпускного клапана. Подачу топлива восстанавливают по-разному, в зависимости от установленной причины неисправности: регулируют при необходимости систему тяг и рычагов управления подачей топлива, проверяют и регулируют на стенде форсунку, заменяют неисправные детали насоса высокого давления.

Стуки в двигателе даже при малой наработке, пробеге автомобилей могут появиться из-за разжижения масла топливом (через соединения топливопроводов), раннего впрыска топлива при неправильном опережении впрыска топлива, нарушения регулировки клапанного механизма и перегреве двигателя по разным причинам (мало жидкости в системе охлаждения, закрыты жалюзи радиатора при нормальной температуре воздуха, слабое натяжение ремня привода водяного насоса, неисправны термостат или водяной насос, толстый слой накипи в системе охлаждения). Двигатель при этом работает с повышенным дымлением.

Неравномерная работа двигателя обычно возникает при неравномерной подаче топлива (в систему питания попал воздух, секции насоса высокого давления работают неритмично, нестабильно, ослаблено крепление или есть трещины в топливопроводах высокого давления, неисправна форсунка, завис нагнетательный клапан топливного насоса высокого давления).

Дымность выпуска зависит от режима работы двигателя, температуры двигателя, от режима сгорания топливной смеси, от качества топливной смеси и технического состояния цилиндро-поршневой группы и механизма газораспределения. Черный цвет дыма.при работе двигателя с перегрузкой, с загрязненным воздушным фильтром, на топливе с низким цетановым числом, с поздним началом подачи топлива насосом высокого давления, с большой цикловой подачей топлива насосом высокого давления, при малом давлении подъема иглы форсунок, с недостаточной компрессией в цилиндрах двигателя (ослаблено крепление головки цилиндров, усадка или поломка пружин клапана, неплотное прилегание клапанов к седлам, заедание клапанов в направляющих втулках, залегание компрессионных и маслосъемных колец в канавках поршня, износ поршневых колец).

Синий цвет дыма характеризует плохое качество распиливания топлива форсунками, сгорание масла в цилиндрах, большой износ сопряжений кольцоканавка поршня. При низкой температуре жидкости в системе охлаждения двигателя или при попадании в топливо воды цвет дыма еелый.

Двигатель внезапно останавливается при попадании воздуха в топливную систему, засорении топливных фильтров, при наличии воды в топливе, засорении и поломке топливопроводов, из-за отказа топливоподкачивающего насоса.

Давление масла в системе смазки снижается в результате повышения температуры масла, из-за плохого охлаждения масла или малого его количества. Загрязнение масляного радиатора, разжижение масла топливом из негерметичных трубопроводов или слива топлива из форсунок снижает интенсивность охлаждения поверхностей трения. Загрязнение фильтрующего элемента фильтра грубой очистки масла, засорение заборника масляного насоса, заедание плунжера редукционного или сливного клапанов масляного насоса, установка фильтра центробежной очистки при неправильном положении прокладки, нарушение герметичности соединений маслопроводов снижает подачу масла в систему смазки и на поверхность трения. Все это ухудшает смазку трущихся деталей и одновременно снижает их охлаждение. Однако прежде чем искать причины этих неисправностей, вызывающих снижение давления масла в системе смазки, следует убедиться, что в картере есть масло и масляный манометр исправен.

Вода в систему смазки может попадать из щелей между головкой блока и блоком цилиндров из-за слабого (или неправильного) крепления головки цилиндров или разрушения прокладок головки цилиндров. Просачивание воды может происходить по посадочным плоскостям стакана форсунки, подтекание через резиновые уплотнительные кольца гильз цилиндров, из трещин, образующихся вследствие неграмотной эксплуатации в головке или блоке цилиндров.

Температура жидкости в системе охлаждения повышается больше положенного при малой интенсивности охлаждения жидкости (слабое натяжение ремня привода водяного насоса, неисправный водяной насос, грязная наружная или покрытая накипью внутренняя поверхности радиатора) или из-за недостатка (утечки) воды из системы охлаждения (повреждение радиатора, течь в соединениях шлангов). Предварительно следует убедиться, что система заполнена охлаждающей жидкостью, а термометр системы охлаждения исправен. При заедании термостата в открытом положении может произойти переохлаждение в радиаторе. При этом температура жидкости в системе охлаждения может оказаться ниже оптимальной, а в зимнее время может разморозиться (прихватить) радиатор.

Реклама