Меню
Скачать мод автобус маз 103.
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Текущий ремонт автомобиля

Определение технического состояния

Одной из характеристик технического состояния двигателя является мощность. Оценить мощность двигателя в практических условиях без специальных приборов можно по времени разгона автомобиля с места до определенной скорости. Если автомобиль, например ВАЗ, начинает двигаться со скоростью 100 км/ч за время разгона на 2025% больше нормативного, то при исправной ходовой части автомобиля нужно искать причину снижения мощности двигателя. Исправность ходовой части проверяют по величине пути свободного качения с установившейся скоростью до полной остановки. Для автомобиля ВАЗ путь свободного качения при начальной установившейся скорости 80 км/ч должен быть не менее 500 м. Величина свободного качения уменьшается из-за неправильной регулировки развала и схождения передних колес, давления воздуха в шинах, свободного хода педалей сцепления и тормоза.

Мощность двигателя можно оценить и по максимальной скорости автомобиля. При исправной ходовой части уменьшение максимальной скорости па 1015% характеризует недостаток мощности двигателя. Все проверки необходимо проводить на горизонтальном участке при заездах в прямом и обратном направлениях, чтобы уменьшить влияние рельефа дороги и т. д.

Из других показателей технического состояния двигателя используют расход топлива, масла, пропуск газов в картер, давление в системе смазки. Но расход топлива характеризует в основном состояние и регулировку систем питания и зажигания. Расход масла в период приработки поршневых колец (23 тыс. км) вначале уменьшается, а затем начинает увеличиваться. Лучше всего измерять расход масла между его заменами, но если это происходит при меньшем пробеге автомобиля, увеличивается ошибка в определении нормы расхода. Замену масла производят на полностью прогретом двигателе при температуре не менее 60° С (сливают масло не менее 10 мин). Для двигателя ВАЗ предельная величина расхода масла составляет 20 г/100 км. У всех двигателей поршневые кольца ориентировочно можно заменять при расходе масла более 3% от расхода топлива. Повышенный расход масла наблюдается не только при изношенных поршневых кольцах, но и сопряжениях втулка-клапан, при утечке масла через соединения картера с блоком цилиндров, коленчатым валом и др. Иногда из-за плохой работы системы вентиляции (засорена) картера и большого износа поршневых колец утечка газов в картер велика, причем создается повышенное давление в картере и масло выходит через отверстие для масло-мерной линейки. Установить причину повышенной утечки газов в картер можно при дополнительном заливе масла и подаче сжатого воздуха в камеру сгорания. Уменьшение утечки воздуха из камеры сгорания, в которую дополнительно через свечное отверстие влили 2025 г (двигатель ВАЗ) чистого масла, характеризует состояние поршневых колец (поломка или пригорание). Если же плохо прилегают клапаны к седлам или повреждена прокладка головки блока, то дополнительное масло в камере сгорания на утечку воздуха в картер не влияет. Подачей воздуха в камеру сгорания под давлением 23 кгс/см2 можно определить неисправный клапан: выход воздуха через карбюратор характеризует состояние впускного клапана, а через глушитель выпускного. При поврежденной прокладке головки блока воздух с шипением перетекает в другой цилиндр. В процессе эксплуатации двигателя нарушается герметичность рабочей фаски клапана из-за малого зазора между торцом клапана и поверхностью коромысла, из-за действия горячих газов и коррозии, от ударных нагрузок, отложения смолистых веществ. Двигатель при этом работает с перебоями, с хлопками из глушителя и карбюратора при исправных системах питания и зажигания. Регулирование клапанов и проверку зажигания производят в установленном порядке. Например, при температуре 1520° С и положении поршня в ВМТ при такте сжатия между торцом клапана и коромыслом двигателя ЗИЛ-130 должен быть зазор 0,250,30 мм. Регулируют зазор вначале в первом цилиндре в следующем порядке: придерживая отверткой регулировочный винт, ослабляют контргайку, закладывают между торцом стержня клапана и коромыслом щуп, ввинчивают регулировочный винт до контакта со щупом и, не вынимая отвертки, закрепляют винт контргайкой. Для всех клапанов щуп 0,25 мм должен проходить свободно, а щуп 0,30 мм не должен проходить. После 70 тыс. км пробега при ремонте двигателя разбирают механизм вращения выпускного клапана двигателя ЗИЛ-130 и повертывают пружины шариков изношенной стороной вниз, предупреждая тем самым перетирание пружин шариков. Проверку цилиндров двигателя на утечку воздуха производят при двух положениях поршня. Первое положение ход сжатия (клапаны закрыты) и второе ВМТ. Гильзы двигателя ЯМЗ считают негодными, если утечка воздуха при втором положении поршня составляет более 52% или разность утечек при первом и втором положениях более 20%. Поршневые кольца и клапаны двигателя ЯМЗ считают негодными к дальнейшей эксплуатации, если утечка воздуха в первом положении поршня более 29%. Если же утечка воздуха находится в пределах 1829%, то возможно, что негодны поршневые кольца или клапаны. О техническом состоянии цилиндро-поршневой группы судят по количеству прорвавшихся газов в картер двигателя. Так, для двигателей ЗИЛ-130, ЯМЗ-236 количество прорывающихся газов при предельном износе составляет соответственно 150 и 270 л/мин. Давление масла в системе смазки двигателя зависит в основном от технического состояния подшипников коленчатого вала; на новом двигателе через подшипники проходит 8090% масла, а в изношенномдо 9698%. Минимально допустимое давление в двигателе ЯМЗ 1 кгс/см2 на оборотах холостого хода и 3,5 кгс/см2 при номинальных оборотах. В средних условиях работы такое значение давления масла двигателя после пробега 180195 тыс. км. От давления масла в системе смазки зависит и температурный режим подшипников. Так, у двигателя ЗИЛ-130 при 3000 об/мин и давлении в системе 3 кгс/см2 на входе в шатунный подшипник давление составляет только 1,5 кгс/см2, а температура масла на выходе из подшипника 125° С. Когда давление масла в магистрали снижается до 1,5 кгс/см2, давление масла на входе в шатунный подшипник падает до нуля, а температура выходящего масла поднимается до 140* С, что может привести к подплавлению вкладышей. Даже при нормальном давлении в магистрали температурный режим работы шатунных подшипников двигателя ЗИЛ-130 на максимальных оборотах близок к критическому. Снижение давления в системе смазки двигателя ЗИЛ-130 ниже 1,5 кгс/см2 при 3200 об/мин приводит к аварийному повреждению шатунных подшипников. Давление снижается до 1,5 кгс/см2 в системе смазки при 3200 об/мин у двигателя ЗИЛ-130 после 300 тыс. км пробега по дорогам второй категории эксплуатации.

Таким образом, о техническом состоянии цилиндро-поршневой группы судят по изменению герметичности камеры сгорания (падение мощности, увеличение расхода масла на угар, утечка воздуха, отработавших газов в картер двигателя), а шатунно-кривошипной группы по падению давления в системе смазки.

Реклама