Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Текущий ремонт автомобиля

Ремонт приборов системы питания

При плохо отрегулированной системе холостого хода, когда рабочая смесь переобогащена, запуск двигателя сопровождается выстрелами в глушителе, на малых оборотах без нагрузки прогретый двигатель работает с перебоями. Переобогащение смеси происходит и при неисправности клапана подачи топлива, в результате которой повышается уровень топлива в поплавковой камере. В этом случае также происходит переобогащение смеси со всеми, вытекающими из этого отрицательными последствиями.

Засорение главного жиклера обедняет топливную смесь, запуск двигателя сопровождается хлопками в карбюраторе, автомобиль не развивает большой скорости, повышается расход топлива, двигатель перегревается. Обеднение смеси происходит и при засорении жиклера холостого хода, нарушении регулировки винта качества смеси холостого хода, а также при подсосе воздуха помимо карбюратора, например, под фланцами карбюратора и впускной трубы, выпускной трубы и блока цилиндров.

Раннее включение клапана экономайзера преждевременно, без необходимости обогащает смесь. Автомобиль при этом не развивает большой скорости, при работе двигателя под нагрузкой в глушителе раздаются выстрелы, повышается расход топлива. Позднее включение клапана экономайзера обедняет смесь. Последствия такой неисправности почти те же: автомобиль не развивает большой скорости, наблюдается повышенный расход бензина, двигатель перегревается, в радиаторе закипает вода. Разница только в том, что в этом случае слышатся хлопки не в глушителе, а в карбюраторе.

Заедание поршня или перепускного клапана ускорительного насоса обедняет смесь при работе под нагрузкой, поэтому автомобиль не развивает большую скорость, при переходе с малых оборотов на большие без нагрузки прогретый двигатель работает с перебоями, иногда останавливается, перерасходует бензин.

Из-за воды в топливном баке или отстойнике топливного насоса двигатель плохо запускается в холодном состоянии и лучше в прогретом. Если же засорены топливопроводы, фильтр, замерзла вода в них или в отстойнике топливного насоса, то нельзя запустить двигатель, топливопровод от топливного насоса к топливному баку слабо продувается. Замерзшую воду прогревают водяной грелкой, сливают из трубопроводов и топливных баков.

Двигатель не запускается и при прорыве диафрагмы топливного насоса, топливо повышает резко уровень масла в картере, при ручной подкачке насосом бензин слабо поступает или совсем не поступает.

При неполном открытии дроссельной заслонки автомобиль не развивает большой скорости, работает с перерасходом бензина. Если же неполностью открывается воздушная заслонка, то нарушается состав топливной смеси, она переобогащается, запуск двигателя сопровождается выстрелами в глушителе, при переходе с малых оборотов на большие прогретый двигатель работает с перебоями, иногда останавливается, автомобиль не развивает большой скорости, двигатель работает с выстрелами в глушителе, перерасходует топливо.

Необходимость в ремонте приборов системы питания может возникнуть также из-за течи топлива через соединения, повышенного расхода топлива, уменьшения или полного прекращения подачи насосом топлива, при подсосе воздуха через соединения топливного насоса, фильтров очистки топлива, воздуха, осмолении и засорении клапанов, износе рычага привода топливного насоса.

В процессе эксплуатации особенно внимательно необходимо следить за состоянием фильтра очистки воздуха, чтобы исключить возможности попадания в топливо пыли. С этой целью следует периодически сливать отстой через нижнюю пробку фильтра-отстойника и промывать при необходимости фильтр.

Подсос воздуха помимо воздушного фильтра через уплотни-тельные прокладки определяют на слух, по шипящему звуку, сила которого изменяется в зависимости от оборотов двигателя. На двигателе ВАЗ при замене основного фильтрующего элемента воздушного фильтра заменяют и фильтрующий элемент вентиляции картера двигателя.

Ремонт приборов системы питания производят по результатам проверки технического состояния каждого из них в отдельности.

Повышенный расход топлива двигателя чаще всего устраняют регулированием карбюратора. Регулирование главной дозирующей системы карбюратора и системы холостого хода производят по результатам контроля расхода топлива или состава выхлопных газов.

Таким образом, при эксплуатации карбюраторный двигатель может остановиться или работать с перебоями из-за недостатка или избытка топлива в рабочей смеси.

Если топлива мало в рабочей смеси или оно совсем не поступает в цилиндры двигателя из-за плохой работы топливного насоса, то работоспособность насоса проверяют качанием рычага ручной подкачки при отсоединенном бензопроводе.

Если же эта неисправность вызвана неполнотой открытия дроссельных заслонок регулируют тяги привода так, чтобы при полностью открытой заслонке зазор между полом и педалью управления дроссельной заслонки у двигателя ЗИЛ-130 составил 35 мм. Ручной привод дроссельных заслонок регулируют так, чтобы при полностью выдвинутой (вытянутой) рукоятке подсоса был зазор 23 мм между кронштейном и зажимом, закрепленным на тросе.

Если рабочая смесь обеднена из-за поступления дополнительного воздуха во впускной газопровод, проверяют и устраняют неисправности прокладок впускного газопровода и всех его соединений.

Возникшие засорения топливного фильтра, каналов клапана подачи топлива, жиклеров устраняют промыванием чистым бензином и продуванием сжатого воздуха. Нельзя продувать сжатым воздухом через бензоподводящее и другие отверстия собранного карбюратора, это может вызвать смятие поплавка.

Избыток топлива в рабочей смеси и возникающий при этом повышенный расход топлива может быть вследствие неполного открытия воздушной заслонки. Неисправность устраняют регулированием управления воздушной заслонки. Рукоятка у правильно отрегулированного ручного управления воздушной заслонкой при полностью открытой заслонке не должна доходить 23 мм до упора в щиток кабины.

В случае засорения игольчатого клапана следует снять крышку карбюратора и промыть бензином игольчатый клапан.

Регулируют карбюраторы на прогретом двигателе, при исправной системе зажигания и прежде всего свечей зажигания. Количество поступающего топлива на холостом ходу двигателя регулируют упорным винтом, добиваясь наименьшего открытия дроссельной заслонки при устойчивой работе двигателя на холостых оборотах. Качественный состав рабочей смеси на холостом ходу двигателя ЗИЛ-130 регулируют соответствующим винтом на однокамерном и винтами на двухкамерных карбюраторах. После окончания регулирования качественного состава смеси следует уменьшить (если это возможно) число оборотов холостого хода. Двигатель должен устойчиво работать на холостом ходу при 400 500 об/мин. После нажатия на педаль управления дроссельной заслонкой и резкого обратного движения ноги двигатель должен устойчиво работать на оборотах холостого хода; если при этом двигатель останавливается, то действием упорного винта следует несколько увеличить обороты холостого хода.

При разборке приборов системы питания мелкие детали укладывают в коробочки или в ячейки ящиков. Детали, снятые с карбюратора, промывают ацетоном или растворителем на его основе или чистым бензином. Сжатым воздухом продувают каналы прохода бензина, жиклеры и все снятые детали. Окрашенные поверхности корпуса смесительной камеры карбюратора промывают только бензином, так как ацетон растворяет краску, защищающую корпус от коррозии. Запрещается чистить калиброванные отверстия жиклеров металлическими стержнями, так как при этом можно нарушить размеры этих отверстий.

Детали приборов системы питания можно использовать, если на их поверхности нет заусенцев, забоин, вмятин, трещин и коррозии. Допускается износ не более 0,2 мм поверхности рычага в сопряжении с эксцентриком распределительного вала и 0,5 мм в сопряжении с толкателем диафрагмы. Герметичность погруженного в воду бензоотстойника проверяют под давлением 0,6 0,7 кгс/см2. Неисправные детали системы питания не ремонтируют, а заменяют. Топливный насос проверяют на подтекание (создаваемое давление), производительность, герметичность. У исправного топливного насоса двигателя ЗИЛ-130 создаваемое максимальное давление должно быть в пределах 0,20,3 кгс/см2, сохраняться такое давление при выключенном приводе должно не менее 10 с; производительность за 10 ходов должна быть 100 см8; топливо должно появляться в мерном цилиндре не более чем через 25 ходов коромысла. Такое испытание проводится на автомобильном бензине ГОСТ 208477 в соответствии с инструкцией по работе прибора НИИАТ, модель 577 для проверки топливного насоса в сборе. При разборке следует осторожно снимать диафрагму насоса и не разбирать без особой необходимости клапан. Диафрагму нассса разбирают при закрепленном в тисках с мягкими прокладками толкателе диафрагмы. В сборке используют только те детали, которые признаны годными. Поверхность топливного насоса, к которой прилегают диафрагмы, а также поверхность фланца крепления насоса к блоку цилиндров двигателя должны быть плоскими: щуп 0,1 мм не должен проходить между поверочной плитой и каждой из названных поверхностей. Валик привода должен быть без продольного люфта (имеющийся люфт устраняют раскерниванием валика). Износ рычага привода в месте касания с эксцентриком распределительного вала (должен быть менее 0,2 мм) при необходимости восстанавливают наплавкой. Собранную головку устанавливают на корпус топливного насоса, ввертывают от руки крепежные болты и затягивают их окончательно, предварительно опустив вниз диафрагму рычагом (коромыслом). Если закрепить головку при горизонтальном положении диафрагмы, она быстро выйдет из строя. Сальник валика ручного привода перед сборкой смазывают трансформаторным маслом ГОСТ 98268. Клапаны устанавливают в топливном насосе, как указано на рис. 50, а.

При установке топливного насоса (рис. 50, б) двигателя ВАЗ между теплоизоляционной проставкой и блоком цилиндров ставят прокладку (аналогичная прокладка должна быть поставлена и под корпус насоса). Минимальная величина выступания штока при медленном повороте коленчатого вала двигателя должна быть в пределах 0,81,3 мм; ее регулируют прокладкой со стороны блока цилиндров. Ремонт карбюратора К-88. Техническое состояние карбюрато ров проверяют при нормальном эксплуатационном режиме (температура воды и масла 80° С). Исправный карбюратор обеспечивает легкий запуск двигателя, устойчивую работу двигателя на малых оборотах холостого хода и без провалов на всех режимах с нагрузкой, при переходе с одного режима на другой, при полиостью открытой воздушной заслонке (кроме начала пуска двигателя) без обратных вспышек в карбюраторе.

При правильном положении поплавка уровень топлива в поплавковой камере карбюратора К-88 (двигатель ЗИЛ-130) под давлением 0,25 кгс/см2 на 1819 мм ниже верхней разъемной плоскости карбюратора. Регулировку производят подгибанием рычажка поплавка. Производительность ускорительного насоса карбюратора К-88 должна быть 20 см3 за 10 полных ходов поршня насоса при двадцати качаниях в минуту. При снятии карбюратора слегка постукивают деревянным молотком по корпусу его смесительной камеры. При разборке карбюратора прокладку поплавковой камеры осторожно отделяют отверткой. Перед проверкой и сборкой все детали, узлы и каналы карбюратора промывают ацетоном или чистым керосином, а затем продувают сжатым воздухом.

Герметичность поплавка проверяют в нагретой до 6080° С воде в течение 0,5 -мин и более. Если из погруженного в такую воду поплавка не появятся пузырьки воздуха, поплавок считается исправным. Места течи в поплавке, если они окажутся, запаивают, предварительно выпарив топливо из внутренней полости поплавка. После пайки взвешиванием проверяют массу поплавка, которая должна быть в пределах 18,719,7 г., излишки припоя, оказавшиеся при пайке, удаляют напильником, а затем снова проверяют на герметичность и снова взвешивают.

При проверке герметичности игольчатого клапана в сборе за 0,5 мин падение водяного столба должно быть менее 40 мм при разрежении 100 см вод. ст. (рис. 51). Герметичность посадки иглы в седле повышают притиркой иглы. Аналогично проверяют герметичность клапана экономайзера с механическим приводом: под вакуумом 100110 см вод. ст. смоченный бензином исправный клапан не менее 30 с поддерживает вакуум на заданном уровне.

Пропускную способность дозирующих элементов в см3/мин определяют по времени истечения определенного объема воды при температуре 1921° С и напоре 100 см вод. ст. Пропускная способность эталонного главного жиклера равна 350360, жиклера полной мощности 360370, корпуса клапана вакуумного экономайзера 172,5177,5 и воздушного жиклера103,5 106,5 см3/мин. При сборке карбюраторов зазор между заслонкой и корпусом смесительной камеры должен быть не более 0,05 мм для дросселя и не более 0,15 мм для воздушной заслонки.

При замене поплавка или топливного игольчатого клапана необходимо проверять правильность установки поплавка; уплот-нительную прокладку клапана при этом заменяют. Ограничитель оборотов карбюратора К-88 состоит из центробежного датчика (на крышке распределительных шестерен ) и диа-фрагмениого механизма, установленного на смесительной камере карбюратора. Датчик должен срабатывать при 30003100 об/мин коленчатого вала двигателя. Момент срабатывания датчика регулируют изменением натяжения его пружины, доступ к которой закрыт пробкой. Поэтому нужно вывернуть пробку и с помощью отвертки вращать регулировочный винт до нужного натяжения пружины. Регулирование производят в процессе испытания двигателя на стенде.

Топливные баки перед ремонтом промывают внутри горячим раствором каустической соды, а затем водой. Проверяют герметичность бака под давлением 0,25 кгс/см2 в ванне с водой. Мелкие трещины в баке устраняют пайкой мягкими припоями, большие вначале засверливают по концам, а потом на

кладку на трещину припаивают твердым припоем или приваривают газовой сваркой. Во избежание взрыва при сварке бак заполняют отработавшими газами двигателя через шланг с искрогасителем.

Ремонт топливной аппаратуры дизелей Топливная аппаратура дизелей состоит из топливного насоса и топливопроводов высокого давления, подкачивающего насоса, регулятора числа оборотов, муфты опережения впрыска, форсунок и топливных фильтров. В процессе эксплуатации автомобиля узлы топливной аппаратуры теряют работоспособность.

Наиболее ответственными и менее долговечными деталями топливной аппаратуры являются прецизионные пары. Разрушение поверхностей трения прецизионных пар и износ их может быть следствием уиругопластической деформации деталей пар при монтаже, а также в результате релаксации остаточных напряжений, в результате изменения структуры материала, образования и последующего выкрашивания коагулированных и сверхтвердых карбидов, одновременного действия попадающего в топливо абразива и других причин. Одной из неисправностей прецизионных пар является зависание ее деталей. Зависают детали в результате защемления или износа, вызванного местным оплавлением трущихся поверхностей, местными структурными изменениями материала. Под действием местных удельных давлений и температур в поверхностном слое втулки и плунжера появляется структура отпуска, изменяется форма карбидов, пластинчатый карбид превращается в сферический, зернистый. Наблюдается коагуляция (рост частиц) и неравномерное распределение карбидов. Карбиды являются очагами образования микротрещин и выкрашивания частиц металла при износе. Итак, изменение технического состояния топливной аппаратуры, износ или зависание деталей происходят под влиянием комплекса взаимосвязанных конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов. В процессе эксплуатации перераспределяются нагрузки, в результате чего появляются деформации. На величину деформаций рабочих поверхностей влияют цикловые нагрузки и температура, режим работы, уровень качества технического обслуживания, степень загрязнения воздуха и топлива абра-вивными частицами.

В процессе эксплуатации снижается максимальное давление, которое развивают плунжерные пары (измеряется на работающем насосе макси-метром). Одним из способов оценки технического состояния плунжерных пар является гидравлическая опрессовка. По времени просачивания топлива через кольцевой зазор в сопряжении втулка-плунжер при определенном давлении на плунжер косвенно можно оценить суммарный зазор между втулкой и плунжером. О техническом состоянии плунжерных нар можно также судить по сравнительным характеристикам часовых и цикловых подач топлива. Износ плунжерных пар в процессе эксплуатации топливного насоса снижает цикловую подачу топлива, особенно при малых оборотах из-за увеличения времени прокачки топлива, из-за запаздывания начала впрыска и уменьшения его продолжительности.

При износе прецизионных пар изменяются начало и продолжительность впрыска топлива, увеличивается неравномерность подачи топлива и значительно запаздывает момент впрыска топлива в цилиндры двигателя. У изношенного топливного насоса на малых оборотах неравномерность цикловых подач топлива секциями насоса с изношенными клапанами может достигать 35%, на номинальных оборотах 22% вместо допустимых 6%. Позднее опережение впрыска снижает коэффициент избытка воздуха, повышает температуру выхлопных газов, понижает среднее эффективное давление в камере сгорания, увеличивает удельный расход топлива, снижает мощность двигателя и повышает часовой расход топлива. Уменьшение производительности топливной пары, запаздывание впрыска топлива на малых оборотах снижают пусковые свойства двигателя, а иногда делают невозможным запуск двигателя.

Реклама