Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Текущий ремонт автомобиля

Регулирование топливного насоса высокого давления на стенде.

Техническое состояние топливного насоса высокого давления определяют на стенде при наличии масла в полости кулачкового вала, регулятора и муфты опережения впрыска, при грубых отклонениях рабочей характеристики от заданного уровня. Перед проверкой топливного насоса высокого давления тщательно промывают наружную поверхность, а после снятия боковой и нижней крышки насоса, крышки регулятора тщательно моют внутренние полости, осматривают состояние деталей, подшипников кулачкового вала и регулятора числа оборотов, плавность движения рейки при одновременном проворачивании кулачкового вала насоса, легкость перемещения грузов, рычага регулятора и скобы кулисы. Люфт кулачкового вала регулируют изменением числа прокладок под передней крышкой; ход рейки при неподвижном зубчатом венце у исправного насоса не более 0,25 мм (номинальный люфт не более 0,17 мм).

Техническое состояние топливного насоса высокого давления изменяется главным образом из-за износа плунжерных пар. Состояние плунжерных пар оценивают по максимальной величине пусковой подачи топлива; она должна быть не менее 180 мм3/цикл при.80 об/мин кулачкового вала насоса. Если разворотом плунжера (зубчатого венца) относительно втулки невозможно обеспечить такую величину пусковой подачи, заменяют нагнетательные клапаны, чтобы зазор по разгрузочному пояску был в пределах 0,06 0,07 мм; в противном случае заменяют плунжерную пару.

Чаще всего восстановить работоспособность топливного насоса высокого давления удается регулированием по результатам проверки. Замену деталей производят, если необходимый уровень рабочих характеристик невозможно обеспечить регулированием.

Проверяют и регулируют: начало подачи топлива секциями топливного насоса высокого давления, запас хода плунжера при положении толкателя в в. м. т. (не менее 0,6 мм), давление открытия нагнетательных клапанов, величину неравномерности подачи топлива на номинальном режиме (1050 об/мин кулачкового вала), начало выдвижения рейки в сторону выключения подачи, номинальную подачу топлива при упоре рычага управления в болт ограничения максимального скоростного режима, запас хода рейки на выключение при упоре рычага управления в болт минимальных оборотов. Начало подачи топлива регулируют без автоматической муфты опережения впрыска, по моменту переливания топлива из отрезка трубопровода высокого давления, установленного на штуцер насоса при давлении в головке насоса более 22 кгс/см2; это можно определять также по началу движения топлива в моментоскопе (см. рис. 60). Регулируют начало подачи топлива болтом толкателя. Давление открытия нагнетательных клапанов должно быть в пределах 1720 кгс/см2.

см3 в следующем порядке. 1. Величину и равномерность подачи секциями насоса высокого давления регулируют при температуре топлива 3035° С и давлении топлива на входе в подводящий канал насоса 0,60,8 кгс/см2 при 1050 об/мин кулачкового вала. При этом вывертывают перепускной клапан, поворотом его седла регулируют давление открытия и вновь ставят на место. Перед регулированием открывают пробки для выпуска воздуха. При сплошной струе топлива (без пузырьков воздуха) после окончания регулировки седло перепускного клапана зачеканивают.

2. При регулировании топливного насоса высокого давления с регулятором числа оборотов герметичность нагнетательных клапанов проверяют впрессовыванием дизельным топливом через подводящий канал насоса под давлением 1,72,0 кгс/см2 при положении рейки с выключенной подачей в течение 5 мин течь топлива из соединительных ниппелей отсутствует у исправных клапанов. В случае течи клапаны заменяют.

3. При упоре рычага управления в болт минимальных оборотов холостого хода проверяют и при необходимости регулируют обороты полного автоматического выключения регулятором подачи топлива в пределах 225275 об/мин. Обороты уменьшают ввертыванием болта минимальных оборотов и корпуса буферной пружины.

4. У исправного топливного насоса высокого давления при испытании на стенде устанавливают начало выдвигания рейки насоса двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 при 10701080 об/мин, а конец выдвигания при 11201150 об/мин кулачкового вала. Фиксируют начало и конец выдвигания рейки болтом ограничения максимального скоростного режима. Отклонение частоты вращения кулачкового вала конца выдвигания рейки от номинальных, указанных выше, корректируют (регулируют) винтом двуплечевого рычага.

5. Производительность секций насоса проверяют при упоре рычага управления в болт ограничения максимальных оборотов.

производительностью к сумме максимальной и минимальной производительности секций:

Подачу топлива каждой секцией насоса при 10201040 об/мин регулируют смещением поворотной втулки относительно зубчатого сектора, предварительно ослабив стяжной винт соответствующего зубчатого сектора. Цикловую подачу при 840860 об/мин регулируют с помощью корпуса корректора (корпус ввертывают при малой подаче и вывертывают при большой). При 640660 об/мин цикловую подачу регулируют шайбами, установленными под пружинами корректора. Предельно допустимая величина пусковой подачи топлива в эксплуатации составляет 180 мм3/цикл. При 7090 об/мин кулачкового вала цикловую подачу топлива регулируют вывертыванием винта кулисы. Соответствующую цикловую подачу секциями и при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимального скоростного режима обеспечивают установкой сдвига рейки с помощью винта регулировки номинальной подачи.

В процессе эксплуатации допускается неравномерность подачи топлива секциями насоса двигателя ЯМЗ-236 60%, а ЯМЗ-238 70% при частичной средней цикловой подаче 1520 мм3/цикл и 240260 об/мин кулачкового вала. При необходимости неравномерность подачи топлива секциями насоса уменьшают перестановкой или заменой нагнетательных клапанов.

После окончания регулирования величины и равномерности подачи устанавливается запас хода рейки на выключение подачи 0,51,0 мм при положении рычага управления регулятором на упоре минимальных оборотов и при 450500 об/мин кулачкового вала. Запас хода рейки регулируют винтом кулисы.

6. У исправного насоса за 20 мин испытаний при 1020 1040 об/мин кулачкового вала:

в полость кулачкового вала работающего насоса просачивается не более 7,0 см3 топлива у двигателей ЯМЗ-236 и 9,0 см3 у двигателей ЯМЗ-238, а после замены прецизионных узлов на новые соответственно 4,5 и 6,0 см3;

при среднем положении рычага управления регулятором нет впрыска топлива через форсунки; при повороте скобы кулисы на 45° от исходного положения прекращается подача топлива всеми секциями насоса, если не заедает рейка. После окончания каждой регулировки взаимное положение деталей и регулировочные болты контрят у прошедших испытание топливных насосов высокого давления, у подкачивающего насоса. У соединительных ниппелей глушат отверстия под топливо, сливают масло из корпуса топливного насоса высокого давления и корпуса регулятора, ставят на место крышки насоса и регулятора, ввертывают сухари штуцеров. После окончания регулировки ставят на место перепускной клапан и автоматическую муфту вместо технологических соответственно заглушки и жесткой муфты. Гайку крепления муфты затягивают с усилием 1012 кгс-м. При необходимости отдельно проверяют техническое состояние регулятора числа оборотов и автоматическую муфту опережения впрыска. Осмотр и измерение державки грузов регулятора числа оборотов производят без разборки, так как при выпрессовывании деталей при разборке их можно повредить или нарушить комплектность грузов. На заводе-изготовителе грузы подбирают так, чтобы разница в статическом моменте не превышала 3 гс-см.

Учитывая, что грузы автоматической муфты опережения впрыска при установке в узел подбираются по статическому моменту, необходимо сохранять их попарную комплектность при последующей установке в узел муфты опережения впрыска. При разборке и сборке топливного насоса высокого давления не следует нарушать комплектность деталей по секциям насоса. Разборку производят в приспособлении.

Наружную поверхность топливного насоса высокого давления, а после снятия боковой и нижней крышек насоса и крышки регулятора внутренние полости моют горячим (7090° С) раствором соды кальцинированной 0,10,2% и бихромата натрия 0,05 0,1%. Корпус топливного насоса высокого давления и другие алюминиевые детали перед сборкой моют в течение 25 мин в горячем (7090° С) растворе калиевого хромпика 2%, кальцинированной соды 2,5%, жидкого стекла 3%.

Все детали топливного насоса, как и других узлов топливной аппаратуры, перед сборкой должны быть чистыми, а трущиеся поверхности смазаны дизельным маслом или летним топливом, плунжерные пары и нагнетательные клапаны в сборе после промывки в авиационном бензине смазывают фильтрованным дизельным топливом.

Винты крепления крышки к корпусу топливного насоса высокого давления затягивают попарно, начиная от середины с чередованием в ту и другую сторону. Опорную поверхность корпуса регулятора за 45 мин перед установкой на корпус топливного насоса высокого давления покрывают тонким слоем пасты Герметик.

При постановке корпуса регулятора, кулачкового вала (чтобы предохранить от повреждения сальник в корпусе регулятора), крышки подшипника в сборе (для предохранения сальника) следует пользоваться соответствующими оправками. Рабочие поверхности сальников и предохранительных оправок перед установкой смазывать тонким слоем дизельного масла.

При сборке кулачкового вала запрещается заменять одну половину опоры аналогичной деталью из другой пары. После сборки опора должна вращаться на шейке без заметного радиального люфта. Перепускной клапан регулируют на давление начала открытия за счет вывертывания седла клапана, а затем проверяют на герметичность при испытании топливного насоса высокого давления: при проливе через клапан 1,92,0 л/мин дизельного топлива клапан должен создавать давление в магистрали 1,51,7 кгс/сма. После окончания регулирования седло клапана зачеканивают в шлиц. У хорошо собранного топливного насоса высокого давления кулачковый вал свободно проворачивается в подшипниках от руки. При этом осевой люфт вала при перемещении его рукой вдоль оси в обе стороны должен быть в пределах 0,010,07 мм. Установленные в корпусе насоса толкатели легко перемещаются в отверстиях корпуса под действием собственной силы тяжести. Заедают толкатели обычно из-за забоин и заусенцев на них или на пазах корпуса. Устраняют заусенцы зачисткой шабером поверхности, на которой они находятся.

Нижние тарелки пружин комплектуют с плунжером. При этом цилиндрическая поверхность хвостовика плунжера диаметром 0,20,7 мм должна свободно проходить через прорезь в тарелке, а упорная пята хвостовика утопать в выточке тарелки. Ход рейки должен быть не менее 25 мм. Проверяют ход шаблоном. Свободный ход рейки при неподвижном зубчатом венце должен быть не более 0,17 мм. Измерение производят индикатором, перемещая рейку при этом вдоль оси рукой.

Запас хода каждого плунжера при крайнем верхнем положении толкателя (должен быть 0,8 мм) проверяют щупом при сжатой пружине плунжера.

20 об/мин кулачкового вала. Перепускной клапан снимают и регулируют ввертыванием и вывертыванием седла, если давление в головке насоса за пределами 1,31,5 кгс/см2. Режим приработки поддерживается механизмом качания рычага регулятора. Время приработки на этом режиме 45 мин при числе ходов рычага управления 1012 в минуту. Механизм качания может иметь угловое отклонение от положения максимального скоростного режима в пределах 1015°.

Реклама