Меню
сборка двигателя ямз
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Текущий ремонт автомобиля

Сборка и испытание двигателей

При сборке двигателя на его блок цилиндров устанавливают детали и предварительно собранные узлы. В соответствии с техническими условиями на сборку двигателя ЯМЗ гильзу без резиновых колец подбирают так, чтобы ее можно было поставить небольшим нажатием руки. При защемлении гильза коробится, становнтся неработоспособной. Деформируется гильза и при установке на нее слишком тугих колец и колец с увеличенным диаметром поперечного сечения. Выступание бурта над плоскостью блока цилиндров 0,070,06 мм измеряют щупом между верхней плоскостью блока и поверочной плитой, положенной на торец гильзы. Подбирают гильзы по высоте бурта без уплотнительных колец.

Сильно пораженные коррозией места установки уплотнительных колец в нижней части блока заполняют эпоксидной смолой и зачищают заподлицо. Испытание блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130 на герметичность системы охлаждения следует производить водой под давлением 34 кгс/см2. Неплоскостность блока цилиндров проверяют при помощи лекальной линейки и набора щупов. Линейку накладывают на плоскость, а щупом замеряют зазоры между линейкой и плоскостью. У двигателя ЗИЛ-130 допускается неплоскостность поверхности прилегания впускного газопровода, головок цилиндров, масляного картера не более 0,15 мм. При текущем ремонте двигателя ЗИЛ-130 предельный износ гильз следует считать 0,4 мм; втулок распределительного вала 0,05 мм, несоосность втулок распределительного вала 0,03 мм, постелей коренных подшипников не более 0,02 мм. Все детали и агрегаты устанавливают чистыми и протертыми салфеткой. Пользоваться текстильными концами не рекомендуется, так как их волокна остаются на поверхности, попадают в масляные каналы и засоряют их. Масляные каналы промывают дизельным топливом, а затем продувают сжатым воздухом.

Сопряженные детали предварительно подбирают и подгоняют друг к другу. При сборке двигателя ЯМЗ сальник вала ведомой шестерни привода топливного насоса высокого давления смазывают дизельным маслом по наружной поверхности и устанавливают в блоке цилиндров с помощью оправки. При установке привода топливного насоса высокого давления в расточку в верхней части блока цилиндров ранее запрессованный сальник предохраняют оправкой, надетой на свободный конец вала. Толкатели двигателя ЯМЗ устанавливают пятой в сторону окна в блоке цилиндров под штангу толкателей. Они должны поворачиваться на осях легко, без заедания. Перед сборкой толкатели протирают и смазывают дизельным маслом.

Распределительный вал в сборе с шестерней и фланцем перед установкой в блок также протирают салфеткой и покрывают маслом, применяемым для двигателя. Строго следят за установкой шестерен газораспределения. Особое внимание обращают на то, чтобы совпали метки на торцах шестерен, чтобы зазоры в сопряжениях зубьев, а также между торцом шейки вала и упорным фланцем были в норме. Перед установкой распределительного вала двигателя ЯМЗ совмещают установочную метку П на зубе ведущей шестерни привода топливного насоса с меткой Л на впадине зуба ведомой шестерни привода топливного насоса высокого давления.

После установки распределительный вал должен вращаться легко, без заеданий. Окружной зазор в зацеплении шестерен при этом должен быть в пределах 0,090,22 мм (измеряют щупом). При необходимости замены одной из шестерен привода комплектовать пару шестерен следует по пятну касания зуба. Пятно касания должно быть в середине зуба и занимать площадь не менее 40% его длины и 45% высоты (шестерня распределительного вала, промежуточная шестерня привода масляного пасоса и ведущая шестерня привода топливного насоса имеют бочкообразные зубья). При установке в блок цилиндров коленчатого вала болты крышек ввертывают вручную на одну-две нитки, а затем затягивают с усилием 3032кгс-м (двигатель ЯМЗ). При этом слегка постукивают по крышкам резиновым молотком. Затяжку болтов крышек начинают с середины и заканчивают по краям. Метки 0 на зубе шестерни коленчатого вала двигателя ЯМЗ и во впадине шестерни распределительного вала следует совместить. Болты крепления крышки заднего подшипника коленчатого вала затягивают после регулирования зазора в упорном подшипнике; перемещением вала взад-вперед в осевом направлении выравнивают положение крышки, зазор с обеих сторон крышки должен быть одинаковым 0,080,23 мм. В коренных подшипниках двигателя ЗИЛ-130 при затянутых с усилием 1113 кгс-м крышках и при нормальных зазорах коленчатый вал без шатунов можно легко провернуть одной рукой за заводную рукоятку, а после установки шатунов усилием одного человека. При замене вкладышей (перед установкой нового) постель и шейку Еала протирают салфеткой. Перед постановкой крышки в сборе с вкладышем шейку смазывают маслом, применяемым для двигателя; номера на крышке и шатуне располагаются на одной стороне (двигатель ЗИЛ-130). ЗИЛ выпускает запасные комплекты коленчатого вала с вкладышами коренных и шатунных подшипников и упорными шайбами нормального размера. Осевой зазор коленчатого вала регулируют подбором упорных шайб, которые устанавливают с обеих сторон переднего коренного подшипника. Осевые суммарные зазоры между упорной шайбой и шестерней, между упорной шайбой и щекой коленчатого вала измеряют щупом при открытом картере и индикатором при закрытом. Величина осевого зазора должна быть у двигателя ЗИЛ-130 0,0750,245 мм. Если зазор более 0,245 мм, заменяют упорные шайбы.

При установке крышки распределительных шестерен на двигатель ЯМЗ для предохранения сальника коленчатого вала в крышке от повреждения на передний конец коленчатого вала надевают оправку, наружную поверхность которой смазывают дизельным маслом.

При установке полумуфты в сборе на вал ведомой шестерни привода топливного насоса высокого давления проверяют совмещение рисок со знаком 0 на фланце и полумуфте. Автоматическую муфту опережения впрыска топливного насоса высокого давления ссединяют с полумуфтой вала ведомой шестерни текстолитовой шайбой. Осевой завор между одним кулачком ведущей полумуфты и торцом автоматической муфты опережения впрыска должен быть 0,50,6 мм, а между вторым кулачком и торцом муфты ке менее 0,5 мм. Риски на Еедущей полумуфте и автоматической муфте опережения впрыска должны совпадать.

При сборке коренных подшипников двигателя ЗИЛ-130 деревянные уплотнители в вертикальные пазы крышки заднего коренного подшипника запрессовывают с помощью молотка; ножом снимают выступающие над плоскостью разъема концы уплотнителей. Поршень в сборе с кольцами и шатуном перед установкой в блок смазывают маслом, применяемым для смазки двигателя. Предварительно протирают салфеткой рабочие поверхности поршневых колец, поршня, гильзы, вкладышей, шеек. Кольца сжимают специальной лентой, поршень в гильзе перемещают при помощи специальной оправки ручкой молотка. На шатунные болты ставят предварительно предохранительные наконечники. При окончательной затяжке гаек шатунных болтов с усилием 7,08,0 кгс-м необходимо гайку довернуть до совпадения ближайшей прорези и отверстия под шплинт в болте. После установки поршней с шатунами в блок цилиндров двигателя ЯМЗ суммарный зазор между торцами нижних головок шатунов и щеками коленчатого вала (осевой люфт) должен быть в пределах 0,150,57 мм. Замеры производят между торцами шатунов и щеками. При малом зазоре (меньше минимального) ослабляют затяжку болтов и легкими ударами резинового молотка сдвигают крышку до получения необходимого зазора. Необходимо проверить правильность установки поршня в сборе с шатуном: стрелка на днище поршня, прилив на бобышке для поршневого пальца должны быть направлены к передней части двигателя; смещение камеры в поршне должно быть направлено в сторону оси двигателя, поршни со знаком ПР на днище должны быть установлены в правом ряду (со знаком ЛР в левом). В правильно собранном двигателе коленчатый вал можно плавно провернуть от руки рычагом длиной 550 мм.

При сборке двигателя ВАЗ поршни ставят меткой П в сторону передней части двигателя. Кроме того, при сборке двигателя автомобиля ВАЗ осевой зазор между упорными полукольцами в задней опоре и упорной поверхностью коленчатого вала должен быть 0,0550,35 мм. Если зазор превышает максимальный, то упорные кольца заменяют утолщенными.

При установке масляного насоса окружной зазор в зацеплении шестерни коленчатого вала двигателя ЯМЗ с промежуточной шестерней масляного касоса должен быть 0,250,37 мм. Проверяют зазор щупом, регулируют прокладками (но не более трех) между корпусом насоса и крышкой коренного подшипника коленчатого Еала.

Бсхг.ты и гайки затягивают в определенной последовательности. Так, бо;;ты головки блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130 затягивают, начиная с середины, а затем по окружности и по спирали (рис. 61) с усилием 79 кгс-м. Величины усилий в кгс-м затяжки болтов и гаек при установке других деталей указаны ниже:

Герметичность соединений, а следовательно, и надежность работы двигателя во многом зависят от качества сальниковых, резиновых и других уплотнений. Поэтому при разборке заднего коренного подшипника двигателя ЗИЛ-130 деревянные уплотнители рекомендуют заменить (уплотнители изготовляют из сухой сосновой древесины). Резиновые уплотнители заменяют по мере необходимости, когда имеются разрывы и разбухание резины. Запрессовку сальника задней шейки вала производят ударом молотка по оправке (рис. 62). Выступающие концы деревянного уплотнения аккуратно срезают. Маслоотражатели коленчатого вала двигателя ЯМЗ устанавливают после укладки вала в блок цилиндров (меньше вероятность их повреждения). При запрессовке сальников в отверстие картера маховика, в крышку распределительных шестерен рабочая кромка должна быть со стороны маслоотражателя. При постановке шлангов следует предварительно убедиться в отсутствии задиров металла на поверхностях патрубков и труб, на которые надевают шланги; при затягивании

хомутов нужно исключить образование складок на поверхности шлангов.

Перед началом холодной приработки двигателя коленчатый вал проворачивают на 1,52 оборота. В процессе приработки давление масла в системе смазки двигателя ЯМЗ должно быть не менее 5 кгс/см2 при 800 об/мин. Обороты коленчатого вала во время приработки изменяют от 600 до 1500 в минуту. После 1,5 часов приработки масло из двигателя сливают и заливают свежее, нагретое до 50° С.

Перед горячей приработкой проверяют зазоры между носком коромысла и торцами стержня клапана, устанавливают угол опережения топлива в соответствии с цифрой около риски на торце корпуса муфты опережения впрыска (18 или 20) и проверяют момен-тоскопом. Указанные цифры означают опережение в градусах угла поворота коленчатого вала до в. м. т. первого цилиндра.

Максимальная мощность двигателя ЯМЗ-236 при 2100 об/мин коленчатого вала должна быть равной 172180 л. с, а у ЯМЗ-238 она должна быть равной 230240 л. с. Регулируют мощность двигателя винтом регулирования мощности. Если мощность двигателя при 2000 об/мин окажется выше, чем при 2100 об/мин, заменяют топливный насос высокого давления.

Обороты холостого хода регулируют болтом минимальных холостых оборотов, проворачивая его в сторону упора (положение, в котором должен находиться рычаг управления регулятором) в пределах 450550 об/мин. Вначале уменьшают обороты до неустойчивого вращения коленчатого вала, а затем вворачиванием корпуса буферной пружины повышают на 1020 об/мин. После этого двигатель ЯМЗ должен устойчиво работать при минимальных оборотах холостого хода и при резком сбросе рычага до упора (в болт) после работы при 12001300 об/мин.

В первое время эксплуатации двигателя следует ограничить мощность винтом-ограничителем до 150 л. с. у ЯМЗ-236 и 200 л. с у ЯМЗ-238. Винт-ограничитель, топливный насос высокого давления и регулятор числа оборотов после окончания регулировок и испытания пломбируют.

Качество приработки деталей оценивают по результатам контрольного осмотра. При этом обязательно промывают масляный картер двигателя, фильтры грубой и центробежной очистки масла, проверяют состояние деталей газораспределения, привода вентилятора, топливного насоса высокого давления и масляного насоса. У центробежного фильтра очистки масла разбирают ротор, промывают его в чистом дизельном топливе и продувают сжатым воздухом. После окончательного испытания и снятия двигателя со стенда закрывают все его отверстия, через которые могут попасть посторонние предметы.

Реклама