Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Текущий ремонт автомобиля

Ремонт коробки передач

В современных автомобилях наряду с механическими коробками передач используют гидромеханические. В механических коробках встречаются главным образом два вида дефектов: тугое включение передач и самовыключение, повышенный шум и стуки при работе. В коробках передач, оборудованных масляным насосом, из-за отказа последнего температура масла повышается сверх допустимой.

Повышенное усилие при переключении передач рычагом, расположенным на рулевой колонке, возникает из-за отсутствия смазки в нижней части вала и рычагов переключения передач. В коробках передач с рычагом на крышке это может быть при повреждении или заклинивании ползунов, затруднившем свободное перемещение их в отверстиях крышки.

Включение первой передачи и заднего хода со скрежетом происходит при неполном выключении сцепления или неполном зацеплении зубьев шестерен. Устраняют эту неисправность регулированием механизма управления переключением передач таким образом, чтобы тяга механизма обеспечивала полное включение передач в коробке. Тугое включение остальных передач (второй и выше) может происходить при износе конусных колец, поломке обоймы синхронизатора, износе и огранке шариков фиксаторов, а также из-за неполного выключения сцепления (нет свободного хода педали сцепления).

Самовыключение передач появляется при износе или сколе зубчатых муфт кареток синхронизаторов и шестерен. Произвольное выключение передач на ходу часто возникает из-за неисправности шариков, пружин и углублений на ползунах механизма переключения передач, а также из-за износа зубьев шестерни по длине на конус, из-за большого износа подшипников ведущего и ведомого валов, нарушения соосности картера коробки передач с картером сцепления и коленчатым валом. Эти неисправности приводят к перекосу ведущего вала и самовыключению прямой передачи при замедлении или разгоне автомобиля. Нарушение соосности картеров может появиться при установке их с грязью или забоинами на поверхности торцов картеров. Поэтому без необходимости не следует снимать картер сцепления с блока двигателя и тем более переставлять с одного двигателя на другой. При вынужденной замене картера сцепления необходимо обязательно проверить точность расположения поверхностей крепления картера коробки передач индикатором и, если нужно, произвести центрирование этих поверхностей с осью коленчатого вала. Повышенный шум в коробке передач появляется при перекосах ведущего и ведомого валов из-за ослабления затяжки болтов крепления картера сцепления к картеру маховика и болтов крепления задней опоры коробки передач. Шум при работе коробки передач чаще всего возникает вследствие износа подшипников ведущего, ведомого, промежуточного валов, а также при недостатке масла. Шум со скрежетом при резком открытии дроссельной заслонки признак большого износа зубьев шестерен соответствующей передачи. При появлении шумов в коробке передач вначале проверяют плотность крепления картера и количество смазки в нем, затем при слитом масле и снятой крышке проверяют зазоры в зацеплении зубьев шестерен, износ подшипников, качество крепления отдельных деталей, осевой зазор шестерен третьей и четвертой передач. Стуки при включении шестерен в коробках передач с синхронизаторами возникают при износе блокирующих колец, когда даже при установке нового кольца синхронизатора зазор между торцами этого кольца и зубчатого вепца соответствующей шестерни меньше 0,5 мм. Коробку передач, в которой при поломке отдельных деталей (зубьев шестерен, сепараторов подшипников) появляются стуки, необходимо немедленно разобрать. О поломке деталей при отсутствии стука свидетельствуют металлические частицы в слитом масле.

Причиной стука может стать также неплотное закрепление фланца на ведомом валу коробки передач и на шлицевом конце промежуточного карданного вала. При этом возникает биение карданного вала, повышается износ фланца и гнезда подшипников в картере. Большой осевой зазор ведомого вала вызывает вибрацию карданного вала. Измерение величины осевого зазора производят с помощью индикатора при снятом карданном вале и диске ручного тормоза. Зазор допускается не более 0,5 мм. Радиальный зазор проверяют покачиванием вала в поперечном направлении; его не должно быть.

В коробках передач с принудительной смазкой могут возникать неисправности, если не работает масляный насос, не подается смазка. Масляный насос не работает при буксировании автомобиля с двигателем ЯМЗ. Поэтому при расстоянии буксирования свыше 20 км следует отсоединять коробку передач от трансмиссии, снимать карданный вал или включать прямую передачу и выключать сцепление (будут вращаться ведущий и промежуточный валы коробки передач, а следовательно, будет работать и ее масляный насос). При замене масла запрещается промывать коробку передач ЯМЗ керосином или дизельным топливом, так как из-за малого разрежения на всасывании масляный насоо коробки не обеспечит ее смазкой и она выйдет из строя.

При прогрессирующем износе интенсивность нарастания угловых зазоров увеличивается в 610 раз, достигая 0,31,0° на 1000 км. Предельная величина суммарного углового зазора для коробок передач 1517°.

Наиболее частыми дефектами коробок передач автомобилей ЗИЛ, МАЗ, КрАЗ являются: выход из строя синхронизаторов четвертой и пятой передач, выкрашивание зубьев шестерен, расслоение манжеты сальника ведомого вала, стук в зубчатых зацеплениях, самопроизвольное выключение четвертой передачи и др. У ведущего вала автомобиля ЗИЛ-ММЗ-555 наблюдается повышенный износ зуба по толщине, износ гнезда под роликовый подшипник переднего конца ведомого вала (следы вдавливания роликов). Аналогичный износ наблюдается на шейке ведомого вала. Кроме того, у ведомых валов наблюдается значительный износ шлиц по ширине (в месте работы синхронизатора четвертой и пятой передач). Больший износ бывает с переднего конца вала, бывает даже смятие боковых граней шлицев (из-за большого давления при работе с прицепом).

Выкрашивание зубьев ведущего вала, шестерни постоянного зацепления промежуточного вала, а также шлицев синхронизатора четвертой и пятой передач зависят от состояния опоры ведущего вала.

Деформация картера коробки передач от действия внешних нагрузок и внутренних напряжений увеличивает нагрузку на другие детали коробки, вследствие чего повышается вероятность их разрушения. Так, при непараллельности осей валов в 0,19 мм (в новых допускается 0,07 мм) увеличивается неравномерность крутящего момента по отношению к неравномерности крутящих моментов новых коробок передач в 2 раза. При непараллельности осей 0,21 мм на длине вала увеличивается усилие при включении первой передачи в 4, второй в 3 раза, а при 0,34 мм соответственно в 14 и 8 раз.

Реклама