Меню
Часы спортивные http://www.finland-watch.ru/ finland watch спортивные электронные часы.
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Текущий ремонт автомобиля

Условия надежной работы передачи в процессе эксплуатации.

В процессе эксплуатации гидромеханической передачи первую замену масла производят через 1000 км, а все последующие через 15 тыс. км пробега автобуса. Перед выездом проверяют уровень масла предварительно прогретого до 4050° С в поддоне при включенной передаче и заторможенном автобусе. Это делают при небольшом открытии дросселя. Через 30 тыс. км дополнительно снимают маслоприем-ник, тщательно промывают поддон и сетку маслоприемника. Через 5 тыс. км пробега при первом техническом обслуживании очищают и промывают уайт-спиритом автоматическую передачу, очищают клеммы электромагнитов и выключатель контроллера, проверяют работу блокировки стартера, чтобы стартер не срабатывал при рычаге переключения передач в положении А или ЗХ. Проверяют и при необходимости регулируют режимы автоматического переключения передач. При этом должно быть обеспечено плавное без пробуксовывания трогание с места, плавное переключение с понижающей передачи на прямую при разгоне и при среднем положении дроссельной заслонки на скорости 1820 км/ч (ощущается легкий толчок). Блокирование гидротрансформатора на разгоне должно происходить на скорости 2830 км/ч, при снижении скорости разблокирование должно быть на скорости 2325 км/ч, а переход с прямой на понижающую передачу при 1416 км/ч. При разгоне автобуса и полном открытии дросселя переключение с понижающей на прямую передачу должно происходить при скорости 2830 км/ч, а блокирование гидротрансформатора (ощущается легкий толчок) при 38 42 км/ч; разблокирование при замедлении при 3537 км/ч, а при переходе с прямой на понижающую передачу при 23 25 км/ч. Регулируют момент автоматического переключения передач винтом на рычаге главного золотника. Через 10 тыс. км, при ТО-1 проверяют и регулируют механизм управления периферийным золотником. Один раз в год проверяют правильность показаний указателей температуры, давления масла, исправность датчика контрольной лампочки аварийного перегрева масла в системе автоматической передачи, проверяют работу электромагнитов. Ремонт механических коробок передач. Порядок снятия коробки передач по всем автомобилям в принципе одинаков. Разница заключается в некоторых особенностях. Так, коробку передач о автомобиля ВАЗ снимают после отсоединения всех тяг, глушителя, рычага переключения передач, вала спидометра и т. д. Для облегчения снятия и последующей постановки коробки передач на эластичную муфту соединения карданного вала с коробкой передач надевают специальный хомут. Коробку передач снимают вместе с картером сцепления. При снятии и установке коробки передач нельзя опирать конец ведущего вала коробки на упорный фланец нажимной пружины сцепления, так как это может вызвать деформацию соединительных пластин сцепления.

Перед снятием коробки передач с автомобиля ЗИЛ снимают крышку люка над коробкой, а в кабине отсоединяют от коробки передач промежуточный вал; кронштейн промежуточной опоры отсоединяют от поперечины рамы. Отсоединяют также регулировочную тягу сцепления и оттяжную пружину, вал спидометра, снимают крышку с рычагом переключения передач и рычаг ручного тормоза. Затем отсоединяют коробку передач от картера сцепления, отводят при помощи монтажной лопатки в сторону и, покачивая, снимают подъемной талью или с помощью домкрата-тележки.

Перед разборкой через спускные отверстия сливают масло, очищают и моют снаружи, а затем устанавливают на стенд. При разборке коробки передач автомобиля ВАЗ подшипники промежуточного вала выирессовывают фигурными оправками. При разборке крышки фиксатора следует помнить, что пружина для шарика фиксатора штока вилки выключения заднего хода отличается от двух других пружин упругостью; эта пружина окрашена в зеленый цвет или покрыта кадмием.

При разборке коробки передач ЯМЗ-236 перед снятием верхней крышки с механизмом переключения в сборе надо осторожно, чтобы не повредить прокладку, отверткой приподнять правую сторону на штифтах и затем снять ее. Если прокладка приклеилась, надо осторожно отделить ее с помощью отвертки или другого подобного инструмента.

Шпонки и другие подлежащие снятию детали выбивают со своих мест при помощи мягкой выколотки или алюминиевого молотка. Так, фланец крепления кардана с ведомого вала снимают после предварительных легких ударов по нему алюминиевые молотком. Такие удары позволяют сдвинуть фланец с места. Аналогично поступают и с другими деталями.

При разборке коробки передач ЗИЛ-130 и, в частности, ее ведомого вала, замочное кольцо крепления шестерни четвертой передачи, шестерни второй передачи снимают с помощью двух отверток. Передний подшипник и шестерни с промежуточного вала снимают с помощью приспособления, которое состоит из двух полуцилиндрических половин, подложенных под снимаемую шестерню. Задний подшипник промежуточного вала спрессовывают съемником. Синхронизатор без необходимости не разбирают. Ведомый вал коробки передач ЯМЗ при разборке устанавливают под пресс с упором на шестерню второй передачи, подложив под нее деревянные подкладки; на торец вала, под пуансон перед выпрессовыванием вала подкладывают специальную оправку или деревянную прокладку. Снятые детали очищают от смазки и промывают. Сальники можно использовать, если на рабочей поверхности нет следов износа и других даже незначительных дефектов. Промежуточный вал, шестерни бракуют, если на зубьях есть дефекты в виде выкрашивания или износа. У зубчатых венцов синхронизаторов особенно внимательно осматривают состояние торцов зубьев.

Допускается осевой зазор в шариковых и роликовых подшипниках не более 0,50 мм, а радиальный 0,05 мм. Не допускаются повреждения поверхности роликов и шариков. О необходимости замены шестерен коробки передач ЯМЗ судят по величине износа зубьев, измеренной зубомером в нормальном сечении; предельная величина износа составляет 0,200,25 мм. Техническое состояние масляного насоса коробки передач ЯМЗ определяют по производительности и герметичности. В хорошем техническом состоянии насос обеспечивает производительность не менее 6,5 л/мин при 10001100 об/мин валика ведущей шестерни и противодавлении 0,71,2 кгс/см2, с высотой забора масла не менее 100 мм и температурой 4555° С. Можно без ремонта использовать картер коробки передач, если износ поверхностей под подшипники не более 0,05 мм.

При установке в картер коробки передач автомобиля ВАЗ шариков с пружинами фиксатора штоков вилок переключения передач необходимо обратить внимание на то, что пружина для шарика фиксатора штока вилки включения заднего хода окрашена в зеленый цвет или имеет кадмиевое покрытие. Эта пружина отличается по упругости от двух остальных и поэтому должна быть поставлена на свое место.

Чтобы застопорить валы коробок передач автомобиля ВАЗ в процессе сборки следует передвинуть вилки, включить одновременно две передачи. Такая операция необходима для того, чтобы обеспечить неподвижность валов после их установки в картер при окончательной сборке.

При сборке коробок передач широко используют различные приспособления (рис. 65). При помощи пустотелых оправок на сборке коробок передач автомобиля ЗИЛ-130 ставят замочные кольца шестерни постоянного зацепления на промежуточном валу, шестерен на ведомом валу. После установки ведомого вала с шестернями и синхронизаторами в гнездо картера и затем установки подшипника на конце вала, замочным кольцом стопорят этот подшипник на валу и с помощью оправки ставят в картер. Сборку ведущего вала производят в приспособлении, изображенном на рис. 66. Ведомый вал перед сборкой устанавливают в тиски с мягкими прокладками. На прессовку шестерен на промежуточный вал коробки передач ЯМЗ производят на прессе с подкладками из мягкого металла, прикладывая нагрузку на торец ступицы при помощи специальной оправки. При сборке используют и другие приемы удержания деталей в узле. Так, ролики в ведущий вал устанавливают с использованием консистентной смазки на стенках отверстий в торце вала, прокладки крышек ставят на резиновой смоле № 80. Плотность соединений обычно обеспечивают прокладками. Крышку шарикового подшипника промежуточного вала коробки передач ЯМЗ устанавливают на уплотнительную картонную прокладку. Герметичности соединений добиваются не только прокладками, но и смазыванием суриком, белилами. Так, в частности, поступают

при установке заглушки отверстия под роликовый подшипник промежуточного вала.

Надежности соединения добиваются затяжкой резьбовых деталей и фиксацией их положения. Перед установкой крышки гайку подшипника промежуточного вала затягивают с моментом силы не менее 25 кгс-м и стопорят вдавливанием без разрыва утоненного края гайки в паз вала. Аналогично стопорят гайку фланца ведомого вала, гайку шарикового подшипника ведущего вала. Стопорные болты вилок и головки переключения передач зашплинтовывают вязальной проволокой так, чтобы натяжение проволоки способствовало завертыванию болтов.

Подбором деталей и регулированием повышают надежность сопряжений. Оптимальной величины зазора при установке новых синхронизаторов, шестерен или валов добиваются притиранием. Так, конусную поверхность синхронизатора притирают к конусной поверхности вала (шестерни) до состояния, пока площадь следов контакта составит не менее 65% поверхности конуса кольца при равномерном расположении пятна притирания по всей поверхности. Обоймы конусных колец синхронизатора второй и третьей передач (коробки ЯМЗ) вместе с кареткой имеют свободное продольное перемещение в пределах 35 мм.

0,03 мм. После сборки в соответствии с техническими условиями валик насоса должен легко вращаться от руки, осевой люфт валика должен быть не более 0,20 мм, а производительность в тех же условиях, как и при проверке технического состояния, не менее 7 л/мин. Перед установкой масляного насоса в коробку передач без испытания его заполняют смазкой через всасывающее отверстие. При этом положение насоса должно быть хвостовиком валика вверх. В таком положении ведомый вал насоса поворачивают на 34 оборота по часовой стрелке.

Качество работы масляного насоса после установки в коробке передач проверяют при наличии в картере 1,01,5 л масла, нейтральном положении синхронизаторов, шестерен первой передачи и заднего хода. После нескольких оборотов ведущего вала по часовой стрелке (если смотреть спереди) правильно собранного насоса через нагнетающее отверстие в передней стенке картера под подшипником ведущего вала потечет масло.

В процессе сборки продольное перемещение блока шестерен заднего хода допускается не более 0,7 мм; осевой люфт ведомой шестерни привода спидометра допускается до 1,2 мм. Крышку подшипника ведущего вала с сальником в сборе ставят с помощью Рис. 67. Оправка для установки крышки подшипника ведомого вала коробки передач ЯМЗ: / оправка; 2 крышка; 3 сальник; 4 ведущий вал специальной оправки, чтобы не повредить сальник (рис. 67). Устанавливать картер сцепления до установки крышки подшипника ведущего вала не рекомендуется, так как в этом случае концентричность крышки, а следовательно, и сальника в крышке нарушится, а это ухудшит герметичность сальникового уплотнения, в результате чего может появиться течь масла.

Для обеспечения герметичности соединений при сборке пользуются уплотнительной незасыхающей пастой Герметик. Пасту наносят кисточкой тонким слоем на поверхность прокладок перед их установкой. Сквозные резьбовые отверстия перед установкой болтов также смазывают пастой. Испытывают коробку передач ЯМЗ при 15002000 об/мин ведущего вала. При хорошем качестве сборки коробка передач работает без резких шумов и стуков на всех передачах; при нейтральном положении рычага переключения передач допускается незначительное ведение ведомого вала (при моменте на фланце не более 1,5 кгс-м вал не должен вращаться). Температура масла в картере коробки передач при испытании не должна быть выше 85° С. Коробку передач автомобиля ЗИЛ-130 испытывают на стенде, который позволяет изменять частоту вращения ее ведущего вала от 750 до 3000 об/мин. При испытании не допускаются заедания при переключении передач, самопроизвольные вклюиение и выключение шестерен, слышное снар) жи задевание вилок о стенки 178 1719 пазов шестерен и фланцы синхронизаторов, стуки и удары, указывающие на неправильное зацепление шестерен, перетекание масла в местах соединений (могут быть маленькие пятна). Работу синхронизаторов проверяют включением передач без выключения сцепления оно должно быть бесшумным. Условия работы сцепления и коробки передач зависят от соосности ведущего вала коробки передач и коленчатого вала двигателя. Соосность зависит от правильной установки агрегатов и маховика. Биение относительно оси коленчатого вала двигателя ЯМЗ не должно быть больше 0,2 мм на радиусе 150 мм рабочей поверхности маховика под сцепление, 0,5 мм посадочной поверхности диаметром 515 мм картера маховика и 0,5 мм привалочной поверхности фланца картера маховика.

Перед установкой коробки передач на двигатель заполняют смазкой передний подшипник ведущего вала в торце коленчатого вала, смазывают муфту и опоры вала вилки выключения сцепления, шлицевой конец ведущего вала. Подняв коробку передач до соосного положения ее ведущего вала и коленчатого вала двигателя, устанавливают картер сцепления центрирующим буртом в картер маховика, закрепляют его и контрят болты. При постановке коробки передач на автомобиль ее ведущий вал должен точно войти в шлицы ведомого диска сцепления.

При неосторожной установке может быть поврежден передний подшипник ведущего вала и ведомые диски сцепления.

Качество установки сцепления и коробки передач ЯМЗ проверяют при неработающем двигателе: полностью выключают сцепление специальным рычагом, чтобы рабочий ход муфты выключения сцепления (без учета свободного хода муфты) составил у однодискового сцепления ЯМЗ-236 не более 10 мм, у двухдискового сцепления ЯМЗ-238 и ЯМЗ-236К не более 15 мм; измеряют динамометром момент проворачивания ведомого вала коробки передач он должен быть не менее 0,5 кгс-м.

При испытании на стенде или на работающем двигателе ведение сцепления, шумность работы коробки передач проверяют при 500600 и 20002100 об/мин коленчатого вала. Ремонт гидромеханических коробок передач. При частичной разборке гидромеханической передачи на стенде или верстаке с нее вначале снимают электропроводку, затем крышку корпуса силового регулятора, вынимают толкатель с главным золотником в сборе. Рычаг управления кольцом периферийных золотников, эксцентрик силового регулятора и главный рычаг в сборе можно вынуть при снятой крышке корпуса электромагнитов, управляющих включением двойного фрикциона, а механизм заднего хода при снятой крышке люка.

Иногда снимают еще корпус силового регулятора, отвертывают центробежный регулятор в сборе (предварительно расконтрив чашку центробежного регулятора), снимают поддон и масло-приемник, картер коробки передач в сборе с ведомым валом, 179

узлом промежуточной шестерни и узлом управления задним ходом.

Для сохранения деталей при разборке пользуются только соответствующим инструментом, алюминиевыми и бронзовыми выколотками. Следует очень внимательно запоминать и даже пометить последовательность разборки, взаимное положение деталей, чтобы легче было собрать их. Перед сборкой у всех новых деталей снимают заусенцы, детали моют в растворителе (обычно в уайт-спирите), продувают сухим сжатым воздухом. Запрещается обтирать детали тряпками, концами, чтобы на их поверхности не оставались волокна.

Реклама