Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Текущий ремонт автомобиля

Ремонт подвески

В современных автомобилях комфортабельность езды улучшают за счет совершенствования подвески (рессор, пневмопод-вески, амортизаторов, торсионных узлов).

В автобусах применяют пневматическую подвеску. В процессе эксплуатации автобуса ЛиАЗ-677 смещается задний мост, что приводит к уменьшению зазора между правым задним баллоном и лонжероном кузова, а иногда и к выходу из строя баллона при непосредственном контакте баллона с лонжероном.

Быстро изнашивается сопряжение палецвтулка рессоры, что ухудшает условия работы других узлов, в частности, передних колес автомобиля, увеличивается амплитуда их колебаний при движении по неровной дороге, увеличивается шум в салоне автобуса. Малая долговечность амортизаторов приводит к тем же результатам. Об относительной надежности подвески автобуса ЛиАЗ-677 можно судить по вероятности отказов ее деталей и узлов:

Из приведенных соотношений видно, что вероятность отказа подвески из-за износа пальцев рессор в шесть раз больше, чем из-за износа штанги. Замену рессорных пальцев и втулок производят при зазоре 0,25 мм и более. Причины отказа подвески из-за выхода из строя пневмобаллона самые разнообразные. Так, вероятность выхода из строя пневмобаллонов, %, из-за:

Амортизаторы в процессе эксплуатации становятся источником шума, перестают работать, у них нарушается сопротивление при ходе отдачи. Шумность увеличивается при износе резиновых втулок нижних и верхних шарниров, при деформировании кожуха после удара, при повреждении или затвердевании буфера отдачи в амортизаторе передней подвески автомобиля ВАЗ, при малом количестве жидкости (течь амортизатора). Сопротивление при ходе отдачи обычно уменьшается из-за поломки деталей или осадки одной из них, из-за течи амортизатора, пониженного сопротивления при заедании клапанов; повышается сопротивление при ходе отдачи только при работе на более вязкой жидкости.

Необходимость в ремонте рессор возникает при наличии скрипов в них и в резинометаллических соединениях, при поломке листов рессоры.

Перед разборкой амортизатора для осмотра и ремонта необходимо проверить его работу на динамометрическом стенде и определить характеристики по рабочей диаграмме при 60 двойных ходах штока в минуту. Контрольные значения рабочей диаграммы задают при нагрузках амортизаторов после прокачки при температуре жидкости в них 60° С (в резервуаре 4050° С). Наивысшая точка кривой хода отдачи должна составлять 84105 кгс для передних амортизаторов автомобиля ВАЗ и 6075 кгсдля задних. Кривая диаграммы должна быть плавной и в точках перехода (от хода отдачи на ход сжатия) не должна иметь участков, параллельных нулевой линии. Детали разобранных при необходимости амортизаторов промывают бензином или керосином; сальники и направляющие втулки штока рекомендуется заменять на новые.

При разборке амортизатор автомобиля ВАЗ крепят в тисках за нижнюю проушину, а при сборке за верхний конец штока или верхнюю проушину амортизатора. Монтажный наконечник облегчает сборку амортизатора. Гайку клапана отдачи затягивают с моментом силы 11,65 кгс-м с последующей проверкой свободного хода тарелки перепускного клапана. Уровень жидкости должен быть на 1 мм ниже торца цилиндра. Гайку резервуара затягивают с моментом силы 79 кгс-м.

Амортизатор автомобиля ЗИЛ-130 снимают в ремонт, если течь жидкости не удается устранить подтягиванием гайки резервуара (необходимо заменить сальник штока). Стороной с меткой низ сальник ставят внутрь, к жидкости. Перед разборкой амортизатор очищают от грязи, промывают обезжиривающим раствором, обдувают сжатым воздухом, закрепляют в тисках за нижнюю крышку. Гайку резервуара отвертывают специальным ключом при вытянутом до отказа штоке амортизатора; затем при помощи отвертки приподнимают обойму сальника вместе с сальником штока вверх на 3040 мм и при помощи металлического прутка с заостренным концом вынимают сальник ганки резервуара из гнезда направляющей штока. Клапан сжатия выпрессовывают из цилиндра при помощи деревянной оправки. Перед разборкой клапана и амортизатора корпус клапана зажимают в тисках с мягкими подкладками; при разборке поршня шток зажимают за проушины в тисках. Чтобы сохранить регулировку, нельзя обезличивать детали клапанов сжатия и отдачи.

Узлы амортизатора моют в чистом керосине или бензине; нежелательно мыть детали содовым раствором, протирать детали хлопчатобумажными концами. Перед сборкой корпус амортизатора проверяют на герметичность сжатым воздухом под давлением 3 кгс/см2 в ванне с водой.

При сборке все детали амортизатора смазывают веретенным маслом АУ, которое вообще применяют в амортизаторах. Перед сборкой амортизатор зажимают в тисках за верхнюю проушину штоком вверх.

Клапан сжатия запрессовывают в цилиндр оправкой при опоре цилиндра на ровное место Беретака. Перед установкой цилиндра в резервуар последний закрепляют нижней проушиной в тисках, а после установки в резервуар цилиндра в сборе с клапаном его закрепляют в тисках нижней проушиной. После установки цилиндра в сборе с клапаном в резервуар заливают амортизаторную жидкость, вставляют в цилиндр шток с кожухом и поршнем в сборе, установив предварительно направляющую штока в цилиндр. Затем заправляют сальник резервуара, опускают детали на штоке в крайнее положение, завертывают гайку специальным ключом (рис. 69) до отказа и опускают шток с поршнем в нижнее положение цилиндра.

После сборки ход исправного амортизатора должен быть не менее 210 мм. В процессе проверки на специальной установке с ходом штока в 100 мм и частотой ходов 97103 в минуту диаграмма сопротивления амортизатора не имеет провалов, максимальные усилия, развиваемые амортизатором при ходе отдача, 200270 кгс, при ходе сжатия 3050 кгс. Температура рабочей жидкости в процессе испытаний амортизатора в пределах 1520° С.

При снятии с автомобиля ЗИЛ-130 рессоры для замены полностью или отдельных ее листов рекомендуется снимать только рессору, оставляя ушко с пальцем на месте. Перед сборкой рессорные листы смазывают графитовой смазкой УСсА. Гайки стремянок ушков передних и задних рессор затягивают с моментом силы в пределах 710 кгс-м. После сборки рессоры, стянутой в средней части до соприкосновения листов, зазоры между листами допускаются не более 1 мм на длине не более V4 общей длины соприкосновения. При этом зазоры на

длине менее 75 мм должны быть не более 0,3 мм, а по концам лнстсв они отсутствуют.

, затем прикладывают нагрузку на 300500 кгс больше контрольной и сразу же ее снимают до величины контрольной; величина прогиба будет другая. Среднеарифметический прогиб должен быть не менее указанного в табл. 16 (для автомобиля ЗИЛ-130).

Реклама