Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Текущий ремонт автомобиля

Ремонт карданного вала

Часто встречающимися дефектами карданного вала являются шум и вибрация в работе. Если шум и вибрация появились сразу после ремонта, то, видимо, было нарушено взаимное положенге детален вала после сборки и его балансировки на заводе. В частности, у автомобиля ВАЗ нарушение заводской балансировки может произойти при несовпадении в процессе сборки после ремонта монтажной метки переднего вала с соответствующей меткой муфты.

В процессе эксплуатации автомобиля ВАЗ дисбаланс мог появиться из-за деформации карданного вала, ослабления затяжки болтов и гаек крепления эластичной муфты и вилки-фланпа заднего карданного вала. В этом случае подтягивают с усилием 6,9 кгс-м гайки болтов эластичной муфты, с усилием 3,3 кгс-м гайки крепления вилки фланца. Взаимное положение, а следо-гательно, и балансировка могли измениться в результате износа или повреждения поверхностей трения втулки фланца переднего

вала и центрирующего кольца ведомого вала коробки передач, ослабления обоймы сальника фланца скользящей муфты, износа шлицевых соединений переднего карданного вала (предельная величина зазора у автомобилей ВАЗ 0,30 мм), износа подшипника промежуточной опоры, повреждения подушки промежуточной опоры, ослабления крепления поперечины к кузову автомобиля, крепления вилки переднего карданного вала (гайку крепления вилки затягивают с усилием 9,5 кгс-м и зачеканивают при разъединенных переднем и заднем валах).

Биение и шум могут происходить также при малом количестве смазки в шлицевом соединении, заедании или большом износе карданных шарниров. Замену карданных шарниров у некоторых автомобилей производят чаще остальных деталей. Так, у автомобиля ЗИЛ-130 число отказов по этой причине на единицу пробега больше, чем по двигателю и составляет 13% всех отказов по автомобилю. У автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММЗ-555 пробеги до замены крестовин кардана меньше, чем у ЗИЛ-130 в 1,2 1,5 раза. Наблюдения показали, что за счет износа крестовин, игл подшипников, наружной поверхности корпуса подшипника и отверстий в вилках под подшипники через 4050 тыс. км зазор в заднем шарнире автомобиля ЗИЛ-130 при работе с прицепом на дорогах с твердым покрытием составил 0,25 мм. Практически установлено, что предельная величина суммарного зазора в шарнирах автомобиля ЗИЛ-130 без прицепа равна 0,16 мм.

Суммарный зазор и интенсивность его увеличения зависят главным образом от износа отверстий вилок. Так, при износе отверстий вилок под подшипники 0,150,20 мм пробег автомобилей после установки новых крестовин и подшипников до замены их составляет 710 тыс. км. В карданной передаче, кроме указанных поверхностей шарнира, изнашиваются и другие сопряжения, например шлицевые, увеличивается биение вала. Перед разборкой карданных валов наносят метки для фиксации взаимного расположения, чтобы после сборки сохранить заводскую балансировку и сократить процесс приработки деталей. Особенно внимательно снимают детали с высокой точностью обработки, например, игольчатые подшипники карданного вала. При этом необходимо принять меры к исключению возможности постановки игл одного подшипника в обоймы другого. Карданные валы проверяют на биение, величина которого должна быть не более: для переднего вала автомобиля ВАЗ около шлицевой части 0,15 мм, а на расстоянии 70 мм от кольцевых сварочных швов 0,35 мм; для наружного торца заднего фланца заднего вала 0,10 мм; для трубы заднего вала на расстоянии 70 мм от концевых сварочных швов заднего вала, так же как и переднего, 0 35 мм.

При балансировке карданного вала величину и место дисбаланса определяют с помощью мастики, а устраняют приваркой металлических пластин. Зазор в шлицевом соединении карданных валов автомобиля ВАЗ должен быть не более 0,30 мм. При сборке карданного вала автомобиля ВАЗ шлицевые соединения смазывают смазкой Фиол-1, подшипники качения смазкой Лнтол-24, шипы крестовины оставляют сухими, чтобы не было воздушных подушек при сборке. Осевой зазор у крестовины должен быть в пределах 0,010,04 мм; регулируют толщиной упорного кольца под стаканом подшипника (номинальная толщина упорного кольца 1,56 мм).

После установки опорных колец по подшипникам ударяют молотком с пластмассовым бойком, выбирая тем самым зазор между стаканом подшипника и упорным кольцом и обеспечивая осевой зазор крестовины. Затяжку гаек и болтов карданных валов производят с определенным усилием. Биение карданного вала автомобиля ЗИЛ-130 не должно превышать вблизи вилок 0,40 мм и по длине трубы 0,8 мм. Биение промежуточного вала вблизи упорного торца шейки под шариковый подшипник не должно превышать 0,1 мм. Осевой люфт вилок на шипах крестовины должен быть не более 0,25 мм. Для уменьшения люфта допускается установка не более чем по одной прокладке из фольги толщиной 0,05 мм на длине противоположных подшипников (под опорные пластины). Нельзя ставить прокладку только под одну опорную пластину.

Дисбаланс карданного вала заднего моста автомобиля ЗИЛ-130 допускается не более 70 гсм, а промежуточного вала в сборе с карданом и шлицевой втулкой не более 50 гсм. Дисбаланс устраняют приваркой не более трех балансировочных пластин на обоих концах трубы (точечной электросваркой). Войлочные кольца сальников шлицевой втулки кардана и опоры промежуточного карданного вала перед установкой пропитывают жидкой смазкой. Подшипник опоры промежуточного карданного вала смазывают смазкой ЫЗсили ЯНЗ-2, во внутреннюю полость шлицевой втулки закладывают 250 г смазки УС-1 (пресс-солидола), УСс или УСс-автомобильной. Тонким слоем этой же смазки смазывают направляющую шейку скользящей вилки. Скользящую вилку устанавливают в шлнцевую втулку промежуточного вала так, чтобы оси отверстий под подшипники были в одной плоскости. Ганки распорной втулки подшипника карданного вала заднего моста автомобиля ЗИЛ-130 затягивают до отказа и стопорят отгибанием в паз гайки одного ушка заднего отражателя сальника промежуточного карданного вала.

Реклама