Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Текущий ремонт автомобиля

Ремонт механизмов управления автомобилем

Агрегатами, узлами управления называют передний мост, рулевое управление и тормозную систему, они обеспечивают безопасность движения автомобиля, особенно на больших скоростях. С увеличением зазоров в сопряжениях механизмов управления не только увеличивается время на изменение направления и скорости движения (торможение), но и динамическая нагрузка в сопряжениях.

Ремонт переднего моста

О неисправности переднего моста автомобиля судят по шумности, по уводу автомобиля с прямолинейного направления движения, по неравномерному износу или повышенной интенсивности изнашивания протектора шин. Шумность в передней подвеске автомобиля ВАЗ повышается при неисправности амортизатора, при ослаблении затяжки болтов крепления штанги стабилизатора поперечной устойчивости на кронштейнах лонжеронов или нижних рычагов подвески, при износе резинометаллических шарниров рычагов подвески, при увеличении зазора в подшипниках передних колес. Увод автомобиля с прямолинейного направления движения возникает с появлением разницы в давлении воздуха в шинах передних колес, а также разницы, углов установки передних колес, от зазоров в подшипниках передних колес, зазоров между барабаном, диском и тормозными накладками, от деформации поворотного кулака или рычага подвески, от биения одного или обеих передних колес. Биение переднего колеса возникает при наличии трещин в их протекторах, при наличии большого дисбаланса в колесах, при деформации ободьев колес, при разнице давления воздуха в шинах, при осадке пружин подвески, при неработающих амортизаторах. Основным признаком неисправности переднего моста является ускоренный и односторонний износ покрышек передних колес и повышенные зазоры в сопряженных деталях. Некоторые увеличенные зазоры, например, в подшипниках передних колес, можно уменьшить регулированием без разборки переднего моста. Разборка переднего моста необходима для замены таких деталей, как, например, втулки и шкворни. Ускоренный и односторонний износ покрышек передних колес появляется в результате нарушения схождения колес или значительного изменения углов установки шкворня. Вначале проверяют наклон шкворня назад, затем развал и схождение колес. Изменение развала колес и углов наклона шкворней происходит в результате изгиба балки передней оси, износа шкворней и втулок в цапфах, а также неправильной затяжки стремянок рессор. Поэтому перед определением углов установки шкворня и колес проверяют состояние передних рессор, их прогиб и крепление к оси и раме; проверяют зазоры в шкворневых соединениях и регулировку подшипников колес. Наличие зазора между втулкой и шкворнем устанавливают после предварительного регулирования подшипников переднего колеса. Зазор в подшипниках ступицы можно определить, касаясь пальцами торца кромки тормозного барабана и щита; их перемещение легко чувствуется при покачивании колеса. Зазор в сопряжении шкворень-втулка поворотной цапфы можно измерить прибором, разработанным НИИАТом. Сущность способа измерения зазора заключается в следующем. Со шкворнем соединяют корпус индикатора, ножка которого касается поворотной цапфы. Относительное перемещение цапфы и шкворня регистрирует индикатор. Приспособление для измерения зазора в сопряжении шкворень-втулка цапфы грузового автомобиля состоит из рычагов, с помощью которых индикатор устанавливают на балке переднего моста, а его ножку подводят к нижней части опорного тормозного диска. Индикатор с помощью втулки, зажима и барашка закрепляют на конце кронштейна, который вторым концом закреплен на струбцине с помощью винта и барашка. Струбцину крепят на балке передней оси с помощью планки-стремянки. Перед измерением зазора переднюю ось приподнимают настолько, чтобы колесо не касалось земли. Маленькая стрелка индикатора должна стоять в середине малого циферблата. Поворотом основной шкалы добиваются совмещения большой стрелки индикатора с нулевым штрихом шкалы. Колесо перемещают вправо и влево с постоянной, одинаковой силой с помощью тормозных камер автомобилей с пневматическим приводом тормозов или другим способом. Сопряжение с зазором до 1,5 мм, измеренное по перемещению нижней части опорного тормозного диска, считается годным к эксплуатации. Проверку зазора в верхних шаровых опорах передней подвески автомобиля ВАЗ производят при снятом колесе на подвеске, установленной нижними шаровыми опорами на деревянные колодки высотой 190 мм. С помощью индикатора определяют величину зазора в верхних шаговых опорах передней подвески по перемещению защитного кожуха тормоза относительного крепления верхней шаровой опоры. Для перемещения кожуха с усилием 20 кгс-м к автомобилю и от него к ступице на болтах крепления колеса устанавливают динамометрический ключ. Предварительно убеждаются, что зазор в подшипнике колеса в пределах нормы (0,0250,10 мм).

Зазоры в сопряжениях переднего моста увеличиваются значительно быстрее, если передние колеса плохо сбалансированы.

Балансировка колес. Балансировку производят с помощью приборов без снятия колес с автомобиля. При отсутствии специальных приборов колесо можно отбалансировать на его же ступице, но с предварительным снятием колеса и разборкой ступицы. Из ступицы перед балансировкой удаляют смазку, грязь, сальник, так как они могут влиять на результаты балансировки. Затем ступицу без смазки и сальника ставят па цапфу и регулируют так, чтобы колесо вращалось свободно, но не имело осевого люфта. Затем на ступицу ставят колесо. Поворачивая колесо в различные положения, мелом отмечают верхнюю, наиболее легкую его часть, к которой прикрепляют балансировочный грузик. После этого поворачивают колесо на 90° поочередно в обе стороны так, чтобы грузик был на горизонтальной оси. Если колесо повернулось вновь грузиком вверх, то добавляют второй, а при необходимости и третий грузик (но не более пяти), пока колесо не сбалансируется. Балансирование заканчивают, когда колесо при вращении останавливается в любом положении. После этого помечают мелом взаимное положение колеса и ступицы, снимают колесо, а затем и ступицу, чтобы восстановить смазку и сальник. Балансировать колесо со ступицей или без ступицы можно также на специальном стенде (рис. 77). Порядок балансировки тот же.

Регулирование и ремонт передней подвески легкового автомобиля. В процессе эксплуатации легковых автомобилей в передней подвеске регулируют углы установки колес, схождение колес, зазор в подшипниках колес. Проверку и регулирование углов установки передних колес автомобиля ВАЗ производят при давлении воздуха в шинах 1,7 кгс/см2 передних и 1,8 кгс/см2 задних колес при радиальном и осевом биениях шин не более 3 мм; при осевом зазоре в подшипниках передних колес менее 0,10 мм, при отсутствии заклинивания штока амортизаторов, при наличии зазора в верхних шаровых опорах рычагов передней подвески, при зазоре в рулевом управлении по свободному ходу рулевого колеса, при загруженном (4 чел. в салоне, в среднем 280 кг и 40 кг в багажнике) и полностью заправленном автомобиле. Эту проверку производят во всех случаях, когда могла измениться регулировка, в частности, при замене деталей подвески или при их ремонте. Проверку производят специальным прибором. Автомобиль ВАЗ должен занимать горизонтальное положение и по оси и по ширине при нейтральном положении рулевого колеса (колеса расположены вдоль оси автомобиля). Перед проверкой автомобиль нагружают усилием 4050 кгс 23 раза сначала на задний, потом на передний буферы. Угол В продольного наклона оси поворота измеряют прибором при повернутом на 20° вначале в наружную сторону, а затем на такой же угол во внутреннюю сторону колеса. Величину угла продольного наклона оси поворота колеса определяют по разнице показаний прибора. Регулирование величины угла В производят прокладками между осью нижнего рычага и поперечиной. Угол а развала передних колес проверяют при тех же условиях, что и угол В, только при нейтральном положении колес. Регулируют угол а прокладками между осью рычага и поперечиной: снятием одинакового количества прокладок с обоих болтов увеличивают угол развала, постановкой уменьшают.

Схождение передних колес проверяют при нейтральном положении колес после предварительного энергичного покачивания автомобиля с обеих сторон. Индикатор устанавливают ножкой по

ободу колеса в одной и той же точке, но при вращении (при перемещении автомобиля) колеса на 180°. Регулирование схождения колес производят изменением длины боковых тяг: ослабляют четыре стяжных хомутика двух муфт боковых тяг и повертывают обе муфты на одинаковую величину в противоположных направлениях, тем самым каждую из тяг изменяют на одинаковую величину в одинаковом направлении. При затянутых гайках стяжных хомутиков кромки прорези стяжных хомутиков не должны соприкасаться. Прорези тяг и зажимных хомутиков должны находиться с одной и той же стороны (смещение прорезей хомута и муфты допускается не более 60°). При снятии нижнего рычага передней подвески автомобиля ВАЗ следует подсчитать число регулировочных пластин между рычагом и поперечиной. Аналогично поступают и при снятии поперечины, так как между лонжероном и поперечиной могут быть регулировочные пластины. Величину деформации верхних и нижних рычагов проверяют на приспособлении. Грязезащитные чехлы шаровых шарниров должны быть в полной исправности, чтобы исключить попадание воды и посторонних частиц внутрь шарниров. Замену изношенных шарниров производят с помощью приспособлений.

Зазор в роликовых подшипниках ступицы передних колес должен быть не более 0,10 мм. Уменьшают зазор заменой изношенных деталей. В заводской инструкции рекомендуется при необходимости заменять снятую гайку поворотного кулака на новую, Завинчивание гайки ступицы колеса вначале производят с усилием 2 кгс-м с одновременным 45-кратным поворачиванием ступицы в обе стороны, чтобы ролики подшипника не были зажаты. Затем гайку отвертывают и снова завинчивают с усилием 0,7 кгс-м. На шайбе наносят метку В против середины грани гайки; гайку поворачивают на 30° влево, совмещают кромку гайки с меткой Бив этом положении стопорят гайку вдавливанием лунок на ее шейке в пазы на конце цапфы поворотного кулака. Вдавливание производят специальными щипцами. Замену шарниров рычагов производят с помощью приспособлений, изображенных на рис. 7881.

Затяжку гаек осей рычагов подвески лучше всего производить с помощью приспособлений. При отсутствии приспособления затяжку производят, нагрузив предварительно переднюю часть автомобиля (расположить на полу салона перед передним сидением груз в 100 кгс). Затем, энергично нажав всем телом на переднюю часть автомобиля, затянуть гайки осей рычагов передней подвески. Заменив резино-металлические шарниры подвески, следует после короткого пробега (1520 км) проверить, а если нужно, отрегулировать углы установки передних колес автомобиля.

Регулирование и ремонт переднего моста грузового автомобиля. Ремонт и регулирование передних мостов грузовых автомобилей разных марок в принципе одинаковы. Поэтому достаточно рассмотреть основные положения регулировки и ремонта переднего моста автомобиля ЗИЛ-130. В ходовой части этого автомобиля регулируют осевой зазор в подшипниках передних и задних колес, регулируют угол схождения передних колес. Признаком необходимости регулирования подшипников колес является ощутимый осевой люфт поднятого над землею колеса, тугое вращение колеса или вращение с задеванием. Последнее может быть в результате разрушения подшипника или попадания в него грязи. Регулирование производят путем сближения гайкой внутренних обойм роликовых подшипников, проворачивая одновременно колесо. Обоймы сближают до момента начала торможения колеса подшипниками. После этого гайку отпускают примерно на 1/5 оборота до совпадения ближайшего отверстия с штифтом замочного кольца переднего колеса. Положение деталей отрегулированных подшипников ступицы фиксируют контргайкой, которую затягивают ключом длиной 400 мм; затем отгибают на грань гайки замочную шайбу (передние колеса). Перед регулированием подшипников ступицы должен быть максимальный зазор между барабанами и тормозными накладками, чтобы усилие на проворачивание колеса зависело только от затяжки подшипников. У задних ведущих колес перед регулированием отсоединяют полуось от ступицы. После окончания регулирования ставят на место сальник, замочную шайбу, затягивают контргайку до отказа ключом длиной 400 мм и устанавливают полуось.

Регулирование угла схождения производят при нормальном осевом зазоре в подшипниках ступиц и шкворней. Диаметральный зазор в сопряжении втулка-шкворепь уменьшают заменой втулок. При этом проверяют зазор между поворотной цапфой и проушиной балки переднего моста он должен быть менее 0,25 мм.

Схождение передних колес определяют по разнице расстояний между одними и теми же точками ободьев колес на уровне оси спереди и сзади (автомобиль слегка подают вперед); для ЗИЛ-130 величина разницы замеров должна составлять 58 мм. При измерении расстояний между опорными тормозными дисками (на диаметре 450 мм) схождение передних колес должно быть 46 мм. Измерение производят на горизонтальной площадке при нейтральном положении колес и нормальном давлении в шинах. Регулируют изменением длины поперечной рулевой тяги, вращая последнюю в наконечниках (предварительно освободив стяжные болты). Угол поворота передних колес ограничивают регулировочными болтами вправо на 34°, а влево на 36°. Упорные регулировочные болты при этом должны быть ввернуты в нижние поворотные рычаги. При максимальном повороте соответствующее колесо упирается головками болтов в приливы на балке переднего моста. Перед регулированием передние колеса устанавливают на специальные поворотные круги с разметкой в градусах. При разборке переднего моста автомобиля ЗИЛ-130 ступицу в сборе с тормозным барабаном снимают съемником при легком постукивании молотком по барабану. Внутренний подшипник ступицы колеса и кольцо с сальником снимают осторожно с помощью приспособления. Клин крепления шкворня и шкворень выбивают с помощью молотка и медной оправки. Тормозной барабан обрабатывают в сборе со ступицей и потому разбирают только при крайней необходимости. В процессе эксплуатации иногда необходимо проверить состояние поверхностей, обеспечивающих положение шин относительно дороги и направления движения автомобиля. У автомобиля ЗИЛ-130 оси отверстий под шкворень пересекаются под балкой, оси отверстий наклонены друг к другу под углом 8° ^ 15; площадки крепления рессор лежат в одной плоскости с точностью 1,0 мм. Они перпендикулярны плоскости симметрии балки.

При замене втулок шкворня новые устанавливают открытыми концами канавок для смазки вверх, а стержень диаметром 7 мм должен свободно проходить через отверстия цапфы и втулки. Перед установкой поворотной цапфы на балку передней оси шкворень, шайбы и кольца опорного подшипника смазывают жидкой смазкой; шайбу опорного подшипника кладут в гнездо поворотной цапфы канавкой для смазки в сторону кольца опорного подшипника. Кольцо опорного подшипника ставят выточкой в сторону балки передней оси. При сборке зазор между торцами цапфы с балкой передней оси регулируют в пределах 0,25 мм шайбами, которые ставят на верхний торец бобышки балки передней оси.

Сборку рулевых тяг производят в соответствии с техническими условиями. Шаровые соединения смазывают солидолом. Вкладыши должны свободно перемещаться в полостях тяги. Шаровые пальцы устанавливают так, что их без заедания можно провернуть вручную. Пробки рулевых тяг завертывают до упора, а затем отвертывают до совпадения шлица в пробке под шплинт с отверстиями в тяге (но не менее 1/8 оборота). При общей сборке передней оси после затяжки ставят по два керна на каждой гайке крепления шпилек ступиц, болтов крепления тормозного барабана. Гайки поворотных цапф затягивают с моментом силы 3035 кгс-м, а шаровых пальцев тяг 23 27 кгс-м. Перед установкой на поворотную цапфу смазывают подшипники ступицы и закладывают смазку в полость ступицы.

Реклама