Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Текущий ремонт автомобиля

Ремонт механизмов тормозной системы

О работоспособности тормозной системы судят по работе педали тормоза, а в процессе торможения по управляемости автомобиля, по надежности и безопасности остановки автомобиля. Возможные признаки неисправности тормозной системы целесообразно рассмотреть на примере работы автомобиля ВАЗ с гидравлическим приводом дисковых и барабанных тормозов.

Признаками неисправности тормозов с гидравлическим приводом являются малый ход педали, уменьшенное или увеличенное усилие привода педали, уменьшение или увеличение хода педали тормоза по сравнению с ее рабочим состоянием. При нормальном рабочем ходе педали в процессе торможения автомобиль может уводить в сторону, заносить, медленно снижать скорость движения, издавать скрип или визг тормозов. Все это свидетельствует о неисправности тормозов и необходимости восстановить тормозные качества автомобиля.

Ход педали с гидравлическим приводом уменьшается, а усилие при торможении увеличивается из-за разбухания манжет главного цилиндра при работе на низкокачественной жидкости, при попадании в нее бензина, керосина, минеральных масел, из-за заедания поршня вследствие его загрязнения, попадания воды при отсутствии или разрыве защитного колпака, при нарушении герметичности манжет, т. е. главным образом из-за резкого изменения рабочих свойств тормозной жидкости. Уменьшение хода педали может быть из-за заедания во втулках педали или неправильной регулировки положения педали, вследствие чего могут оказаться перекрытыми каналы (отверстия) перетекания жидкости в главном цилиндре. Засорение компенсационного отверстия главного цилиндра тормоза, перекрытие компенсационного отверстия главного цилиндра тормоза из-за разбухания внутреннего манжета, отсутствие компенсационного зазора между манжетом и поршнем главного цилиндра тормоза из-за неправильной регулировки положения педали (при правильном положении педали толкатель слегка касается поршня) затруднен переход жидкости, уменьшается рабочий ход педали тормоза (жесткая педаль). Уменьшение усилия при нажатии на педаль происходит прн наличии газовых (главным образом воздушных) пробок в системе. Воздух в систему попадает через поврежденные гибкие шланги, при недостаточной герметичности внутреннего манжета поршня главного тормозного цилиндра, при засорении отверстия в крышке питательного бачка главного цилиндра (в главном цилиндре создается разрежение) и другим причинам. При низкой температуре кипения использованной тормозной жидкости образуются паровые пробки при работе автомобиля особенно при частом его торможении.

Педаль опускается при легком нажатии, если в системе мало жидкости из-за повреждения манжетов главного цилиндра тормоза (кроме заднего манжета поршня полости передних тормозов), из-за утечки жидкости из соединений (через манжеты поршней колесных цилиндров) и гибких шлангов, из-за малого уровня жидкости в бачках, из-за утечки жидкости из-под передних манжетов поршней при заедании распорных втулок или поломке пружин манжета. Установить место течи сравнительно просто по следам утекающей жидкости. После длительной стоянки при низкой температуре (хранение в зимний период) утечка тормозной жидкости через один из колесных цилиндров не означает необходимость обязательной разборки. Достаточно иногда только заполнить систему свежей жидкостью, как работоспособность тормозов восстанавливается.

При торможении педаль опускается на величину, большую чем ее рабочий ход (педаль проваливается) при наличии воздуха в системе, отсутствии жидкости в питательных бачках, повреж-нии резиновых манжетов главного цилиндра тормозов, чрезмерной объемной деформации шлангов низкого качества, при больших зазорах между накладками и тормозным барабаном (в том числе из-за перегрева тормозных барабанов), между толкателем и поршнем, а также из-за неправильной установки колодок (резиновый колпачок колесных цилиндров защемлен между поршнем и носком колодки). В процессе торможения автомобиль уводит в сторону или заносит при неравномерном торможении колес одной оси из-за утечки тормозной жидкости в одном из колесных цилиндров, коррозии на кромках колесного цилиндра задних тормозов, заедания поршня колесного цилиндра тормозов, засорения гибкого шланга, закупоривания стальной трубки (вмятина, ее засорение).

В нерабочем положении педали тормоза притормаживание возникает при повышенном давлении в системе, при постоянном контакте накладок с барабаном или диском, по разным другим причинам, в том числе, из-за слабости стяжных пружин. В процессе движения при отпущенной педали тормоза колеса автомобиля притормаживаются, а тормозные барабаны нагреваются. Прежде всего, следует проверить положение рукоятки ручного тормоза. Из других причин могут быть: засорение компенсационного отверстия в главном цилиндре, разбухание или склеивание резиновых манжет (из-за попадания в жидкость бензина, керосина, минеральных масел), не возвращаются в исходное положение поршни колесных цилиндров передних тормозов, ослаблена стяжная пружина колодок задних тормозов, нет или мал зазор между колодками и тормозным барабаном, нет свободного хода педали тормоза, заедает поршень главного цилиндра тормоза, нарушено положение суппорта относительно тормозного диска (из-за ослабления болтов крепления к кронштейну), повышенное биение тормозного диска.

Эффективность торможения резко снижается при попадании на фрикционные накладки жидкости из колесных цилиндров.

Скрип (или визг) тормозов появляется при слабом давлении тормозных накладок из-за применения густой жидкости, из-за ослабления стяжной пружины тормозных накладок колодок, замасливания фрикционных накладок (вследствие утечки смазки).

В процессе эксплуатации изнашиваются детали тормозной системы и, прежде всего, накладки заднего колеса. Соотношение интенсивности изнашивания накладок задних и передних колес автомобилей МАЗ-503 и ЗИЛ-ММЗ-555 составляет 1,41,6; а интенсивность изнашивания тормозных барабанов автомобилей МАЗ-503

0,20,3 мм на 1000 км пробега. Затраты времени на ремонт узлов тормозной системы составляют 912% от объема текущего ремонта автомобиля в целом.

При текущем ремонте тормозной системы устраняют задиры, выработку на рабочей поверхности барабана, заменяют накладки с трещинами и выкрашиванием, заменяют изношенные накладки, втулки осей колодок и разжимных кулаков, разрушенные диафрагмы, изношенные манжеты поршня. В результате износа и старения деталей тормозной системы увеличивается тормозной путь автомобиля и вероятность заноса автомобиля, увеличивается возможность разрушения отдельных деталей, а также возможность утечки тормозной жидкости или воздуха из систем.

Надежность работы тормозов современных автомобилей повышают разделением привода передних и задних колес. Так, у автомобилей ВАЗ гидравлический привод тормозов состоит из двух независимых систем, для передних и задних колес отдельно. Регулятор давления задних тормозов корректирует давление торможения задних колес по отношению к передним. Гидравлический привод тормозной системы применяют главным образом в легковых автомобилях (иногда и в малотоннажных грузовых). Грузовые автомобили большой грузоподъемности имеют пневматический привод тормозной системы. Замену или ремонт деталей тормозной системы производят, если работоспособность тормозов не удается восстановить регулированием. Ремонт тормозов с гидравлическим приводом управления. Прежде всего, следует устранить отклонения от норм в работе тормозов регулированием свободного хода педали, а если нужно прокачиванием гидравлического привода.

У автомобилей ВАЗ свободный ход педали тормоза регулируют в пределах 35 мм перемещением включателя стоп-сигнала вместе с буфером включателя стоп-сигнала. Зазор между колодками и барабаном должен быть 0,100,15 мм. Регулируют величину зазора с помощью эксцентрика. Для этого нажатием на педаль тормоза подводят накладки к барабану, а эксцентрики с помощью гайки подводят до соприкосновения с колодками. Затем тормоза отпускают, а гайку эксцентрика проворачивают в обратном направлении примерно на 10°. Качество регулирования проверяют резким нажатием 34 раза на педаль. При недопустимом износе тормозных накладок зазор между тормозной накладкой и барабаном будет значительно больше. В этом случае необходимо заменить накладки.

Прокачку тормозной системы производят до полного удаления воздуха из системы. Чтобы исключить попадание дополнительного воздуха в процессе прокачки в главном цилиндре или бачке следует поддерживать нормальный уровень жидкости. Для этого второй конец резинового шланга, надетого на головку клапана, опускают в сосуд с чистой гидравлической жидкостью. Прокачку производят при отвернутом на 1,52 оборота винте клапана резким нажатием и плавным отпусканием педали тормоза до прекращения выхода пузырьков воздуха из резинового шланга и на поверхности жидкости в сосуде. Завертывают клапан выпуска воздуха при нажатой педали тормоза.

Прокачку производят при максимальной чистоте деталей. После прокачки с наружных деталей удаляют следы жидкости, а на клапан надевают защитный колпак. Если же в процессе прокачки пузырьки воздуха появляются с прежней интенсивностью, это указывает на постоянное поступление воздуха в систему. В этом случае следует найти и устранить негерметичность в системе (в штуцерах, трубопроводах, манжетах главного и колесного цилиндров). При прокачке тормозной системы, в которой жидкость работала длительное время, следует заполнить систему свежей жидкостью. Жидкость, бывшую в употреблении, можно повторно использовать только после тщательной фильтрации.

Ручной тормоз автомобиля ВАЗ регулируют с помощью натяжного устройства при передвинутом вверх рычаге на один или два зубца сектора. Ослабляют контргайку натяжного устройства, а регулирующую гайку подвинчивают до тех пор, пока натянется трос, т. е. когда автомобиль можно затормозить перемещением рукоятки на три зубца. После окончания регулирования затягивают контргайку ручного тормоза.

При невозможности восстановить работоспособность тормозов регулированием и прокачиванием гидравлической системы, производят их разборку и замену неисправных деталей. У автомобиля ВАЗ перед снятием главного цилиндра тормоза закупоривают отверстия штуцеров гибких шлангов, исключая этим утечку жидкости из бачков. Манжеты главного цилиндра заменяют при каждой разборке. Детали главного цилиндра промывают чистой жидкостью, используемой для гидравлических тормозов. Минеральное масло, бензин, керосин, дизельное топливо разрушает манжеты, вследствие чего применять их для промывки последних нельзя.

При разборке суппорта со снятием поршня рекомендуется заменить уплотняющее кольцо в канавках цилиндра и пылезащитный колпачок. Тормозные накладки автомобилей ВАЗ, изношенные до толщины 1,5 мм, заменяют новыми. Гибкие шланги тормозов заменяют на новые в обязательном порядке через 100 тыс. км пробега и не позже 5 лет эксплуатации любой интенсивности.

Диаметр тормозных барабанов автомобилей ВАЗ должен быть ие более 251 мм (на 1 мм больше поминального). Биение тормозного диска допускается не более 0,15 мм (устраняют шлифованием)* если окончательная толщина не менее 9,5 мм. При износе более 0,5 мм на сторону диски заменяют.

Реклама