Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Текущий ремонт автомобиля

Установку и регулирование регулятора давления производят с помощью приспособления.

Ремонт тормозов с пневматическим приводом управления.

Тормозная система с пневматическим приводом управления состоит из передних и задних тормозов, ручного тормоза, компрессора привода тормозов, тормозного крана и тормозных камер. Надежную работу тормозной системы обеспечивают, прежде всего, за счет регулировочных работ, а при необходимости заменой изношенных деталей. Схема пневматической системы управления тормозами одинакова для всех автомобилей. Приемы регулирования и ремонта агрегатов тормозной системы наиболее удобно показать на примере автомобиля ЗИЛ-130. На сухой дороге с асфальтобетонным покрытием исправная тормозная система обеспечивает остановку груженого автомобиля ЗИЛ-130 на скорости 30 км/ч с участком торможения не более 10 м. Исправный ручной тормоз удерживает груженый автомобиль на подъеме, который данный автомобиль может преодолеть. Во избежание заноса автомобиля при торможении, тормоза его правых и левых колес должны работать одинаково. В тормозной системе регулируют ручной тормоз, ножные тормоза, пневматический привод тормозов и приборов их пневматической системы. Наличие больших зазоров между тормозными накладками и барабаном можно определить по увеличению хода рычага привода.

Регулирование ручного тормоза производят при положении рычага привода тормозов в крайнем переднем положении. Регулирование осуществляют изменением длины тяги привода. Если за счет изменения длины этой тяги нельзя затормозить автомобиль ручным тормозом при перемещении рычага привода на четыре зуба сектора, а при крайнем переднем положении рычага привода тормозной барабан задевает за тормозные накладки, то следует палец тяги переместить в следующее отверстие регулировочного рычага. Регулирование привода комбинированного тормозного крана для прицепа осуществляют изменением длины тяги привода ручного тормоза прицепа: свинчивая или навинчивая вилку на тягу.

Полная регулировка тормозных механизмов колес включает регулирование положения оси тормозной колодки и регулирование зазора между тормозной накладкой и барабаном. Эксцентриковыми осями опор тормозных колодок обеспечивают концентричность тормозных накладок и барабанов. Для этой цели вначале сближают эксцентрики осей, а затем обе оси поворачивают метками друг к другу. Потом с помощью эксцентрика оси подводят вплотную колодки к тормозному барабану. Колодки прижимают разжимным кулаком. Чтобы разжимный кулак с одинаковой силой действовал на каждую колодку, ослабляют болты крепления кронштейна разжимного кулака. Поворачивают разжимный кулак обычным нажатием на педаль тормоза или вручную поворачивают регулировочный рычаг, предварительно отсоединив от него шток тормозной камеры. Поворотом эксцентриков осей добиваются плотного прилегания колодок к тормозному барабану. При этом щуп толщиной 0,10 мм не должен проходить сквозь всю ширину накладки на расстоянии 2030 мм от ее наружных концов. В таком состоянии при разжатых колодках затягивают гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака. После этого можно отпустить педаль тормоза (или присоединить к регулировочному рычагу шток тормозной камеры) и проверить ход штока: он должен быть более 45 мм для передних колес и 50 мм для задних. Перед проверкой хода штока регулировочным рычагом разжимный кулак ставят в положение, при котором он начинает разжимать тормозные колодки. Ход штока при необходимости регулируют изменением длины штока тормозной камеры, вращая при этом вилку штока.

После корректирования хода штока снова проверяют регулировку тормоза и при необходимости восстанавливают ее вращением оси регулировочного рычага. Штоки тормозных камер должны перемещаться под давлением воздуха быстро, без заедания. Тормозные барабаны должны вращаться свободно, не касаясь накладок. Зазоры между рабочими поверхностями тормозного барабана и накладок у разжимного кулака должны быть не менее 0,4 мм, а у осей колодок 0,30,6 мм.

Герметичность и действие тормозных камер проверяют под давлением 9 кгс/см2. При повышении или снижении давления воздуха в исправной тормозной камере шток перемещается плавно вперед и назад у передней тормозной камеры не более чем на 45 мм, а задний 50 мм . Герметичность мест стыка и соединений проверяют мыльной пеной.

В процессе эксплуатации регулируют зазоры между колодками и барабаном. По мере износа накладок и барабана увеличивается ход штока. Зазор регулируют поворотом регулировочных рычагов, а положение осей эксцентриков не изменяют. Ходы штоков одного моста должны быть не только минимальными, но и одинаковыми. Это обеспечивает одновременность действия тормозов моста.

В пневматическом приводе тормозов регулировке в процессе эксплуатации подвергаются: регулятор давления, предохранительный клапан, комбинированный тормозной кран, свободный ход педали.

Регулятор давления исключает подачу сжатого воздуха в пневматическую систему, когда давление достигает в системе 7,0 7,4 кгс/см2, и возобновляет подачу воздуха при давлении в системе 5,66,0 кгс/см2. Эти величины давления воздуха в системе можно обеспечить в процессе эксплуатации регулированием регулятора давления без снятия с компрессора автомобиля. Верхний предел давления обеспечивают изменением усилия нажатия пружины и вращением регулировочного колпака 2 (рис. 86), а нижний предел при исправном регуляторе давления устанавливается сам. Величину давления измеряют манометром, установленным на щитке приборов в кабине автомобиля.

Если регулятор давления отрегулировать на автомобиле не удается, его снимают, промывают в бензине и после сборки проверяют и регулируют на стенде, схема которого приведена на рис. 87. На стенде нижний предел регулирования корректируют за счет изменения длины пружины вращением регулировочного колпака, а верхний предел 7,0 7,4 кгс/см2 регулированием хода клапанов, изменением толщины регулировочных прокладок под корпусом седла выпускного клапана. Окончательную проверку результатов производят на автомобиле.

Предохр анительный клапан воздушных баллонов должен быть отрегулирован на максимальное, предельное давление 9 кгс/см2. Регулируют эту величину давления регулировочным винтом, проверяют на стенде, изображенном на рис. 86. Комбинированный тормозной кран обеспечивает одновременное, синхронное управление тормозами автомобиля и прицепа. Это необходимо для того, чтобы исключить накатывание прицепа на автомобиль-тягач при торможении. Рабочую полость крана для прицепа можно включить независимо от полости крана для тягача при помощи привода ручного тормоза. В тормозном кране регулируют свободный ход рычага крана, свободный ход рычага ручного привода, рабочий ход штока полости прицепа, величину хода впускных клапанов полостей при-

цепа и тягача, давление воздуха в полости крана прицепа. Свободный ход рычагов (ход рычага крана и рычага ручного привода) до начала перемещения диафрагмы крана должен составлять 12 мм, регулируют его болтами, которые определяют исходное положение рычагов.

Рабочий ход штока полости крана для прицепа после регулирования болтом должен быть не более 5 мм. Давление воздуха в полости крана должно быть в пределах 4,85,3 кгс/см2, а при торможении падать до нуля.

Регулируют давление вращением направляющей штока при слегка отвернутой контргайке. Рабочий ход впускных клапанов полости крана для прицепа и тягача должен быть 2,53,0 мм. Его регулируют изменением толщины регулировочных прокладок под седлом клапана, измеряют штанген-зубомером через отверстия для подвода воздуха от воздушных баллонов на закрепленном в тисках кране. Свободный ход конца педали тормоза должен быть 1525 мм. При этом педаль при полном нажатии на нее не должна доходить до наклонного пола кабины 1030 мм. Положение педали регулируют, изменяя длину тяги ножного привода крана вращением вилки на тяге привода. Проверяют давление воздуха в пневматической системе манометром, который присоединяют к соединительной головке пневматического вывода при открытом разобщительном кране. На оборотах холостого хода двигателя и отпущенной педали тормоза давление воздуха в воздушных баллонах пневматической системы поднимается до 6,87,2 кгс/см2 (показания верхней шкалы манометра на щитке приборов); в тормозных камерах оно равно нулю (показание нижней шкалы манометра на щитке); в соединительной головке, в тормозной системе прицепа, где дополнительно при испытании установили манометр, давление воздуха должно быть в пределах 4,85,3 кгс/см2. Давление в соединительной головке регулируют изменением положения (вращением штока) полости прицепа при слегка отвернутой контргайке направляющей штока и снятом корпусе.

При плавном нажатии на педаль тормоза давление в тормозных камерах автомобиля должно возрастать, а в магистрали прицепа уменьшаться при неизменном давлении в воздушных баллонах. При давлении в тормозных камерах 4,55,0 кгс/см2 давление в магистрали прицепа (манометр у соединительной головки) упадет до нуля; при полном нажатии на педаль тормоза давление в воздушных баллонах и тормозных камерах автомобиля должно быть одинаковым.

При неработающем двигателе и резком нажатии на педаль давление в воздушных баллонах несколько снижается, давление в тормозных камерах становится таким же, как и в воздушных баллонах и остается без изменения при нажатой педали. При резком освобождении педали тормоза давление в тормозных камерах падает до нуля за время не более 2 с.

При неработающем двигателе и свободном положении тормозной педали падение давления воздуха в баллонах (верхняя шкала манометра) свыше 0,5 кгс/см2 за 15 мин свидетельствует о недопустимой утечке воздуха из системы. Место утечки воздуха определяют на слух или с помощью мыльной воды.

Сборка и испытание компрессора привода тормозов. При сборке компрессора двигателя ЗИЛ-130 устанавливают коленчатый вал в картер компрессора, собранный блок цилиндров крепят на картере компрессора, устанавливают поршни с шатунами в цилиндры, головку цилиндров в сборе. У коленчатого вала компрессора с напрессованными до упора в торцы шариковыми подшипниками стопорным кольцом в канавке наружного кольца заднего подшипника после установки в картер компрессора затягивают до упора упорную гайку заднего подшипника и затем стопорят ее отгибанием замочной шайбы. Поверхность трения манжеты сальника передней крышки предварительно смазывают солидолом. После сборки уплотнитель свободно перемещается при нзжиме на его дно через отверстие в задней крышке от усилия руки и без заедания возвращается в исходное положение. Вал проворачивается с усилием не более 0,3 кгс-м. При сборке блока цилиндров и установке его на картер компрессора седла впускных клапанов запрессовывают в блок цилиндров до упора, на плунжеры впускных клапанов устанавливают новые уплотнительные кольца, плунжеры с уплотнительными кольцами предварительно смазывают смазкой ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 626774), а после установки проверяют легкость их перемещения в направляющих втулках под усилием не более 0,5 кгс. Компрессионные кольца устанавливают на поршень ступенчатой проточкой вверх, стыки располагают диаметрально противоположно с зазорами в стыках 0,20,4 мм. Поверхности трения цилиндров, поршневых колец, поршней, шатунных шеек коленчатого вала предварительно смазывают маслом для двигателя, гайки болтов нижней головки шатуна затягивают с моментом силы 1,51,7 кгс-м (и немного большим, если паз под шплинт в гайке не совпадает с отверстием в болте). После установки шатунов в сборе с поршнями в цилиндры, момент силы проворачивания вала не должен превышать 0,8 кгс-м. Затяжку гаек головки цилиндров компрессора производят в два приема равномерно, начиная от центра; момент силы затяжки при втором приеме допускается до 1,7 кгс-м.

Испытание собранного компрессора производят на масле индустриальное 20 (веретенное 3) при давлении 1,5 3,0 кгс/см, температуре масла выше 40° С и 12001350 об/мин коленчатого вала. В процессе испытаний проверяют герметичность уплотнения плунжеров. При этом допускается падение давления не более 0,5 кгс/см2 в течение 1 мин. При подаче воздуха в резервуар, который имеет сообщение с атмосферой через калиброванное отверстие диаметром 1,6 мм и длиной 3 мм, компрессор поддерживает давление не менее 6 кгс/см2; из сливного отверстия в нижней крышке картера допускается утечка не более 500 г за 5 мин.

Чистоту сжатого воздуха, наличие в нем масла проверяют по величине пятна, состоящего из отдельных капель. На экране из невпитывающего материала в 50 мм от торца выпускного отверстия компрессора за 10 мин допускается образование масляного пятна по диаметру не более 20 мм.

Герметичность нагнетательных клапанов проверяют при неработающем компрессоре, головка которого соединена с резервуаром емкостью 1 л с давлением воздуха в нем 6,57,0 кгс/см2. Допускается падение давления в резервуаре не более 0,5 кгс/см2 за 1 мин. Сборка и регулирование тормозного крана. При сборке тормозного крана трущиеся поверхности деталей покрывают тонким слоем смазки ЦИАТИМ-201; гайку диафрагмы после затяжки рас-кернивают в одной точке; прокладками под седлом клапана регулируют ход впускного клапана в пределах 2,23,0 мм (обязательно хоти бы одна прокладка должна быть).

В процессе испытаний проверяют регулировку крана, герметичность и работоспособность крана, работоспособность включателя стоп-сигнала. Прочность изоляции включателя стоп-сигнала производят под напряжением 220 В с последовательно включенной лампой мощностью 50 Вт: при выключенном положении включателя напряжение подводят к клеммам и на корпус включателя в течение 56 с. Момент включения стоп-сигнала проверяют при напряжении постоянного тока 12 В и силе тока 6 А с помощью контрольной лампы. Исправный стоп-сигнал включается и выключается при давлении воздуха в полости, управляющей тормозами автомобиля, в пределах 0,20,8 кгс/см2. Момент включения и выключения контрольной лампы и давление воздуха при этом проще зафиксировать при плавном изменении давления воздуха в полости, управляющей тормозами.

Ремонт сопряжения тормозная накладка барабан. После проточки тормозного барабана автомобиля ЗИЛ-130 биение рабочей поверхности при установке по коническим поверхностям наружных колец роликовых подшипников ступицы колеса допускается не более 0,25 мм, а непараллельность образующей рабочей поверхности и оси конических отверстий колец роликовых подшипников не более 0,10 мм.

Биение рабочей поверхности накладок автомобиля ЗИЛ-130 установленных колодок допускается до 0,40 мм. Под накладки можно устанавливать прокладки из листового железа или водонепроницаемого картона. Между накладкой и ободом колодки в отдельных местах допускают зазоры до 0,3 мм. Головки заклепок должны быть ниже поверхности накладки на 8 мм и более. Они должны плотно прилегать конической и цилиндрической частями к накладке.

У правильно собранных ножных тормозов автомобиля ЗИЛ-130 разжимный кулак поворачивается свободно, осевой люфт кулака не превышает 1,0 мм (регулируют шайбами между кронштейнами тормозной камеры и регулировочным рычагом). Рабочие поверхности осей колодок должны быть смазаны тонким слоем смазки, колодки на осях закреплены накладками и чеками, а чека на оси должна быть обжата.

Ось червяка регулировочного рычага должна вращаться без заедания и заклинивания. Фаска шлицевогоотверстия червяка должна быть со стороны отверстия под фиксатор, а расстояние между торцом корпуса и торцом червяка должно быть 95 ± 0,35 мм (рис. 88).

Фиксатор считается отрегулированным, когда ось червяка проворачивается с небольшим усилием, шарик при попадании в углубление четко фиксирует положение оси, пружина шарика при поворачивании оси червяка имеет зазоры между витками, пробка фиксатора закер-нена в двух местах, механизм регулирования рычага покрыт смазкой УСс.

При ремонте ручного тормоза обработку рабочих поверх

ностей барабана производят в сборе с фланцем ведомого вала коробки передач. Биение рабочей поверхности барабана (не более 0,25 мм) проверяют относительно наружного диаметра шлицев фланца ведомого вала. Допускается дисбаланс барабана ручного тормоза в сборе с фланцем не более 50 гс-см.

. Биение рабочей поверхности колодок от-

носительно отверстия и опорного торца под шариковый подшипник ведомого вала коробки передач допускается до 0,2 мм.

У хорошо собранного тормоза барабан при вращении не касается колодок, рабочие поверхности кулака и втулки кронштейна ручного тормоза смазаны тонким слоем графитовой смазки УСсА.

Реклама