Меню
Цены на зимнее хранение мотоциклов profmoto.ru.
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Текущий ремонт автомобиля

Ремонт генератора

О неисправности генератора можно судить по многим отклонениям его рабочих параметров. Так, при коротком замыкании в цепи генераторрелерегулятор, либо обрыве и замыкании в обмотках возбуждения или якоря генератора амперметр не показывает величину зарядного тока, корпус генератора в средней части нагревается, при замыкании клемм В. Я. Ш реле-регулятора амперметр показывает разрядный ток (при работающем двигателе). Сильное колебание стрелки амперметра, или амперметр не показывает величину зарядного тока при работе двигателя, обгорание двух соседних пластин коллектора являются следствием витко-вого замыкания в секции обмотки якоря или замыкания двух смежных пластин коллектора. Если при работе двигателя стрелка амперметра сильно колеблется, а на средних оборотах после включения фар амперметр показывает разрядку, или при работе двигателя амперметр не показывает величину зарядного тока, то следует очистить коллектор генератора, щетки и их держатели, так как в этих случаях причиной неисправности является то, что загрязнен, обгорел, изношен коллектор генератора или изношены, заели щетки в щеткодержателях. При износе подшипников генератора или ослаблении его стяжных болтов, задевании якоря за полюсные башмаки при работе двигателя без нагрузки перегревается средняя часть генератора, слышен повышенный шум в зоне генератора. Такой же шум, перегрев торцов корпуса генератора наблюдается при отсутствии смазки в подшипниках генератора.

Из-за пробуксовки приводного ремня генератора и водяного насоса закипает вода в радиаторе, уменьшается зарядный ток, при работе двигателя на средних оборотах амперметр не показывает величину зарядного тока. Работоспособность генератора постоянного тока проверяют в режиме с нагрузкой и без нагрузки, на кратковременное повышение скорости вращения якоря. Работоспособный генератор ПЗО в режиме электродвигателя имеет правое вращение (при левом проверить соединение катушек обмотки или щеток) и потребляет ток менее 5А. При большей величине потребляемого тока следует искать перекос, замасливание или задевание якоря за полюсные наконечники. При плохом контакте или обрыве цепи обмотки возбуждения резко увеличивается величина потребляемого тока, увеличивается и число оборотов якоря. При испытании в режиме электродвигателя проверяют также и шумность работы генератора.

В режиме генератора измеряют число оборотов якоря, когда напряжение равно 12,5 В. Без нагрузки оно должно быть не более 1450 об/мин, а с нагрузкой 28 А не более 2550 об/мин. Нагрузку создают реостатом, со скоростью вращения якоря в режиме нагрузки электродвигателем стенда с механическим вариатором. При этом допускается слабое искрение в виде отдельных точек под небольшой частью щеток при 2500 об/мин и нагрузке 14 А. Окончательную проверку генератора производят в комплекте с реле-регулятором. Испытание генератора на максимальные обороты кратковременной работы производят совместно с реле-регулятором при 5700 об/мин якоря и нагрузке 28 А в течение 30 мин. Генератор, рабочую характеристику которого не удалось восстановить регулированием, разбирают и ремонтируют. Разборка, сборка генератора. Исправный генератор перед разборкой очищают от пыли и грязи с помощью волосяной щетки и сухой салфетки. Перед снятием крышки со стороны коллектора щетки из щеткодержателей извлекают при помощи металлического стержня с крючком, предварительно отъединив провода щеток. При снятии крышки со стороны привода якоря генератора можно ударять в торец вала медной выколоткой. Винты крепления полюсных башмаков обмотки возбуждения генератора удаляют с помощью специального приспоссбления (рис. 93). Снятые детали и узлы очищают. Металлические детали моют в керосине, детали из фетра и войлока в чистом бензине. Смазочные отверстия очищают от грязи и старой смазки. Обмотку якоря проверяют на приборе ППЯ-5 типа трансформатора с разомкнутой магнитной цепью, в которой обмотка якоря является вторичной обмоткой. Запрещается включать прибор без проверяемого якоря на призмах прибора (иначе сгорит обмотка прибора). Замыкание якоря на массу определяют по свечению лампы в цепи, один конец которой имеет контакт с помощью контактного щупа с валом якоря, а вторым по очереди касаются пластин коллектора; если лампа не загорается, то замыкания нет. Место замыкания якоря на массу определяют с помощью миллиамперметра прибора. Для этого с помощью зажима крепят на валу якоря один конец провода, а контактным щупом второго провода касаются при включенном приборе к трем пластинам коллектора поочередно; по мере приближения к замкнутому на массу витку показания миллиамперметра уменьшаются и равны нулю у места замыкания. При замыкании у коллектора показания прибора также равны нулю, при замыкании на массу витка

обмотки в середине якоря показания прибора едва заметны (14 деления).

Короткозамкнутую секцию якоря определяют с помощью стальной контрольной пластинки, которой слегка касаются поверхности якоря по образующей, а якорь поворачивают рукой. Над короткозамкнутой секцией пластину притянет к якорю. Не даст показания и миллиамперметр, щупы цепи которого прижаты к двум рядом лежащим пластинам коллектора- короткозамкнутой секции. Биение железа якоря допускается не более 0,05 0,08 мм. Устраняют биение правкой вала на ручном прессе.

Качество изоляции обмотки возбуждения генератора можно проверить без снятия с корпуса на индукционном приборе с индикаторной лампой или без прибора с помощью контрольной лампы. Изоляцию считают исправной, если не загорается лампа, включенная в цепь напряжением 220 В в течение одной минуты. Монтажные щупы при этом подводят к выводам проверяемой обмотки возбуждения или к корпусу генератора и одному из выводов обмотки возбуждения. Замыкание между витками обмотки возбуждения можно определить на приборе ППЯ-5. Надетая на накладку, которая соединяет плоскости призмы прибора (рис. 94), катушка нагревается через 5 мин после подключения обмотки трансформатора прибора в цепь переменного тока. При коротком замыкании между витками сопротивление цепи уменьшается, ток в обмотке возбуждения, включенной в цепь аккумулятора, больше номинального. При обрыве в цепи обмотки возбуждения стрелка амперметра стоит на нуле.

Проверку работы генератора переменного тока производят на стенде в комплекте со шкивом-вентилятором по электросхеме (см. рис. 90) и следующему режиму вращения и нагружения генератора: 0,5 ч при 5000 об/мин и нагрузкой 42 А при 14 В; при снятии кривой отдачи тока: 14 В и 5000 об/мин в течение 1,5 ч, затем по 20 мин при 4000, 3000, 2000 об/мин; при этом у генератора должны устанавливаться тепловые режимы.

Величину начальной скорости отдачи определяют по скорости, когда величина отдачи составляет 12 А. Полученные результаты сравнивают с эталонной кривой отдачи, кривой зарядного тока при установившемся температурном режиме, напряжении 14 В в зависимости от скорости вращения генератора.

0,005 Ом.

Выпрямительные диоды проверяют на испытательном стенде без снятия их с крышки генератора; предварительно отсоединяют концы диодов от обмоток фаз. Если нет проводимости тока в обоих направлениях, то это свидетельствует о разрыве цепи; а если ток проходит в обоих направленияхто короткое замыкание (выпрямительный диодэто электрический элемент с односторонней проводимостью).

Электрическая схема проверки выпрямительных диодов состоит из последовательно соединенных диода, аккумуляторной батареи и лампы 2550 Вт. Направление тока изменяется перестановкой наконечников на клеммах аккумуляторной батареи. Выпрямительные диоды генератора можно проверять только на низком напряжении. На высоком напряжении (110 или 220 В), при проверке с помощью мегометра или меггера выпрямительный диод будет пробит. Замена деталей генератора. Поврежденные детали генератора не ремонтируют. При замене деталей нет необходимости полностью разбирать генератор. Малоизношенный коллектор генератора зачищают стеклянной шкуркой. При большом износе его прочищают ножовочным полотном с последующим углублением на 0,5 0,8 мм миканита между ламелями коллектора. Ножовочное полотно должно иметь развод зубьев, равный ширине паза между пластинами коллектора. Допускается уменьшение диаметра коллектора за счет проточек не более чем на 3 мм, биение проточенного коллектора должно быть не более 0,03 мм.

При сборке генератора соосность отверстий опорных лап обеспечивают постановкой болта крепления генератора на двигателе. При установке щеткодержателей необходимо обеспечить плотное прилегание каждой щетки к контактным кольцам.

При отказе хотя бы одного положительного диода заменяют держатель в комплекте с диодами. Поврежденные диоды заменяют. При этом у диода, который будет поставлен взамен отказавшего, диаметр накатанного участка под запрессовку должен быть увеличен на 0,5 мм. При этом увеличивают до 13,1213,16 мм и отверстие в крышке. От плотности запрессования диода зависит передача тепла от диода к опоре; при плохой теплоотдаче диод перегревается и отказывает. При расточке отверстия под новый диод удаляют следы от накатки первой запрессовки, чтобы разница в диаметрах отверстия и диода была такой же, как и у заменяемого.

Расточку гнезда под отрицательный диод производят на СЕер-лильном станке разверткой, направление которой обеспечивается

приспособлением. Развертку обильно смазывают керосином. Запрессование диода производят только прессом с помощью приспособления, которым давят на наружную торцовую поверхность корпуса.

Щетки генератора автомобиля ВАЗ заменяют на новые, если в результате износа их высота уменьшилась до 12 мм.

исправен, если контрольная лампочка 4 горит в положении / и гаснет в положении /7 переключателя /.

Проверку начальных оборотов возбуждения генератора производят на стенде. К положительной клемме генератора подсоединяются все потребители, в том числе нагрузочный реостат. Проверяют электрическую характеристику генератора (см. рис. 91) при постепенном повышении скорости вращения ротора с тем, чтобы напряжение на его щитках не превышало 25 В. Питают обмотки возбуждения постоянным током.

При работе генератора на двигателе допускается отклонение плоскостей ручьев шкива генератора и приводного шкива не более 0,5 мм; плоскости ручьев шкивов совмещают в пределах овальных отверстий под болты крепления.

Реклама