Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Текущий ремонт автомобиля

Ремонт прерывателя-распределителя

Мощность и своевременность искрообразования зависят и от состояния элементов прерывателя-распределителя, главным образом его контактов, а также от зазоров между ними, от упругости пружины рычажка прерывателя.

Из-за ослабления пружины рычажка прерывателя появляются перебои в работе ненагруженного прогретого двигателя. Если же пружина рычажка прерывателя сломана, то двигатель вообще не запускается, а если поломка произошла при движении автомобиля, то двигатель останавливается и начинает тормозить автомобиль при включенном зажигании, а при всех выключенных потребителях электроэнергии амперметр показывает разрядку. С уменьшением зазора между контактами прерывателя ухудшается запуск двигателя, появляются перебои при работе прогретого двигателя на малых оборотах без нагрузки, автомобиль не развивает большой скорости, уменьшается мощность двигателя.

Увеличение зазора между контактами прерывателя приводит к тем же последствиям: перебои вспышек в цилиндрах, двигатель запускается с трудом или вообще не запускается, на больших оборотах без нагрузки прогретый двигатель работает с перебоями, автомобиль не развивает скорости. К тем же последствиям приводят окисление контактов прерывателя и пробой конденсатора. Неисправности устраняют заменой конденсатора, заменой пружины, регулировкой зазора между контактами, зачисткой контактов или их заменой, если высота контактов менее 0,25 мм. Состояние центробежного или вакуумного регуляторов опережения зажигания влияет на угол опережения зажигания, а следовательно, на расход бензина, вероятность появления выстрелов в глушителе при работе двигателя под нагрузкой. Неисправность возникает при нарушениях упругости пружин центробежного регулятора или герметичности трубопровода вакуумного регулятора. При позднем зажигании появляются выстрелы в глушителе в процессе запуска двигателя, затрудняется запуск, на малых оборотах без нагрузки прогретый двигатель работает с перебоями, автомобиль не развивает большой скорости, перерасходует бензин, двигатель перегревается (закипает вода в радиаторе).

При раннем зажигании появляются хлопки в карбюраторе, сильная детонация при нормальной температуре в системе охлаждения и резком нажатии на педаль акселератора, автомобиль медленно набирает скорость.

Трещины в крышке распределителя или загрязнение ее поверхности также затрудняют запуск двигателя, так как нарушается стабильность вспышек в цилиндрах; по этой же причине на малых оборотах без нагрузки прогретый двигатель работает с перебоями. Установить наличие трещины можно по влиянию на ритмичность работы двигателя снятия наконечника провода высокого напряжения с одной из свеч зажигания характер работы двигателя не изменяется, если неработоспособна крышка распределителя.

Надежность работы прерывателя-распределителя следует восстановить, прежде всего, регулированием приборов и только в крайнем случае ремонтом, необходимость которого устанавливается проверкой на специальном стенде. Без снятия с автомобиля можно регулировать только зазоры в контактах прерывателя. Для автомобилей ЗИЛ-130 они должны быть в пределах 0,30 0,40 мм (распределитель зажигания Р4-13). Для регулирования зазора ослабляют винт крепления пластины с неподвижным контактом. Нормальный зазор устанавливают по щупу с помощью регулировочного винта, закрепив его затем в таком положении винтом крепления пластины с неподвижным контактом, При этом контакты максимально раздвинуты кулачком. Октан-корректор регулируют при работе двигателя на конкретном топливе. Точную установку опережения зажигания производят вручную регулировочными гайками. Более тщательную регулировку и проверку технического состояния прерывателя-распределителя выполняют на специальных установках. Работоспособность прерывателя-распределителя зажигания оценивают по результатам испытаний на бесперебойность искрообразования, чередование искр, соответствие номинальным параметрам характеристик центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания, герметичность системы вакуумного регулятора опережения зажигания, электрическую прочность изоляции, натяжение пружины молоточка прерывателя. Внутренние разряды в распределителе определяют по звуку или по ослаблению и перебою искрения на разряднике испытательного стенда при 2000 об/мин и зазоре между электродами разрядника вначале 5 мм, а затем 10 мм (у двигателя ВАЗ).

3°. Угол замкнутого состояния проверяют при снятой крышке распределителя. Бегунок в начале замкнутого состояния должен по крайней мере наполовину своей ширины быть в соответствии с электродом крышки распределителя и в одной горизонтальной плоскости.

1,5° угла опережения зажигания относительно среднего значения при скорости вращения валика прерывателя-распределителя соответственно:

При плавном увеличении или уменьшении разряжения вакуумный регулятор опережения обеспечивает при

Проверяют работу вакуумного регулятора опережения зажигания при полностью выключенном центробежном регуляторе (для этого валик прерывателя вращают со скоростью 1600 1700 об/мин). У исправного вакуумного регулятора разряжение падает не более 25 мм рт. ст. за 1 мин при начальном разряжении 250 мм ст. рт.

Из-за слабого прижима контактов, износа подшипников вала распределителя, ослабления пружин грузиков появляется значительный шум при любых оборотах коленчатого вала. Из-за слабого прижима контактов на высоких оборотах к тому же возникают перебои в искре.

50 гс, зазор между контактами в разомкнутом состоянии 0,400,30 мм без кратеров, окисления, пригорания и других дефектов на поверхности контактов. Износ бегунка электродов и уголька тока высокого напряжения не должен превышать 0,5 мм. Допускается отклонение момента зажигания из-за износа деталей распределителя до 2°. Усилие натяжения пружины прерывателя измеряют динамометром, концом которого захватывают за рычажок прерывателя. В момент отрыва контактов друг от друга (появление зазора) усилие должно быть 500650 гс у распределителя Р4-В (двигатель ЗИЛ-130). Слабая пружина не обеспечивает надежного контакта при больших оборотах коленчатого вала, появляются перебои в зажигании; сильная пружина ускоряет износ контактов. Удобнее измерить усилие натяжения пружины при снятом распределителе. Конденсатор можно проверить, включив его последовательно с лампой осветительной сети (напряжение 220 или 217 В). При хорошем состоянии лампа не загорится, у изъятого из цепи конденсатора при приближении провода к корпусу проскакивает искра.

2° С и напряжении постоянного тока 100 В. У бегунка с сопротивлением проверяют еще уровень радиопомех. Сопротивление изоляции между любой из клемм и массой двигателя ВАЗ при измерении мегометром должно быть выше 10 МОм при напряжении 500 В постоянного тока и температуре среды 25° -+- 5° С при разомкнутых контактах прерывателя.

Электрическую прочность изоляции прерывателя-распределителя проверяют под напряжением 550 В. Переменный ток подводят к изолированной клемме и к корпусу прерывателя-распределителя при разомкнутых контактах. Разборка, сборка и установка на двигатель прерывателя-распределителя. Снятый в ремонт прерыватель-распределитель очищают от грязи, пыли и масляных пятен. Зачищают контакты распределителя плоской абразивной пластинкой. Запрещается использовать для зачистки наждачную бумагу, так как такая зачистка ускоряет обгорание контактов. Бугорок на неподвижном контакте снимают полностью, на подвижном углубление не следует устранять. После зачистки контакты должны прилегать полностью всей поверхностью. Перед установкой распределителя на двигатель нужно убедиться, что в первом цилиндре такт сжатия, коленчатый вал повернуть до совпадения метки на шкиве привода генератора и средней из трех меток на крышке механизма распределения, вал привода распределителя вручную повернуть так, чтобы бегунок был повернут в сторону бокового электрода первого цилиндра (контакты разомкнуты). Распределитель устанавливают в гнездо на блоке цилиндров и затем закрепляют на блоке.

Перед установкой распределителя на двигатель ЗИЛ-130 поршень первого цилиндра ставят в ВМТ при такте сжатия при помощи устновочного зубчатого указателя, когда совмещены метки на шкале вала с меткой ВМТ на указателе. Вал 4 привода распределителя (рис. 96) поворачивают до тех пор, пока паз 2 на валике и риски 6 на фланце 1 окажутся в одной плоскости, а смещение паза направлено в сторону к крышке распределительных шестерен. После установки в блок цилиндров корпуса привода паз 2 валика должен быть в плоскости осей резьбовых отверстий на верхнем фланце / привода. Корпус привода закрепляют на блоке. Затем рукояткой проворачивают коленчатый вал до совпадения метки на шкиве с цифрой 9 на указателе установки зажигания в конце второго оборота коленчатого вала. Этим будет обеспечен наиболее ранний угол опережения зажигания и хороший пуск двигателя. Распределитель зажигания ставят в корпус привода с отрегулированным зазором между контактами прерывателя, при положении указательной стрелки верхней пластины на риске 0 нижней пластины октан-корректора, вакуумным регулятором в сторону карбюратора. Электрод ротора должен быть против клеммы первого цилиндра. В таком положении и закрепляют распределитель зажигания. Перед установкой свечей и снятием заглушек и свечных отверстий углубления под свечи продувают сжатым воздухом, проводами высокого напряжения соединяют клеммы распределителя и свечей таким образом, чтобы обеспечить порядок работы цилиндров 15462378 у автомобилей ЗИЛ-130 при вращении ротора распределителя по часовой стрелке. Правильность установки зажигания проверяют небольшим поворотом распределителя. При этом в свече первого цилиндра должна появиться искра. Чтобы можно было вручную повернуть распределитель, следует ослабить болт крепления верхней пластины октан-корректора к корпусу распределителя.

При включенном зажигании (с подключенным аккумулятором) поворачивают корпус распределителя против часовой стрелки до положения начала размыкания контактов и появления искры между концом центрального провода и массой. В таком положении затягивают болт крепления верхней пластины октан-корректора к распределителю, а следовательно, распределителя зажигания на корпусе привода.

Установку зажигания корректируют в зависимости от сорта бензина в дорожных условиях до появления металлического стука в прогретом до 8090° С двигателе при скорости движения 3060 км/ч и резком нажатии на педаль управления дроссельной заслонкой. Если двигатель очень детонирует (резкий металлический звук), то вращением гаек октан-корректора указательную стрелку верхней пластины перемещают к знаку (минус). С хорошо скорректированным зажиганием в двигателе при разгоне появляется легкий металлический стук, который исчезает при скорости 4045 км/ч. Мощность искры зависит от состояния системы зажигания (рабочие характеристики свечи, цепи, конденсатора, аккумуляторной батареи и др.). От величины мощности искры и своевременности искрообразования зависят показатели работы двигателя. Так, использование свечи зажигания с несоответствующей уело

виям работы тепловой характеристикой является одной из причин жесткой работы двигателя, детонации, искрения из глушителя.

Перебои в работе прогретого двигателя на больших и малых оборотах без нагрузки из-за слабости искры между электродами свечи вполне возможны при неисправности подавителыюго сопротивления.

Если зазор между электродами свечи отличается от нормального, образовался слой нагара на нижней части изолятора свечи или на верхней части изолятора грязь и влага, трещины в изоляторе, то это затрудняет, а порою исключает запуск двигателя, а на малых оборотах без нагрузки прогретый двигатель работает с перебоями. При неисправном замке зажигания поворот ключа во включенное положение не влияет на поведение стрелок контрольно-измерительных приборов, а при движении автомобиля двигатель останавливается. Временно можно соединить проволокой зажимы АМ и КЗ замка зажигания, а лучше заменить замок зажигания. Из-за неплотного соединения проводов в электрической цепи низкого напряжения уменьшается мощность искры между концом провода высокого напряжения и массой на расстоянии 67 мм, двигатель плохо запускается. Если отсоединен центральный провод высокого напряжения, то двигатель нельзя запустить, автомобиль снижает скорость, так как двигатель не работает; стрелки контрольно-измерительных приборов отклоняются при включении зажигания, так как первичная цепь системы зажигания работает. Возвращением центрального провода на место восстанавливают работоспособность автомобиля. Короткое замыкание в цепи системы зажигания можно обнаружить по величине разрядки после включения зажигания 10 и более ампер. Естественно, что нельзя запустить двигатель, пока не будет устранено замыкание. При обрыве в цени низкого напряжения контрольная лампа, включенная параллельно разомкнутым контактам прерывателя, не горит; двигатель запустить невозможно, при повороте ключа зажигания стрелки контрольно-измерительных приборов не отклоняются. Повреждение изоляции проводов высокого напряжения затрудняет запуск двигателя, прогретый двигатель без нагрузки на малых оборотах работает с перебоями из-за утечки искры на массу, особенно при увеличении числа оборотов. Место искрения (пробоя) проще установить в темное время суток. При нормальной бесперебойной работе нижняя часть изолятора свечи имеет температуру 500600° С, юбочка изолятора свечи без копоти и нагара. При меньшей температуре (400° С) на юбочке откладывается нагар, по которому идет утечка тока на массу, двигатель работает с перебоями, запуск плохой. Такой нагар образуется после длительной работы на холостом ходу или движении автомобиля с малой скоростью на высшей передаче. Очистку и проверку свечей производят на специальном приборе с камерой для очистки свечи сжатым воздухом с песком и приспособлением для проверки искры между электродами. Проверку производят под давлением 89 кгс/см2; предварительно измеряют и при необходимости регулируют подгибанием бокового (запрещено трогать центральный) электрода величину зазора (например, 0,851,00 мм для А15-Б и А13-Б), зачищают центральный и боковой электроды. Качество искрения проверяемой свечи сравнивают с эталонной.

Перед установкой на двигатель свечу зажигания очищают сильной струей песка, затем промывают струей бензина под давлением и высушивают продуванием; нагар с керамического изолятора удаляют жесткой щеткой после 23-минутного пребывания в спирте или бензине; подгибанием наружного электрода устанавливают зазор между электродами (у двигателей ВАЗ 0,50,6 мм); проверяют на герметичность под давлением 2025 кгс/см2; в камере сгорания прибора на покрытой маслом или керосином поверхности свечи не должно быть пузырьков; подвергают электрическому испытанию: при давлении в камере испытательного прибора 6 кгс/см2; зазоре между электродами свечи 0,6 мм, разрядника 8 мм у очень хорошей свечи полноценная искра между электродами, иногда появляется искра и на разряднике; если же происходит искрение на разряднике при давлении в камере прибора и при 4 кгс/см2 или отсутствует искра на электродах сЕечи и разрядника, то такую свечу бракуют.

Реклама