Меню
Сестринская программа при оказании паллиативной помощи паллиативная сестринская помощь.
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Текущий ремонт автомобиля

Влияние старения масла на изменение технического состояния автомобиля

Количество и состав образующихся в процессе эксплуатации примесей в масле (смазке), изменение его физико-химических свойств оказывают существенное влияние на износ и нагарообразование, а в конечном счете на техническое состояние агрегатов автомобиля, на пробег автомобиля до текущего ремонта. Совершенно очевидно, что срок службы масла, износ и надежность работы деталей зависят от исходных физико-химических свойств масла и изменения его эксплуатационных свойств в процессе старения. Необходимо знать закономерность старения масла в двигателе по времени и влияние старения на эксплуатационные свойства масла.

Изменение эксплуатационных свойств масла в процессе старения

Естественно, что наиболее интенсивное старение масла в зоне поршневых колец, где тонкая пленка масла имеет высокую температуру и концентрацию продуктов сгорания топлива, особенно сернистого. В результате нейтрализации кислых соединений продуктов сгорания сернистого топлива снижается щелочность масла. Окислы в присутствии воды дают сернистую и серную кислоты, которые, в свою очередь, при взаимодействии с углеводородами масла и продуктами их окисления образуют сульфоновые кислоты. Если щелочной присадки мало, то роль металла присадки выполняют материалы стенок цилиндров, поршневых колец, при этом увеличивается коррозионный износ.

Кроме того, происходит полимеризация сульфоновой кислоты с образованием сажеподобного полимера, твердого и нерастворимого в масле. Это усиливает абразивный износ. По зарубежным данным, наличие основной массы частиц размером 23 мкм может служить основанием для замены масла.

концентрация водородных ионов.

Определение щелочности масла производят по ГОСТ 1136265 потенциометрическим титрованием спиртобензольного раствора масла 0,1 н (децинормальным) раствором соляной кислоты.

Щелочность масла уменьшается из-за расхода присадки на диспергирование поступающих в масло нерастворимых загрязнений. Наиболее сложные условия работы масла в двигателе. При работе двигателя на постоянном режиме и постоянной скорости поступления кислых сернистых соединений скорость расхода щелочности снижается по мере уменьшения концентрации щелочного компонента присадки в масле, как это и следует из закона действующих масс. На рис. 11 приведены примеры снижения щелочности с в зависимости от времени работы т двигателя. При снижении щелочности ниже значения ст1п (браковочный признак) увеличивается коррозионный износ за счет неполной нейтрализации кислот; масло следует заменить. Срок службы масла зависит при прочих одинаковых условиях от начальной щелочности; чем больше серы в топливе, тем выше должен быть уровень начальной щелочности.

Таким образом, процесс старения масла в условиях двигателя внутреннего сгорания зависит от; теплонанряженности двигателя (температура, давление и количество кислорода в единице объема); параметров масляной системы (объем масла в системе, режим слива, кратность циркуляции, эффективность фильтров тонкой очистки); условий работы двигателя (режим, содержание серы в топливе, защита от попадания пыли, воды, топлива, изношенность двигателя); качества исходного базового масла, концентрации и композиции присадок.

[5].

непрерывно растет. При длительной эксплуатации из-за накопления в масле большого количества продуктов окисления и механических примесей органического происхождения увеличивается вязкость масла: при 0,020,07% примесей вязкость увеличивается на 27%, а при 0,150,5% на 1020%. Это увеличивает износ двигателя в момент пуска.

При наличии на двигателях фильтров тонкой очистки общий уровень загрязнения масла, как правило, остается низким, и возрастание примесей не приводит к вредным последствиям. При центробежной очистке масла общее содержание примесей

значительно выше, в результате чего могут пригореть кольца, образоваться большие отложения на деталях.

Иногда при длительной работе масла пригорают кольца, имеются значительные отложения всех видов в двигателе. Видимо, это получается потому, что органические компоненты примесей не стабилизируются по времени, как другие показатели. Однако рост органических компонентов примесей настолько медленный, что при современной системе очистки масла влияние этого фактора может сказаться при сроках службы масла, во много раз превышающих существующие. Все это относится к правильно подобранному для двигателя данной марки маслу.

Обнаруженное при работе двигателя большое шлакообразование, нагарообразование и другие дефекты сигнализируют о низкой стабильности масла и неудовлетворительной работе маслоочистнтелыюго устройства. Низкий качественный состав примесей в масле является показателем его низких противоизносных свойств. Практически f>„ в эксплуатации изменяется в широких пределах: 520 для дизельных двигателей при применении разных партий масла одного сорта, что свидетельствует о большом различии в качестве масел одного и того же сорта и о недостаточной в большинстве случаев их стабильности.

Изучение механических примесей под микроскопом показало, что неорганические частицы размером менее 5 мкм снабжены достаточно толстым органическим покровом. Неорганические частицы большого размера (более 5 мкм) не имеют такого толстого покрова. Фильтры тонкой очистки задерживают наиболее крупные частицы g малой удельной поверхностью и потому с плохим адсорбирующим свойством. АСФО (автомобильный суперфильтр-отстойник), к сожалению, задерживает и крупные скопления органических компонентов, полезных для снижения износа.

Столь большое внимание, которое уделяют качественному составу примесей, объясняется большим влиянием его на интенсивность изнашивания двигателей. В случае когда абразивные частицы не имеют на своих поверхностях слоя адсорбционных органических соединений, износ больше. Наилучшей, очевидно, будет такая структура, при которой абразивные частицы полностью изолированы от трущихся поверхностей коллоидной защитой. Дальнейшее увеличение относительного содержания органических компонентов уже не будет оказывать значительного влияния. К тому же возрастание суммарного количества механических примесей сверх определенных пределов может вызвать загрязнение двигателя. Наблюдениями и исследованиями установлено, что изменение химического состава самого масла и другие факторы также оказывают влияние на интенсивность изнашивания трущихся поверхностей. Но влияние качественного состава примесей имеет преимущественное значение.

Таким образом при старении масла на интенсивность изнашивания деталей влияет не общее содержание механических примесей, а соотношение органических и неорганических его компонентов. Вот почему, хотя при центробежной очистке (ЦБО) в масле механических примесей больше, чем при АСФО, износ деталей меньше, так как ЦБО больше удаляет неорганические примеси, а АСФО частично и органические компоненты. При этом абразивные частицы размером менее 5 мкм покрываются адсорбционной пленкой и способствуют снижению интенсивности изнашивания. Более крупные абразивные частицы должны быть удалены фильтром или отстоем слитого масла. Нельзя думать, что качественный состав масла можно улучшить добавкой таких (до 5 мкм) частиц в масло. Адсорбция продуктов окисления масла на механических примесях происходит непосредственно в процессе износа металлических поверхностей. Поэтому, если продукты износа ввести в предварительно окисленное масло, то коллоидной защиты на частицах не образуется. Противоизносное действие масла не улучшается при технологической недоочистке масляных фракций.

гс/ч (для дизелей 0,010,1 гс/л-с-ч) и содержании загрязнений в масле х долей целого [14].

На рис. 12 приведены данные по изменению содержания механических примесей в процессе эксплуатации двигателя автомобиля ЗИЛ-ММЗ-555. Уровень механических примесей, изображенный на рисунке в виде кривых, характеризует состояние фильтра очистки масла. На современных двигателях (например, ЯМЗ) устанавливают световые сигнализаторы включения редукционного (перепускного) клапана фильтра грубой очистки.

Величину наибольшей допустимой концентрации механических примесей в масле определяют по экономическому критерию, который является основным при оценке периодичности замены масла.

Реклама