Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Текущий ремонт автомобиля

Определение периодичности замены масла

Периодичность замены масла определяют по экономическому критерию, по удельным затратам. Затраты на поддержание работоспособности агрегата в процессе эксплуатации автомобиля зависят от затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт агрегата автомобиля. Если замену масла производить при втором техническом обслуживании, то в затраты на техническое обслуживание войдет и стоимость масла. Поэтому определение периодичности замены масла сводится к определению периодичности второго технического обслуживания.

Согласно общепринятой методике оптимальную периодичность второго технического обслуживания устанавливают по минимуму суммарных удельных затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт при известной периодичности первого технического обслуживания. Практически для этого необходимо иметь данные по затратам на техническое обслуживание и текущий ремонт при разной периодичности второго технического обслуживания. На рис. 13 приведена зависимость удельных затрат на второе техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей КрАЗ-256Б одного из автотранспортных предприятий строительной организации.

При подсчете стоимости второго технического обслуживания учитывали зарплату рабочих, расходы на замену масла и убытки от простоя автомобиля при обслуживании. Трудоемкость второго технического обслуживания всего автомобиля составила 28,57 чел. ч. При тарифной ставке рабочего IV разряда 0,451 руб/ч зарплата составляет 12,9 руб. Расходы на замену масла при емкости масляной системы 32 л или 28,8 кг и стоимости масла 0,165 руб/кг составляют 4,75 руб. Убытки за 8 ч простоя автомобиля во втором техническом обслуживании в рассматриваемом автотранспортном предприятии составили 24,8 руб. Суммарные затраты на второе техническое обслуживание автомобиля КрАЗ-256Б в заданных условиях работы составили 42,54 руб. Удельные затраты на текущий ремонт определяли в процессе эксплуатации. Так, при периодичности второго технического обслуживания 4,1 тыс. км средние удельные затраты на текущий ремонт составили 2,8 руб/1000 км, а на второе техническое обслуживание10,25 руб/1000 км. Как видно из рис. 13, минимальная величина суммарных удельных затрат на второе техническое обслуживание и на текущий ремонт наблюдается при периодичности второго технического обслуживания через 9 тыс. км. Через такой пробег следует заменять и масло. Но этот чисто практический подход к определению периодичности замены масла не учитывает физическую суть изменения состояния масла и не дает возможности установить предельную величину критерия состояния. Поскольку из показателей состояния масла наиболее интенсивно изменяется содержание механических примесей в масле

и наиболее опасных абразивных частиц, то вполне можно за критерий состояния масла принять содержание механических примесей в масле. Об интенсивности загрязнения масла механическими примесями можно судить по интенсивности отложений в центробежном фильтре очистки масла в процессе эксплуатации.

Из табл. 5 видно, что по мере увеличения периодичности второго технического обслуживания интенсивность отложений механических примесей экспоненциально убывает, так как снижается эффективность работы центробежного фильтра тонкой очистки, что приводит к повышению уровня содержания абразивных частиц в масле, а следовательно, и интенсивность изнашивания деталей. Вполне логично принять, что интенсивность изнашивания в заданных условиях эксплуатации увеличивается пропорционально числу абразивных частиц:

содержание абразивных частиц в долях единицы.

можно установить аналитическую зависимость средних удельных затрат на текущий ремонт с учетом изменения состояния масла, содержания в нем абразивных частиц; для этого следует в показатель экспоненты вместо х поставить его зависимость от пробега, а зависимость представить в практически приемлемом виде.

ном к началу отсчета.

приведены в табл. 6.

Как было отмечено, периодичность второго технического обслуживания, а следовательно, и замены масла определяют по величине пробега, при котором суммарные удельные затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт минимальные. Это вполне можно сделать графическим способом.

При известной периодичности второго технического обслуживания можно определить и предельное содержание механических примесей в масле. Например, если принять увеличение механических примесей после первого долива пропорциональным пробегу, то после пробега автомобиля КрАЗ-256Б 9 тыс. км механических примесей в масле в летних условиях эксплуатации (табл. 6) составит 0,0765%.

Применяемые до настоящего времени комплексы браковочных показателей: вязкость (снижение на 2025%), механические примеси (до 0,71,0%), температура вспышки (до 170180°), содержание воды должны быть дополнены еще двумя: содержание нерастворимых примесей и щелочность масла. Нерастворимые в бензине примеси определяют центрифугированием. Их должно быть не более 3%. Снижение щелочности допускается до значения 1,0 мгс/гс.

то срок масла до замены определяется накоплением загрязнений. При коэффициенте отфильтровывания 2530%, что является вполне возможным при полнопоточных фильтрах тонкой очистки масла, принципиально возможна бессменная работа масла.

При обосновании срока службы масла с присадками не следует считать, что свойства масел ухудшаются в двигателе так же интенсивно, как срабатывается присадка. Поэтому не обязательно заменять масло как только кончается период бурного срабатывания присадки и начинается стабилизация концентрации. Нужно учитывать двухстадийность процесса старения масла, эффект последействия присадки и освежающее влияние доливок. Совершенно очевидно, что периодичность замены масла следует установить для каждого автотранспортного предприятия и g учетом пробега автомобиля с начала эксплуатации, так как изменятся удельные затраты на текущий ремонт автомобиля и убытки от простоя автомобиля во втором техническом обслуживании.

Итак, для оптимального использования агрегатов, масла в заданных эксплуатационных условиях, для корректирования пробега автомобиля до текущего ремонта (предельного состояния узла, масла) по приведенной методике необходимо в автотранспортных предприятиях учитывать простой, затраты на техническое обслуживание и ремонт, расход запасных частей, горючесмазочных материалов в процессе эксплуатации хотя бы группы автомобилей.

Реклама