Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Ремонт легкового автомобиля

Рассмотрим причины перегрева двигателя

Недостаточно жидкости в системе охлаждения.

Нормальный уровень охлаждающей жидкости в радиаторе или расширительном бачке обеспечивает эффективность работы системы охлаждения. Если уровень понижен, двигатель перегревается. Характерными признаками перегрева двигателя являются значительное повышение еготем-пературы , падение мощности (двигатель плохо тянет) и появление звонких стуков. При перегреве двигателя резко ухудшаются смазочные свойства масла оно выгорает, увеличивается расход бензина, и при длительной работе возможно заклинивание деталей или образование трещин в головке блока или в блоке цилиндров. Если появились признаки перегрева двигателя, необходимо сначала проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке и при необходимости довести его до нормы. Для проверки необходимо снять пробку расширительного бачка и определить уровень визуально. При снятии пробки расширительного бачка перегретого двигателя во избежание ожога лица и рук горячим паром надо соблюдать повышенную осторожность.

Прежде чем доливать охлаждающую жидкость в систему охлаждения, необходимо убедиться, нет ли ее подтекания через уплотнительную прокладку блока цилиндров, дренажное отверстие корпуса жидкостного насоса на автомобилях Москвич, Волга, сальник и манжеты, в местах соединений термостата с радиатором и насосом дюри-товыми шлангами особенно там, где их обжимают хомуты, через патрубки отвода и подвода охлаждающей жидкости в отопитель, а также через сливные краники (пробки). На автомобилях ВАЗ и Москвич, имеющих расширительный бачок в системе охлаждения, уровень охлаждающей жидкости должен быть не ниже отметки MIN на бач-ке.При контроле уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения рекомендуется проверить состояние пробки радиатора и пробки расширительного бачка. При исправной пробке радиатора впускной и выпускной клапаны перемещаются свободно, без заедания, а резиновая уплотнительная прокладка обеспечивает герметичность заливной горловины радиатора.

Пробка расширительного бачка должна надежно устанавливаться на его горловине и не иметь вмятин. Утечка охлаждающей жидкости устраняется затягиванием хомутов, соединяющих патрубки и шланги системы охлаждения, или заменой уплотнительных прокладок и изношенного сальника жидкостного насоса. Если охлаждающая жидкость выходит через контрольное отверстие насоса, то это свидетельствует об износе сальника. В этом случае насос необходимо разобрать и сальник заменить. Когда через контрольное отверстие идет охлаждающая жидкость, его нельзя заглушать. Это приводит к выходу из строя подшипников жидкостного насоса.

Доливать охлаждающую жидкость (воду) в радиатор перегретого двигателя следует тонкой струйкой и лишь пос-че того, как двигатель немного остынет, чтобы не вызвать появления трещин в головке блока цилиндров илив цилиндрах. Ремень привода вентилятора пробуксовывает.

Если ремень привода вентилятора слабо натянут, ухудшается охлаждение двигателя, что приводит к его перегреву. Прогиб правильно натянутого ремня составляет у автомобилей Москвич 12-15 мм, на автомобилях Жигули нормальный прогиб ремня равен 10-15 мм. В автомобилях Волга, Москвич, Жигули натяжение ремня регулируют изменением положения генератора. При слабом натяжении ремня необходимо ослабить гайку крепления генератора к натяжной планке и гайку болта крепления генератора к кронштейну и, смещая генератор с помощью монтажной лопатки, добиться требуемой степени натяжения ремня. После регулировки затянуть гайку и гайку болта. Перестановка одной шайбы при регулировке натяжения ремня увеличивает его длину примерно на 2,6 мм.

Проверка и натяжение ремня провода генератора, щентробежного насоса и вентилятора. При обнаружении порванного ремня и при отсутствии запасного можно временно использовать кольцо шириной около 20 мм, вырезанное по диаметру из автомобильной камеры. Если ремень привода вентилятора замаслен, его необходимо протереть бензином. Ремень не должен иметь чрезмерного износа и следов масла, а прогиб должен соответствовать указанному в заводской инструкции по эксплуатации автомобиля.

Загрязнение радиатора

В процессе эксплуатации автомобиля радиатор системы охлаждения может снаружи и внутри покрываться накипью, маслом, продуктами коррозии. Это знапительно уменьшает его теплоотдачу, и двигатель перегревается. В этом случае резко снижается мощность, увеличивается расход бензина.

Для наружной очистки радиатора рекомендуется использовать сжатый воздух и воду. Воздушные каналы осторожно следует прочищать деревянными шпильками. Очистку радиатора внутри при незначительном отложении накипи можно производить сильной струей воды, подаваемой в направлении, обратном нормальной циркуляции охлаждающей жидкости. Радиатор промывают отдельно от двигателя, чтобы не засорить его ржавчиной и налетом из водяной рубашки блока. Радиатор промывают до тех пор, пока выходящая вода не будет достаточно чистой.

Чтобы очистить радиатор изнутри, применяют способ его продувки водяным паром с избыточным давлением не более 0,8 кгс/ем2 (80 кПа).

Если на внутренних стенках трубок для промывки имеются большие отложения накипи или масляный налет, рекомендуется применять специальные химические растворы, которые разрушают нерастворимые водой различные отложения (соли, накипи и т. п.). Технология применения промывочных растворов обычно указывается в инструкциях предприятий, выпускающих эти растворы. Если специальными растворами не удается получить требуемых результатов, тогда радиатор следует отправить в ремонт. В этом случае радиатор разбирают (распаиваютбачки и трубки), и радиаторные трубки прочищаются металлическими стержнями, бачки металлическими щетками, скребками.

Охлаждающая жидкость вытекает из радиатора.

Одной из распространенных причин снижения уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения является течь радиатора.Как правило, причиной этого оказываются микроскопические течи, трещины, каверны, раковины и другие дефекты металла из которого сделан радиатор. Кроме этого возможны мелкие, невидимые глазумеханическиие повреждения. Все это сказывается на количестве охлоаждающей жидкости в системе.Постоян ный же присмотр за её уровнем доставляет массу хлопот, как технических так и финансовых.Чтобы избежать этого, сейчас существует множество жидких и порошкообразных герметикой для радиатора. Способ их применения черезвычайно прост и, как правило, изложен на упаковке препарата. Лучше всего использовать герметики европейского и американского производства, где существует контроль за качеством и сертификация продукта.

Жидкость в радиаторе замерзла.

Системы охлаждения легковых автомобилей заполняются охлаждающими жидкостями тосолом или антифризом, которые не замерзают при низких температурах окружающего воздуха. При отсутствии тосола при температуре воздуха выше 5°С допускается применение чистой воды. Возможно ее замерзание в нижней части радиатора. Главным образом это может произойти на продолжительных стоянках при сильном ветре и морозе, при движении автомобиля с малой нагрузкой и открытыми жалюзи. Определить замерзание воды в радиаторе можно на ощупь. Обычно степень нагрева в верхней части радиатора значительно больше, чем в нижней и средних частях. При замерзании прекращается циркуляция воды в системе охлаждения, двигатель перегревается, из пароотводящей трубки интенсивно выходит пар. Лучше всего поставить автомобиль в теплое помещени-е,дать возможность растаять льду. Если такой возможности нет, то место, где образовался лед, надо обложить тряпками, смоченными в кипятке, и поливать их горячей водой. Замерзание воды может привести не только к разрыву радиаторных трубок, но и к выходу из строя головки блока или блока цилиндров. Для предотвращения замерзания воды в радиаторе нужно своевременно сливать воду из системы охлаждения при длительных стоянках, умело использовать жалюзи и утеплительные чехлы.

Жалюзи открываются не полностью.

На некоторых легковых автомобилях впереди радиатора устанавливаются жалюзи, с помощью которых водитель регулирует тепловой режим работы двигателя. Если жалюзи открываются не полностью, то уменьшается поток проходящего через радиатор воздуха. Двигатель в этом случае может перегреваться, что приводит к потере мощности и перерасходу бензина. В случае этой неисправности следует проверить состояние и действие тяг управления жалюзи. Пластинки жалюзи не должны иметь вмятин и при полностью вытянутой рукоятке привода управления на себя должны быть плотно закрыты, а при крайнем переднем положении (рукоятка привода управления должна находиться в исходном положении) полностью открыты. Жалюзи могут открываться не полностью из-за неправильной регулировки привода управления. Чтобы отрегулировать привод управления жалюзи, необходимо отвернуть винт крепления троса и установить в исходноеполо-жение рукоятку привода управления жалюзи, полностью открыть их, а затем затянуть винт крепления. После регулировки проверить полноту открытия и закрытия жалюзи.

Неисправен термостат. Термостат автоматически поддерживает необходимый тепловой режим двигателя, а также обеспечивает его быстрый прогрев после пуска при низких температурах окружающего воздуха. При прогреве двигателя до нормальной рабочей температуры (85-95°С) в течение продолжительного времени, значит, можно предположить, что термостат неисправен.

Для более точного определения его состояния термостат следует снять с двигателя. Можно внешним осмотром проверить и при необходимости удалить накипь, грязь, очистить маленькое отверстие в клапане. Затем опустить термостат в ванну с теплой водой, стоящую на электроплитке, и наблюдать по термометру за повышением температуры воды и открытием клапана термостата. Клапан исправного термостата должен полностью открываться при температуре воды 81-85°С, а закрываться при температуре охлажденной воды не выше 68°С. При заедании клапана или механическом повреждении термостата его необходимо заменить.

Термостат обеспечивает быстрый прогрев двигателя после пуска при низких температурах воздуха, а также открывает большой круг системы охлаждения, спасая двигатель от перегрева при высоких. Если в автомобиле имеется указатель температуры охлаждающей жидкости, при неисправноети термостата он будет находиться в красной зоне, хотя радиатор будет оставаться холодным. При неисправности термостата зимой также ухудшается обогрев салона. При подозрении на неисправность термостата его снимают с двигателя и проверяют следующим образом. Сливают охлаждающую жидкость, отвинчивают крышку и вынимают термостат. Вначале с него удаляют накипь, грязь, очищают маленькое отверстие в клапане. Затем термостат опускают в емкость с теплой водой, стоящую на электроплитке, и нагревают. Проверяют термостат по двум критериям: моменту открытия клапана и размерам (в некоторых автомобилях). Клапан Жигулей, Москвича, Волги должен полностью открываться при температуре (наблюдайте по термометру) 81—85°С. Клапан Фольксвагена и Форда при такой температуре только начинает открываться. Клапан термостата Опеля начинает открываться при 92 "С. Клапан термостата на большинстве дизельных двигателей открывается при-68-73 °С Если клапан открывается не вовремя, следовательно, термостат неисправен. В некоторых автомобилях термостат можно проверить по изменению его размера при нагревании. После нагревания термостата до 100 °С его размер должен быть по меньшей мере на 7 мм превышать размер до нагревания. После остывания термостата проверяем, полностью ли закрывается его регулировочный клапан.При обнаружении какой-либо неисправности термостат заменяем. Радиатор теплый только в верхней части. Нижний шланг радиатора не прогревается Значит, радиатор засорен накипью, маслом, ржавчиной. Вследствие этого теплоотдача радиатора снижается, двигатель перегревается. Западные пособия по ремонту автомобилей в этом случае безжалостны: заменить. Мы же с присущей нам экономностью посоветуем промыть его сильной струей воды, подавая её в направлении, обратном обычной циркуляции охлаждающей жидкости до тех пор, пока выходящая вода не станет чистой. (Нельзя промывать радиатор вместе с двигателем, радиатор нужно снять).

Если и это не помогает, обратитесь на СТО, где применят свои методы. Если же и они не спасут, тогда черт с ним, замените.

Реклама