Меню
    Содержание     |    следующая

Ремонт двигателей ЯМЗ

Разборка двигателя

Хорошая организация разборки должна обеспечить сохранность и комплектность не обезличиваемых деталей, минимальную затрату рабочего времени. Поэтому при разборке следует руководствоваться определенными положениями. Двигатель до поступления на рабочее место для разборки должен быть тщательно очищен от грязи и вымыт. Каждая операция разборки должна выполняться инструментами и приспособлениями, предусмотренными технологическим процессом. Втулки, ролики и шарикоподшипники должны впрессовываться на прессе при помощи оправок или специальных съемников. Не разрешается нанесение ударов стальными молотками непосредственно по впрессовываемым деталям. Детали, соединенные сваркой или прессовой посадкой, разбираются только в тех случаях, когда это вызывается условиями ремонта. Вывертывать шпильки следует только тогда, когда это необходимо по условиям разборки агрегата пли узла, во время замены шпильки и детали. При снятии отдельных деталей, узлов и агрегатов, а также при транспортировке не должно быть поломок и повреждений обработанных поверхностей. Нельзя обезличивать пары деталей, которые устанавливаются на двигатель только комплектно: крышки коренных подшипников с блоком; шатуны с крышками шатунов; половины средней опоры кулачкового вала топливного насоса высокого давления (ТНВД); детали плунжерных пар и нагнетательных клапанов ТНВД; крышки со стороны привода и крышки оси рычага стартера; иглы распылителя форсунки; втулки и штоки подкачивающего насоса.

Для транспортировки двигателя (рис. 1), снятия и установки его на автомобиль или стенд для разборки рекомендуется использовать приспособление, изображенное на рис. 2. Четыре крюка этого приспособления зацепляются за четыре рым-болта, ввернутых в передний и задний торцы обеих головок цилиндров. При транспортировке двигателя ЯМЗ-238 переднее коромысло устанавливается з положение А, двигателя ЯМЗ-236 - - в положение Б. Кроме того, для транспортировки двигателя ЯМЗ-238 без коробки передач рым коромысла нужно установить в положение В, при транспортировке двигателя ЯМЗ-236 без коробки передач — в положение Г,-двигателя ЯМЗ-238 с коробкой передач — в положение Д, двигателя ЯМЗ-236 с коробкой передач — в положение Е.

Порядок разборки. Перед разборкой двигатель временно устанавливают на подставку, предохраняя поддон от повреждений, отвертывают болты крепления картера сцепления, снимают коробку передач вместе с картером сцепления, поддерживая ее снизу, чтобы не повредить ведомые диски сцепления или ведущий вал коробки, отвертывают болты крепления кожуха сцепления к маховику и снимают нажимный диск с кожухом в сборе. Отворачивать болты надо постепенно, ослабляя один за другим, так как в противном случае последние оставшиеся болты могут быть сорваны силой нажимных пружин. Далее необходимо вынуть ведомый диск. У двухдисковых сцеплений ЯМЗ-238К, ЯМЗ-238, ЯМЗ-236К следует снять также средний ведущий и передний ведомый диски.

После этого необходимо расшплинтовать и отвернуть два стяжных болта 2 (рис. 3) крепления стартера, снять стартер 3, генератор и компрессор пневмотормозов, отвернув болты, снять крыльчатку 10 (рис. 4) вентилятора, отвернуть стержень 17 и снять воздушный

фильтр 16, снять четыре боковые заглушки 23 (см. рис. 3) по две с правой и левой стороны. Установив двигатель на стенд (рис. 5) и закрепив его четырьмя фиксаторами, вводимыми в отверстия водяных каналов, необходимо вынуть указатель уровня масла; ослабить винты стяжных хомутиков, снять перепускную 14 (см. рис. 4) и соединительную 15 трубки водяных термостатов; снять соединительный патрубок 15 (см. рис. 3) впускных коллекторов и скобы крепления топливных

трубок высокого давления; отсоединить трубки 12 и отводящую топливную трубку //, предварительно освободив ее от кляммера.

Сняв крышки 10 головок цилиндров, необходимо отсоединить дренажные трубки форсунок, отвернуть гайки крепления скоб форсунок и снять форсунки 9; снять коромысла 18 с осями в сборе, вынуть штанги 5 толкателей; снять головки 8 цилиндров и их прокладки. Выполнив указанные операции, повертывают двигатель на стенде картером маховика вниз, снимают поддон 27, масляный насос 28 с дифференциальным клапаном 26 и трубками, замковые шайбы шатунных болтов (с 1973 г. замковые шайбы шатунных болтов не устанавливаются), вывертывают болты, снимают крышки шатунов, вынимают поршни 4 в сборе с шатунами 24, ставят крышки шатунов на соответствующие шатуны, руководствуясь метками, нанесенными на заводе-изготовителе, и привертывают их болтами. Далее следует повернуть двигатель в рабочее положение, отсоединить трубки низкого давления, снять топливный фильтр 12 (см. рис. 4) тонкой очистки; снять топливный насос 18 высокого давления в сборе с автоматической муфтой опережения впрыска и регулятором; отвернуть гайку крепления полумуфты на валу ведомой шестерни привода топливного насоса, снять полумуфту 13 вместе с шайбой полумуфты, впрессовать из вала 9 шпонку; снять фильтры грубой и центробежной очистки масла и маховик 22. Для снятия маховика рекомендуется применять два воротка 1 (рис. 6), которые ввертываются в специальные отверстия с резьбой M12X1J5 до упора в коленчатый вал 2. Во избежание перекоса маховика 3 воротки необходимо ввертывать одновременно.

Затем снимают картер маховика 25 (см. рис. 4), боковину шкива водяного насоса и ремень привода водяного насоса; отвернув болт крепления шкива коленчатого вала, съемником, изображенным на рис. 7, снимают шкив 2 (см. рис. 4) и выпрессовывают шпонку из коленчатого вала. После этого

необходимо снять кронштейн 6 передней опоры двигателя, верхнюю крышку И блока, привод 8 вентилятора, крышку 4 шестерен распределения в сборе с водяным насосом.

Выполнив указанные операции, требуется повернуть двигатель на стенде картерной частью вверх, расшплинтовать и вывернуть болты крепления крышек коренных подшипников, снять крышки 26, вынуть коленчатый вал 3 из блока цилиндров, пользуясь специальной подвеской (рис. 8), предохраняя шейки вала от повреждений; вынуть вкладыши и упорные полукольца из опор и крышек коренных подшипников, поставить крышки коренных подшипников на свои места, руководствуясь метками; вывернуть болты крепления упорного фланца 5 (см. рис. 4) распределительного вала, отогнув предварительно замковые шайбы; вынуть распределительный вал 21 в сборе с шестернями; впрессовать, начиная с задней, оси 20 толкателей и снять толкатели 19 и дистанционные втулки толкателей. В заключение повертывают двигатель на стенде картерной частью вниз, вывертывают болты крепления упорного фланца ведомой шестерни привода топливного насоса, отогнув предварительно стопорные шайбы, извлекают шестерню 7 (см. рис. 4) в сборе с валом 9 и подшипниками, а также все гильзы цилиндров. Гильзы из блока цилиндров извлекают при помощи приспособления, изображенного на рис. 9. Приспособление вводят во внутреннюю полость гильзы, надевают плечики упорной пластины на нижний торец гильзы 2, надевают втулки 6 на шпильки 5 блока 3 цилиндров и, наворачивая за ручки гайку 7 на винт 4, извлекают гильзу из блока цилиндров.

После разборки двигателя очищают все сопрягаемые поверхности от остатков прокладок и грязи и тщательно промывают детали.

Очистка и мойка деталей. Детали двигателя рекомендуется промывать в моечной установке непрерывного действия. Детали помещаются на ленту транспортера или на подвеску подвесного конвейера, пропущенного через моечную машину. В качестве моющего средства на Ярославском моторном заводе используются растворы, указанные в табл. 1.

Детали промывают при температуре раствора 60—80° С. Нагар и смолистые отложения, оставшиеся после обработки в моечной машине, рекомендуется удалять косточковой крошкой или ультразвуковым методом. Для обезжиривания и мойки точных деталей (детали топливной аппаратуры, подшипники качения, клапаны системы смазки) следует применять чистый бензин, керосин пли дизельное топливо. Мойка прецизионных деталей производится в отдельных ванночках, при этом тщательно оберегаются от повреждений рабочие поверхности деталей. Браться незащищенными руками за рабочие поверхности прецизионных деталей не рекомендуется, так как в местах соприкосновения возможно появление коррозии. Масляные каналы блока цилиндров, коленчатого вала, шатунов и других деталей после мойки должны быть прочищены металлическими ершами и продуты сжатым воздухом. Детали, поступающие на сборку в законсервированном виде, на участке мойки подвергаются расконсервации: деталь погружают в ванну с маслом, нагретым до температуры 85—95° С. После расконсервации детали обезжиривают щелочным раствором. Законсервированный топливный насос высокого давления протирают снаружи салфетками, смоченными в бензине или дизельном топливе, до полного снятия консервирующей смазки, а затем прокачивают его на специальном стенде обезвоженным профильтрованным дизельным топливом, нагретым до температуры 30—40° С. Форсунки расконсервируют путем покачивания на стенде профильтрованным дизельным топливом, сделав 20—30 впрысков. Расконсервации прецизионных пар (распылитель, плунжерная пара) производят в профильтрованном бензине, перемещая одну деталь относительно другой. Операцию повторяют сначала в чистом бензине, а затем в профильтрованном дизельном топливе.

кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы

После очистки и мойки детали и узлы двигателя подвергаются контролю и дефектовке. Внешним осмотром проверяется отсутствие забоин, трещин, сколов, повреждений резьбовых отверстий, качество поверхностей трущихся деталей. Размеры, а также правильность геометрической формы деталей проверяются универсальным или специальным мерительным инструментом.

Реклама