Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Ремонт двигателей ЯМЗ

Фильтр грубой очистки масла

С ноября 1970 г. на двигатели ЯМЗ-236 с № 173724 и ЯМЗ-238 с № 134743 устанавливается новый фильтр грубой очистки масла. Его конструктивными особенностями являются: подвод масла через полый стержень в верхнюю часть фильтра; отделение полости отстоя масла от полости перепускного клапана; наличие сигнализатора для контроля загрязненности элемента фильтра; удобное для обслуживания расположение сливной пробки; удобный для ремонта и промывки односекционный фильтрующий элемент с более прочной сеткой. Взаимозаменяемость старых и новых фильтров в сборе сохранена, а фильтрующие элементы невзаимозаменяемы. На двигателях старого выпуска рекомендуется устанавливать новые фильтры по мере поступления последних в запасные части. При установке нового фильтра на двигатель ЯМЗ-236 выпуска до ноября 1970 г. необходимо вывернуть левый рым-болт.

Если в дальнейшем возникнет потребность снять двигатель или головку цилиндров, следует снять колпак фильтра и ввернуть на место рым-болт. В запасные части поставляются новый фильтр в сборе 236— 1012010 —A3; фильтрующие элементы 204А—1012027 (старый) и 236—1012027 —А (новый); колпак фильтра 201—1012080 (старый) и 240—1017078 (новый). При разборке фильтра необходимо отвернуть болт 11 (рис. 61), снять колпак 7 в сборе с пружиной 10, болтом 11 и уплотнительной шайбой; верхнюю крышку 8 элемента с прокладкой 4, фильтрующий элемент 5, нижнюю крышку 6 с прокладкой 4; вынуть из канавки корпуса 1 резиновую прокладку 3; в случае повреждения резьбы, ослабления посадки в корпусе или при необходимости ремонта корпуса вывернуть стержень 9 и пробку 18 перепускного клапана.

Затем необходимо снять прокладку 17, вынуть из гнезда пружину 13, перепускной клапан 12 с корпусом 15 сигнализатора, пружиной 14 и подвижным контактом 16, из пробки 18 вынуть регулировочную шайбу 19. Следует иметь в виду, что не все автомобили оборудованы световым указателем засоренности элемента масляного фильтра.

После разборки все детали тщательно промывают сначала в керосине, а затем в моечной машине 5-процентным раствором кальцинированной соды, нагретым до температуры 80—85° С. Фильтрующий элемент тщательно промывают от отложений, заполняющих полости ячеек фильтрующей сетки и сетки жесткости. Корпус масляного фильтра изготовлен из чугуна СЧ 15-32 ГОСТ 1412—54. Трещины в корпусе рекомендуется заварить биметаллическим электродом, а при обломе буртика кольцевой канавки под колпак наплавить биметаллическим электродом обломанную часть, зачистить наплавленную часть заподлицо с наружной поверхностью

и расточить канавку до ширины 3 мм и глубины 6 мм со снятием фаски 1X45°.

мм; наличие уступа и других дефектов не допускается.

Корпус фильтра испытывают на герметичность воздухом под давлением 4—5 кгс/см2 в воде.

Фильтрующий элемент имеет каркас, выполненный из стальной ленты с пробитыми в ней отверстиями, стальную сетку жесткости и фильтрующую латунную сетку. Заводом устанавливается фильтрующая сетка повышенной прочности с прямоугольными ячейками № 014 по ТУ МЖ 12-71. Прорывы, пробоины и вмятины фильтрующей сетки запаивают припоем ПОС-30 и ПОС-40 ГОСТ 1499—70. Общая площадь запаянных мест не должна превышать 15 см2, в противном случае ее заменяют. Для этого латунную фильтрующую сетку извлекают, тщательно промывают элемент, удаляя все отложения, устанавливают новую сетку и пропаивают ее одним продольным и двумя кольцевыми швами. Допускается применять сетки латунные с квадратной ячейкой № 0125, № 014 по ГОСТ 6613—53, а также изготовленные из фосфористой бронзы или никелевых сплавов с тем же размером ячейки (0,125X0,125 мм или 0,14X0,14 мм).

Колпак фильтра изготовлен из листовой стали 0,8 кп ГОСТ 1050—60 толщиной 2±0,15 мм. При наличии вмятин и небольших трещин на конусной части колпака, возникающих от чрезмерного

мм, а наружную поверхность обтачивают до диаметра 32 мм.

мм устраняют путем снятия металла на глубину не более 1 мм. Сборка фильтра производится в следующей последовательности.

кгс/см2. Если клапан открывается при меньшем давлении, устанавливают дополнительно регулировочную шайбу 19. Фильтр в сборе испытывают на герметичность воздухом под давлением 5 кгс/см2 в воде с температурой 40—50° С. Пропуск воздуха не допускается.

Фильтр центробежной очистки масла Для разборки фильтра центробежной очистки масла необходимо отвернуть колпачковую гайку 3 (рис. 62), снять шайбу 2, колпак 1, прокладку 15, отвернуть гайку 4, снять шайбу 5 и ротор в сборе. Затем нужно снять с оси ротора стопорное кольцо 17 и подшипник 18, а из корпуса вывернуть ось 19 ротора. Ротор центробежного фильтра в сборе динамически сбалансирован с точностью 2 гс-см и поэтому при разборке он не должен разукомплектовываться.

Чтобы разобрать ротор, следует отвернуть гайку 6, снять шайбу 7, колпак 10, сетку 8, из канавки ротора вынуть уплотнительное кольцо 14.

После разборки все детали фильтра тщательно промывают и продувают сухим воздухом. Перед промывкой и продувкой заборных трубок и каналов в роторе необходимо вывернуть сопла 22 и после промывки ввернуть их в свои гнезда. Менять местами сопла одного и того же ротора не рекомендуется. На фильтрах центробежной очистки масла выпуска до января 1971 г. крепление ротора на оси осуществлялось чекой 23 (рис. 62, б) с упорной шайбой 5.

8. Биение поверхностей шеек под втулки и подшипник должно быть не более 0,02 мм.

мм и чистоты

7. Взаимное биение поверхностей втулок допускается не более 0,015 мм. Ослабленные втулки заменяют новыми, обеспечивая посадку с натягом не менее 0,05 мм.

При срыве или износе резьбы в корпусе ротора под сопло нарезают резьбу ремонтного размера М10Х1 кл. 2 на глубину 9 мм. При ослаблении посадки заборной трубки 12 в корпусе 16 ротора необходимо подобрать новую трубку и запрессовать ее в отверстие корпуса до упора с натягом не менее 0,1 мм. Сборку фильтра производят в следующем порядке: в кольцевую канавку корпуса ротора 11 укладывают уплотнительное резиновое кольцо 14, на ступицу ротора надевают сетку 8 заборной частью в сторону колпака и колпак 10, совместив его паз со штифтом 21 ротора, устанавливают шайбу 7, затягивают гайку 6, завертывают до упора ось ротора, устанавливают шариковый подшипник 18, напрессовав его до упора так, чтобы кольцо с большим внутренним диаметром было обращено в сторону ротора. В канавку оси ротора ставят стопорное кольцо 17. После этого на ось надевают ротор в сборе, шайбу 5 и затягивают гайку 4. Ротор должен вращаться легко, без заеданий и заметного люфта. Надев на колпак / фильтра прокладку 15, устанавливают колпак на корпус ротора и закрепляют колпачковой гайкой 3, подложив под нее шайбу 2.

0,03 мм по размерам, указанным на рис. 62, б.

Реклама