Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Ремонт двигателей ЯМЗ

Топливный насос высокого давления

Прежде чем приступить к проверке ТНВД, необходимо тщательно промыть сначала снаружи, а затем, отвернув винты, сняв боковую и нижнюю крышки насоса, а также крышку регулятора со всеми находящимися в ней деталями внутри. Наибольший эффект достигается при мойке в предназначенной для этих целей установке специальными моющими растворами, подогретыми до температуры 70—90° С.

Корпус топливного насоса высокого давления рекомендуется промывать в растворе, состоящем из 0,1—0,2% кальцинированной соды и 0,05—0,1% бихромата натрия. Для промывки деталей из цветных металлов (латунь, бронза, алюминий) используют раствор с содержанием 3,5% эмульсола и 0,15% жидкого стекла. Для промывки стальных и чугунных деталей применяют раствор с содержанием 1,0—1,5% тринатрийфосфата, 0,5—1,0% нитрата натрия, 1,0—2,0% триэтаноламина.

Через вскрытые полости внимательно проверяют состояние деталей. Детали с поломками, выкраиваниями и местными выработками подлежат замене или ремонту. Особое внимание следует обратить на состояние пружин толкателей, на пружины регулятора в метах зацепления с рычагами, на выработки (в виде радиальных канавок) от роликов грузов на торце муфты регулятора, на состояние подшипников и опоры кулачкового вала, а также подшипников регулятора числа оборотов.

Кроме того, следует удостовериться в плавности движения рейки при одновременном проворачивании кулачкового вала насоса и отсутствии заедания рейки, а также в легкости перемещения грузов, рычага регулятора и скобы кулисы. Необходимо проверить и в случае необходимости отрегулировать люфт кулачкового вала удалением соответствующего количества прокладок из-под передней крышки, проверить величину зазора в зацеплении рейка насоса венец зубчатый. При неподвижном зубчатом венце ход рейки не должен превышать 0,25 мм.

После контрольного осмотра и устранения замеченных недостатков полости кулачкового вала, регулятор и пружины толкателей следует промыть чистым дизельным топливом или маслом и собрать ТНВД. После заливки в полости кулачкового вала, регулятора и муфты опережения впрыска необходимого количества масла приступают к определению технического состояния агрегата. ТНВД устанавливают на регулировочный стенд.

Основным критерием, определяющим техническое состояние топливного насоса, является величина износа плунжерных пар. Пригодность плунжерных пар к дальнейшей эксплуатации определяют по величине максимально возможной пусковой подачи топлива, которая должна быть не менее 180 мм3/цикл при 80 об/мин кулачкового вала насоса. В случае необеспечения указанного требования нагнетательные клапаны заменяют клапанами, имеющими зазор по разгрузочному пояску 0,06—0,07 мм, и повторяют проверку. Если и в этом случае не обеспечивается величина пусковой подачи топлива, плунжерные пары подлежат замене. После достижения требуемой величины пусковой подачи топлива ТНВД подвергают регулировке, контролю и сдаточным испытаниям.

При обезличенном капитальном ремонте на специальном ремонтном предприятии, которое должно обеспечивать ресурс изделия не менее 80% от его первоначального срока службы, величина пусковой подачи топлива должна быть не ниже 200 мм3/цикл.

Обнаружение в процессе определения технического состояния, регулировки и сдаточных испытаний каких-либо неисправностей требует разборки изделия в объеме, необходимом по условиям ремонта, и более тщательного обследования состояния деталей и узлов.

Разборка и сборка ТНВД должны выполняться на приспособлении, исключающем деформацию корпуса и предохраняющем его от повреждений. Рекомендуемая конструкция такого приспособления дана на рис. 65. Разборка ТНВД производится в следующей последовательности. Отвернув гайку 8 (рис. 66) крепления автоматической муфты, снимают муфту 7. Для отвертывания гайки 8 можно использовать ключ, изображенный на рис. 67. Затем снимают топливоподкачивающий насос, боковую крышку 23 (см. рис. 66), отвертывают колпачковые гайки 36, снимают соединительные ниппели 37 и контрящие сухари 33, вывертывают штуцера 31 и вынимают упоры клапанов с пружинами 38. Далее при помощи съемника (рис. 68) следует вынуть из корпуса насоса седла 41 (см. рис. 66) с нагнетательными клапанами 39, а при помощи приспособления (рис. 69) или рычага сжать пружины 47 (см. рис. 66) толкателей и пинцетом вынуть нижние тарелки 48 пружин толкателей.

Вывернув установочные винты 27 втулок плунжеров, необходимо вынуть плунжерные пары и, слегка сжав пружины 47, вынуть

их из корпуса вместе с верхними тарелками 25, втулками 45 зубчатых венцов и зубчатыми венцами 43. После этого можно вынуть толкатели 51 из направляющих в корпусе насоса. Для сохранения заводской комплектовки при разборке насосных секций рекомендуется соблюдать закрепление комплектующих деталей за секциями. Не допускается раскомплектование плунжерных пар, деталей нагнетательных клапанов, а также верхней и нижней половин промежуточной опоры кулачкового вала.

Для снятия кулачкового вала насоса необходимо дополнительно разобрать корпус регулятора (последовательность разборки приведена ниже), отвернуть стопорный винт опоры кулачкового вала, выпрессовать шпонки из обоих концов вала,отвернуть винты и снять крышку переднего подшипника 10. После этого можно вынуть кулачковый вал 16 в сборе с внутренними обоймами подшипников и сепараторами.

В заключение проверяют состояние сальников и подшипников кулачкового вала. При необходимости замены сальники выпрессовывают и при помощи съемника (рис. 70) спрессовывают подшипники.

Ремонт ТНВД. Состояние деталей и узлов насоса, поступившего в ремонт, необходимо рассматривать во взаимосвязи с деталями, с которыми они работают. Исключение составляют детали с механическими поломками, срывами резьб и дефектами, которые в основной массе ремонту не подлежат. Необходимо отметить, что величины предельно допустимых износов в ряде случаев занижены исходя из условий глубин химико-термической обработки-цементации, цианирования и т. д.

Корпус при наличии трещин и срывов основных резьб, например, под штуцер ремонту не подлежит и заменяется. Допускается восстановление резьб под винты крепления нижней крышки, корпуса регулятора, передней крышки кулачкового вала, винтыфиксаторы

рейки насоса и промежуточной опоры кулачкового вала, а также под установочные винты втулок плунжера в том случае, если позволяет их расположение до края поверхности. Восстановление производится методом разделывания отверстия под резьбу большего размера, установки в нее при помощи клея на основе эпоксидной смолы латунной вставки с последующей обработкой в ней резьбового отверстия требуемого размера. Толщина стенки в латунной вставке не должна быть менее 2 мм. Торец вставки обрабатывается заподлицо с основной поверхностью.

7, перпендикулярности ее к оси секции в пределах 0,03 мм и выполнением галтели (от опорной поверхности к цилиндрической) радиусом не более 0,3 мм. Толкатель плунжера устанавливается в отверстие корпуса насоса с исходным зазором 0,020—0,063 мм. Предельно допустимое увеличение зазора в процессе эксплуатации не должно превышать 0,2 мм. Исходный суммарный зазор в узле ролик втулка ось толкателя составляет 0,029—0,095 мм и не должен превышать 0,3 мм (замеряют в узле в сборе). При несоответствии указанным требованиям толкатель подлежит разборке и ремонту. В этом случае замеры производятся раздельно. Исходный зазор в соединении втулка ролика ось ролика толкателя составляет 0,013—0,043 мм, а предельно допустимый при износе — 0,12 мм; исходный зазор в соединении втулка ролика ролик толкателя составляет 0,016— 0,052 мм, предельно допустимый — 0,18 мм. При повторной сборке толкателя необходимо сохранить величину исходного натяга в соединении ось ролика толкателя толкатель плунжера по отверстию, в которое запрессовывается ось ролика накатанным концом и который составляет 0,007—0,039 мм. Величину исходного натяга можно обеспечить подбором оси ролика по отверстию в корпусе толка теля

из разных комплектов. Предельно допустимое уменьшение наружного диаметра ролика толкателя составляет 19,85 мм при номинальном диаметре 20_о,о5 мм.

мм. диаметральный зазор в соединении кулачковый вал средняя опора не должен превышать 0,18 мм при исходном зазоре 0,04— 0,093 мм.

7. Втулки запрессовывают на глубину 11,8—12,2 мм от торцовой плоскости корпуса насоса. При обработке отверстий под рейку необходимо учесть, что отверстия должны быть сосны. Калибр диаметром 13,98—13,985 мм должен свободно проходить через оба отверстия.

мм под втулки плунжеров, и на расстоянии 111,9—112,1 мм от горизонтальной плоскости, проходящей через ось отверстий под крышку подшипника и корпус регулятора, и быть параллельными последней с точностью 0,1 мм. Детали, выполняющие роль уплотнений (прокладки, уплотнительные кольца, шайбы, сальники и т. д.), восстановлению не подлежат и заменяются новыми. Для обеспечения герметичности по стыку должны быть тщательно проверены и восстановлены сопрягающиеся поверхности втулки плунжера и корпуса нагнетательного клапана по плоскостности и чистоте поверхностей.

Нагнетательные клапаны должны быть подвергнуты особенно тщательной проверке. Как показывает анализ, износы нагнетательных клапанов проявляются в потере герметичности по уплотняющему конусу, которая может легко восстанавливаться в условиях обычной мастерской по ремонту топливной аппаратуры, и в увеличении зазора по разгрузочному пояску. Увеличение зазора по разгрузочному пояску способствует улучшению протекания скоростной характеристики подач и повышению устойчивости оборотов холостого хода двигателя за счет корректирующего эффекта. Как известно, увеличение зазора в зоне разгрузочного пояска приводит к увеличению остаточного давления на линии нагнетания, что, в свою очередь, может привести к появлению подвпрысков. Исследовательские работы показывают, что явление подвпрыска при зазорах до 0,07 мм отсутствует во всем диапазоне подач и оборотов, дальнейшее же увеличение зазора может вызвать явление подвпрыска (при работе с новой плунжерной парой). Учитывая, что установка нагнетательных клапанов с увеличенным зазором требуется только для компенсации износа плунжерных пар, рекомендуется применять клапаны с зазором по разгрузочному пояску до 0,1 мм, а учитывая, что зазор между корпусом клапана и разгрузочным пояском оказывает существенное влияние на равномерность подачи секциями насоса, нагнетательные клапаны перед установкой в насос высокого давления необходимо сортировать по величине зазора на группы так, чтобы в пределах группы колебание зазора не превышало 0,01 мм.

Сортировку нагнетательных клапанов на группы можно производить при помощи пневматического длинномера с конусностью трубки 1:400 и 1 : 1000. Принципиальная схема прибора показана на рис. 71. Прибор состоит из пневматического длинномера 2, редуктора давления 3, масловлагоотделителя 4, приспособления 5 для установки клапанной пары и микрометрического винта 6, обеспечивающего подъем нагнетательного клапана в рабочее положение на 1,2—1,4 мм. При сборке прибора необходимо обеспечить герметичность всех соединений. Шкала прибора, выражающая зависимость высоты поднятия поплавка от эффективного проходного сечения клапана по разгрузочному пояску, градуируется по эталонным клапанным парам с интервалом 0,01 мм в пределах общего зазора до 0,1 мм. При этом для зазора от 0,01 до 0,1 мм используется трубка длинномера с конусностью 1 :400, а для замера зазора от 0 до 0,002 мм — 1 : 1000. Испытание нагнетательного клапана. Клапан, смазанный чистым дизельным топливом, должен свободно садиться на уплотняющий конус под действием собственного веса из любого положения по высоте и углу поворота относительно седла. Местные сопротивления и прихватывания при перемещении клапана не допускаются. Плотность прилегания клапана по конусу проверяется воздухом под давлением 5—6 кгс/см2, прижимающим клапан к седлу. Проверять следует клапан в трех положениях относительно корпуса, выдерживая его в каждом положении не менее 15 с. Пропуск воздуха не допускается. Пропуск определяется по выделению воздушных пузырьков при погружении клапана в дизельное топливо. Величина зазора по разгрузочному пояску и соответствие зазора одной из рекомендованных групп проверяется по методу, описанному выше. Испытание плунжерных пар. После тщательной промывки деталей пары и смазки их чистым дизельным топливом плунжер, выдвинутый на 20—25 мм в вертикальном положении, должен плавно опускаться во втулке под действием собственного веса на всей длине хода и при различных углах поворота плунжера во втулке. Местные сопротивления и прихватывания при перемещении плунжера во втулке не допускаются.

Работоспособность плунжерной пары проверяют как указано в разделе Регулировка ТНВД в сборе с регулятором числа оборотов в направлении обеспечения ею величины подачи топлива на пусковых режимах работы. Сборка ТНВД начинается с установки на вал промежуточной опоры и напрессовки переднего и заднего роликоподшипников без наружных обойм. Каждый подшипник должен упираться в бурт вала утолщенной частью внутренней обоймы. Далее в переднюю крышку и корпус регулятора заподлицо с торцовыми поверхностями запрессовывают сальники, привертывают к корпусу топливного насоса корпус регулятора, предварительно смазав сопрягающиеся поверхности пастой герметик; при помощи оправки, предохраняющей сальник от повреждения, устанавливают кулачковый вал, ввертывают стопорный винт опоры, зачеканивают винты крепления корпуса регулятора и винт опоры и устанавливают переднюю крышку, предохранив от повреждения шпоночным пазом рабочую кромку сальника. При туго затянутых винтах крышки подшипника кулачковый вал должен поворачиваться от руки без ощутимых заеданий и толчков. Осевой люфт вала под усилием 5—6 кгс должен быть 0,01—0,07 мм. В случае необходимости он может быть отрегулирован постановкой прокладок 11 (см. рис. 66) под фланец передней крышки. Винты крепления корпуса и передней крышки зачеканивают. После этого устанавливают толкатели. Высота толкателя в сборе с винтом должна быть 37,3—37,5 мм. Сборка насосной секции. В корпус устанавливают венец с втулкой, верхней тарелкой и пружиной. Средний зуб венца должен находиться в средней впадине рейки, а прорезь венца и отверстие под установочный винт в корпусе насоса должны лежать в одной плоскости.79

Далее устанавливают плунжерную пару и затягивают установочный винт втулки и плунжера. Выступ плунжера, помеченный риской, должен быть обращен в сторону паза втулки. После затяжки установочного винта рейка должна перемещаться легко, без ощутимых затруднений не менее 25 мм.

Используя приспособление (см. рис. 69), сжимают пружину и вставляют нижнюю тарелку пружины. Запас хода плунжера при крайнем верхнем положении толкателя должен быть не менее 0,6 мм.

Установив нагнетательный клапан и штуцер и затянув последний (момент 10—12 кгс-м), проверяют легкость перемещения и величину свободного хода рейки, которая при неподвижном зубчатом венце должна быть не более 0,25 мм.

После этого устанавливают подкачивающий насос, нижнюю и боковую крышки, соединительные ниппели, колпачковые гайки, ставят и затягивают контрящие сухари. Соединительные ниппели устанавливают в соответствии с рис. 72.

Реклама