Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Ремонт двигателей ЯМЗ

Топливоподкачивающий насос

Разборке и ремонту топливоподкачивающий насос подвергается только в том случае, если он не обеспечивает требуемых характеристик, указанных на 91 с. Разбирают топливоподкачивающий насос на специальном приспособлении. Рекомендуемая конструкция приспособления показана на рис. 78. Закрепив топливоподкачивающий насос на приспособлении, необходимо вывернуть ручной насос в сборе и пробку 17 (рис. 79) клапана, вынуть клапаны 14 и 25 с их пружинами, вывернуть пробку 5 пружины, вынуть пружину 3 и поршень 2,

спять стопорное кольцо 10, вынуть толкатель 9 и пружину 8 толкателя.

При разборке и сборке топливо подкачивающего насоса следует помнить, что поршень и корпус подкачивающего насоса, а также поршень и цилиндр ручного насоса представляют собой точно подобранные пары и раскомплектованию не подлежат.

Ремонт. Детали и узлы насоса необходимо рассматривать во взаимосвязи с деталями, с которыми они работают в паре. Механические поломки деталей и срывы резьб ремонту не подлежат, кроме случаев, указанных ниже. На корпусе тошшвоподкачивающего насоса поломки и трещины не допускаются. Срывы резьб под болты крепления топливопроводов исправляют методом изготовления стальных свертышей с последующей установкой их на клее, изготовленном на основе эпоксидной смолы.

Зазор между корпусом и поршнем насоса не должен превышать 0,18 мм при номинальном зазоре 0,006—0,030 мм; между корпусом насоса и толкателем не более 0,2 мм при номинальном — 0,070—0,093 мм; между осью ролика и толкателем поршня не более 0,15 мм при номинальном — 0,025—0,060 мм; между роликом толкателя и осью ролика не более 0,28 мм при номинальном — 0,025—0,060 мм; между цилиндром и поршнем ручного насоса не более 0,05 мм при номинальном—0,008—0,022 мм. На поршне топливного насоса выработка от штока толкателя не должна превышать 0,25 мм. Клапан насоса с торцовой поверхностью седла должен обеспечивать герметичность соединения.

Особое внимание необходимо уделять состоянию узла шток втулка, так как от величины износов в этом соединении зависит количество перетекаемого топлива в полость кулачкового вала. Зазор в указанном соединении не должен превышать 0,014 мм.

Величину зазора в паре шток втулка рекомендуется проверять, не извлекая втулки из корпуса насоса предлагаемым далее методом.

Испытание пары шток втулка подкачивающего насоса заключается в определении предельного состояния по износу данного прецизионного узла. Предельное состояние определяется по времени падения давления воздуха от 5 кгс/см2 до 4 кгс/см2 в аккумуляторе объемом 30 см3, подключенном через кран к сети сжатого воздуха. Схема установки для замера плотности прецизионного узла показана на рис. 80.

Процесс замера плотности прецизионного узла заключается в установке корпуса 8 насоса в приспособление, заполнении аккумулятора сжатым воздухом до давления не менее 5,5 кгс/см2, герметичном отключении аккумулятора от магистрали сжатого воздуха и замера времени, в течение которого происходит падение давления в аккумуляторе от 5 до 4 кгс/см2. Полученное время падения давления сравнивается с аналогичными показателями плотности эталонной прецизионной пары, имеющей зазор в соединении, равный 0,014 мм. Пара подлежит замене или ремонту, если плотность испытуемой пары меньше эталонной.

Сборка топливоподкачивающего насоса производится в последовательности, обратной разборке. Если в процессе обследования узла прецизионной пары шток втулка потребовалась ее замена, поверхность резьбы и торец в корпусе насоса тщательно очищаются от остатков клея, на котором была установлена удаленная втулка штока. Новая втулка штока должна быть установлена в корпус насоса на клее, составленном на основе эпоксидной смолы. Для обеспечения прочности и герметичности соединения при помощи клея тщательно очищенные контактирующие поверхности корпуса насоса и втулка штока должны быть предварительно обезжирены бензином или другой обезжиривающей жидкостью. После затяжки втулки штока (момент 1 кгс-м) проверяют легкость перемещения штока во втулке. В случае неудовлетворительной подвижности величина момента затяжки должна быть уменьшена.

Во время испытания проверяется производительность насоса. Установка для испытаний должна быть изготовлена по схеме: топ

ливный бак фильтр грубой очистки топлива вакуумметр топливоподкачивающий насос манометр мерный резервуар. Элементы схемы должны быть соединены прозрачными трубопроводами с внутренним диаметром не менее 8 мм. Для создания разрежения на входе в насос и противодавления на выходе из насоса должны быть установлены краны. Испытания насоса проводятся на летнем дизельном топливе при температуре топлива 25—30° С. Отсутствие воздуха в системе контролируется ио чистоте струи топлива в прозрачных топливопроводах. Насос должен засасывать топливо из бака, расположенного на 1 м ниже насоса. Производительность насоса при 1050 об/мин кулачкового вала стенда, разрежении у входного штуцера 170 мм рт. ст. и противодавлении 1,3—1,5 кгс/см2 должно быть не менее 2,0 л/мин. При полностью перекрытом выходном кране стенда и 1050 об/мип кулачкового вала стенда насос должен создавать давление не менее 3,5 кгс/см2.

Ручной насос проверяют на стенде, имеющем схему: топливный бак фильтр грубой очистки топливный насос. Насос должен подавать топливо из топливного бака, расположенного ниже ручного насоса на 1 м.

Испытание и регулировка ТНВД в сборе с регулятором числа оборотов и топливоподкачивающий насосом. После окончания монтажа каждый ТНВД с регулятором числа оборотов и топливоподкачивающим насосом в сборе должен быть подвергнут стендовой обкатке с последующим контрольным вскрытием и осмотром состояния деталей и узлов. Для равномерного и правильного распределения нагрузок по отдельным элементам насоса в процессе обкатки он должен быть предварительно отрегулирован. После обкатки и контрольного осмотра насос должен быть окончательно отрегулирован и на последнем этапе (перед отправлением в эксплуатацию на двигателе) пройти сдаточные испытания. Таким образом, каждый собранный после ремонта ТНВД должен пройти стендовые испытания в следующем объеме: предварительная регулировка; обкатка; контрольный осмотр; регулировка топливного насоса в сборе; сдаточные испытания. Предварительная регулировка ТНВД производится по той же методике, что и окончательная, только в меньшем объеме и не требуется той тщательности, которая предъявляется к окончательной настройке параметров насоса. Перед регулировкой в корпус насоса и корпус регулятора заливают дизельное масло марки Дп-11 по ГОСТ 5304—54 до верхних меток указателей уровня. В предварительную регулировку насоса, являющуюся подготовительной операцией к обкаточным испытаниям, входят: регулировка начала подачи топлива секциями насоса; проверка запаса хода плунжера при положении толкателя в верхней мертвой точке (должен быть не менее 0,6 мм); регулировка давления открытия нагнетательных клапанов; регулировка величины и равномерности подачи топлива на номинальном режиме, т. е. при 1050 об/мин кулачкового вала насоса; регулировка начала выдвижения рейки (начала движения рейки в сторону выключения подачи); установка номинальной подачи топлива при упоре рычага управления в болт ограничения максимального скоростного режима; установка запаса хода рейки на выключение при упоре рычага управления в болт минимальных оборотов. Обкатку производят на дизельном топливе с форсунками при давлении топлива на входе в ТНВД 0,5—2,0 кгс/см2. Перед обкаткой по указателям уровня проверяют наличие масла в корпусе насоса и в корпусе регулятора. Если в условиях ремонтного предприятия объем обкаточных работ велик и имеют место трудности, связанные с засорением сопловых отверстий распылителей, допускается производить обкатку со стендовыми ложными распылителями, которые изготавливаются из обычных распылителей сошлифовыванием носика до полного вскрытия центрального отверстия под запорным конусом. Пружины форсунок при обкатке должны быть затянуты на давление подъема иглы 175—180 кгс/см2. Трубки высокого давления не должны иметь пережимов внутреннего диаметра.

В начале обкатки рычаг управления регулятором устанавливают на упоре в болт ограничения максимального скоростного режима. Обкатку производят в течение 1 ч при 880—920 об/мин кулачкового вала насоса и переменном положении рычага управления регулятора, угловое отклонение которого должно изменяться от положения максимального до минимального скоростного режима. Частота изменений положения рычага управления — до* 10—12 ходов в минуту. Во время обкатки не допускаются -посторонние стуки в механизме, перегревы свыше 80° С, течи топлива и масла. При контрольном осмотре ТНВД необходимо снять боковую и нижнюю крышки насоса, крышку смотрового люка регулятора и произвести наружный осмотр деталей. Задиры, выкрашивания, выработки и прочие дефекты не допускаются. Кроме того, следует проверить продольный люфт кулачкового вала и плавность движения рейки при одновременном проворачивании кулачкового вала насоса. Не допускаются заедания рейки; проверяется легкость перемещения рычага регулятора и скобы кулисы. Перед установкой крышек полости кулачкового вала, пружины толкателей и регулятора промывают чистым дизельным топливом или маслом. От тщательности и качества регулировки топливного насоса в большой степени зависят мощностные и экономические показатели двигателя, а также надежность его работы. Поэтому регулировка топливного насоса должна выполняться на специальном, предназначенном для этих целей оборудовании. Топливные насосы высокого давления двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 рекомендуется регулировать на стендах NC-101 или NC-108, изготавливаемых народным предприятием Motorpal ЧССР; на стендах MD-12 народного предприятия Mirkoz Венгерской Народной Республики; А1027 австрийской фирмы Friedmann & Maier и других, аналогичных по конструкции. Трубопроводы высокого давления и форсунки (если даже они входят в комплект нового стенда для регулировки) не могут быть использованы для регулировки топливных насосов без аттестации в соответствии с условиями отбора стендового комплекта форсунок, как указано ниже.

Соответствие параметров трубопроводов высокого давления и форсунок, с которыми насос регулируется на стенде, параметрам аналогичных узлов на двигателе гарантирует наиболее точное совпадение стендовых и моторных (т. е. на работающем двигателе) показателей топливной аппаратуры. Таким образом, каждый стенд для регулировки топливных насосов высокого давления к двигателям ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 должен быть дополнительно укомплектован специально аттестованным стендовым комплектом форсунок с трубопроводами высокого давления.

В исключительных случаях при отсутствии возможности создания стендового комплекта форсунок (например, в условиях небольшой мастерской с небольшим количеством ремонтов) допускается производить регулировку топливного насоса с форсунками, которые необходимо закрепить за каждой отдельной секцией насоса. В этом случае топливный насос должен быть установлен па двигатель только с теми форсунками, с которыми проходил регулировку, и с точным соблюдением подсоединения каждой форсунки к соответствующей секции насоса. Этот метод неудобен тем, что при замене вышедшей из строя в эксплуатации форсунки на запасную нарушается равномерность подачи топлива по сравнению с остальными и для восстановления которой требуется снимать насос для подрегулировки. Стенд для регулировки ТНВД должен быть оборудован: механизмом, обеспечивающим бесступенчатое изменение частоты вращения приводного вала в диапазоне от 0 до 1300 об/мин; устройством для установки и закрепления испытуемого насоса в сборе с регулятором числа оборотов и подкачивающим насосом; топливным баком, фильтрами грубой и тонкой очистки топлива; топливной системой, обеспечивающей давление топлива в головке насоса не менее 23 кгс/см2; устройством для измерения и отбора порций топлива, подаваемого каждой секцией ТНВД; суммирующим счетчиком количества ходов плунжера, сблокированным с устройством для измерения и отбора порций топлива; тахометром для установки скоростного режима; лимбом для регулировки чередования подач между секциями насоса; необходимым количеством манометров, вакуумметров и трубопроводов; устройством для поддержания во время работы температуры топлива в диапазоне 25—30° С; маховиком на валу привода насоса с моментом инерции не менее 1,7 кгс-см/с2.

5 об/мин в течение 5 мин. Пеногасители должны иметь одинаковую пропускную способность

с разницей в подачах одной секции через каждый пеногаситель не более 0,5 см3 за 1000 ходов плунжера при 1020—1040 об/мин кулачкового вала насоса и упоре рейки в ограничитель номинальной подачи. Стендовые бюретки должны быть высокой точности и обеспечивать точность замера не менее 0,2 см3 для объемов до 20 см3 и точность не менее 0,5 см3 для объемов от 20 до 150 см3. Бюретки, пеногасители и устройство для измерения количества топлива должны быть герметичны. При полностью наполненной бюретке не должно быть утечки топлива в течение 5 мин.

, манометры и вакуумметры должны быть класса точности не ниже 1,6 по ГОСТ 2405—63 с ценой деления не более 0,1 кгс/см2 для манометров до 6 кгс/см2 и 1 кгс/см2 для манометров до 60 кгс/см2.

форсунки, его с достаточной достоверностью можно определить на новом восьмисекционном ТНВД, полученном с завода-изготовителя в порядке поставки запасных частей. Для создания эталонной форсунки необходимо иметь не менее 50 новых распылителей желательно различных сроков поставки. Распылители тщательно промывают и прочищают сопловые отверстия сверлом или стальной струной диаметром 0,34 мм с последующей мойкой в профильтрованном дизельном топливе, установкой на форсунку и обкаткой. Обкатку рекомендуется проводить на работающем двигателе в течение 150—200 ч. В случае невозможности допускается производить обкатку на стенде с ТНВД в течение не менее 25 ч. После этого подбирают комплект трубопроводов высокого давления аналогично стендовому, но имеющему объем внутренней полости 1,25—1,35 см3, и с ним устанавливают форсунки и новый восьмисекционный насос на регулировочный стенд (наиболее подходящим для целей отбора эталонных и стендовых форсунок является стенд фирмы Friedmann & Maier). Замер величины подачи топлива производят на номинальном режиме, т. е. при 1030— 1040 об/мин кулачкового вала насоса. Средняя цикловая подача должна быть в пределах 104—108 мм3/цикл. Если средняя цикловая подача не соответствует указанным пределам (паспортным данным), необходимо заменить насос и повторить проверку форсунок. Форсунка с трубопроводом высокого давления, имеющая показатели величины цикловой подачи, лежащие близко к середине указанного диапазона, т. е. в пределах 105,5—106,5 мм3/цикл, отбирается для аттестации.

Замер цикловых подач должен производиться не менее чем за 1000 ходов плунжера насоса. Каждую из отобранных форсунок с ее собственным трубопроводом высокого давления подключают поочередно к каждой секции восьмисекционного насоса. Форсунка с трубопроводом, имеющая наименьший разброс величины подачи на номинальном режиме по всем восьми секциям насоса может быть аттестована как эталонная.

Стендовый комплект форсунок отбирается на любой одной секции любого (отрегулированного и не работавшего в эксплуатации) восьмисекционного насоса высокого давления. Величина цикловой подачи топлива на номинальном режиме стендовой форсунки не должна отличаться от показаний эталонной форсунки более чем на 0,5 мм3/цикл. Замер величины подачи топлива производится не менее чем за 1000 ходов плунжера. Как эталонные, так и стендовые форсунки аттестуются только с прикреплением к ним трубопроводов высокого давления.

Реклама