Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Ремонт двигателей ЯМЗ

Блок цилиндров

Осмотром блока цилиндров убеждаются в отсутствии в нем трещин, пробоин и квитанционного разрушения нижних посадочных поясов цилиндров, в наличии всех крышек коренных опор коленчатого вала и в удовлетворительном состоянии поверхностей под вкладыши подшипников коленчатого вала (поверхность Д на рис. 10). Кавитацпонное разрушение нижних поясов цилиндров в виде грубой шероховатости и неглубоких выемок, распространившихся не ниже 205 мм от привалочной плоскости под головку цилиндров, допустимо блоки цилиндров считаются годными. Если кавитационное разрушение распространилось ниже 205 мм от верхней привалочной плоскости, блок цилиндров ремонтируют постановкой ремонтной втулки. Блок 1 (рис. 11) растачивают и запрессовывают втулку 2, изготовленную из чугуна СЧ 15-32. После запрессовки втулку растачивают до диаметра 151+004 мм. Биение обработанной поверхности по отношению к поверхности А не должно превышать 0,02 мм. Несовпадение общей оси поверхности А и ремонтной втулки 2 с осью поверхностей Д (см. рис. 10) не должно превышать 0,15 мм. Если на блоке цилиндров отсутствует хотя бы одна крышка подшипника коленчатого вала, блок к дальнейшему использованию непригоден. Царапины на поверхности Д следует исправлять запайкой их припоем ПОС-40 с последующей тщательной зачисткой.

При отсутствии перечисленных дефектов блок цилиндров проверяют на герметичность водяных полостей (при установленных гильзах с резиновыми кольцами) и водяных каналов под давлением 4 кгс/см2 в течение 2—3 мин и масляных каналов под давлением 12 кгс/см2 в течение 2—3 мин. Перед опрессовкой масляные каналы прочищают стальными ершами и промывают. После опрессовки проверяют состояние и геометрические размеры поверхностей Д под вкладыши подшипников коленчатого вала

мм от нижней плоскости В (см. рис. 10) крышки, обеспечив параллельность между поверхностями А и В в пределах 0,05 мм, установить крышки на

свои места в блоке и затянуть их болтами. Порядок затяжки: сначала затягивают средние болты (момент затяжки 20—25 кгс-м), затем крайние (тот же момент); далее поочередно затягивают динамометрическим ключом средние и крайние болты (момент 30— 32 кгс-м).

0,06 мм.

мм. При запрессовке втулок следует обеспечить совпадение отверстий для подвода масла во втулках с соответствующими каналами в блоке.

В зависимости от размера внутреннего диаметра втулок после ремонта наносится клеймо на поверхности Б (см. рис. 10) блока цилиндров согласно табл. 2. При ослаблении посадки шпилек крепления головки цилиндров или срыве в блоке более двух ниток требуется нарезание резьбы и установка шпилек ремонтного размера. Для этого рассверливают отверстие под шпильку до диаметра 16,3 мм на глубину 88 мм и нарезают резьбу М18Х2 на глубину 75 мм от привалочной плоскости головки цилиндров. Срыв или износ резьбы в отверстиях под болты крепления крышек коренных подшипников требует нарезания ремонтной резьбы М20 и рассверливания отверстий в крышках. Диаметр сверления под ремонтную резьбу М20 кл. 2— 17,4 мм, глубина сверления 70 и 90 мм, глубина нарезки 55 и 75 мм соответственно для внутренних и наружных отверстий. Отверстия в крышках коренных подшипников обрабатывают до диаметра 20,6 мм. При срыве более двух ниток пли износе резьбы крепления агрегатов, узлов или отдельных деталей к блоку цилиндров рекомендуется постановка свертышей. Свертыши должны быть установлены заподлицо с поверхностями, в которые они ввернуты, и надежно застопорены. Размеры свертышей приведены в табл. 3. Верхняя крышка блока подлежит замене при наличии в ней трещин, пробоин, изломов. В случае повреждения верхней и нижней привалочных плоскостей допускается их фрезерование с чистотой не ниже V4 на глубину дефекта, но не более чем на 1 мм. Не-, плоскостность нижней привалочной плоскости допустима не более 0,1 мм, а верхней плоскости не более 0,06 мм на всей длине. Исправление поврежденной резьбы производится постановкой свертышей (см. табл. 3).

Крышка шестерен распределения 1 (рис. 13) подлежит замене при наличии трещин, пробоин, изломов. При отсутствии указанных дефектов проверяют плотность посадки маслоотражателя 2. Маслоотражатель заменяют, если ослаблена его посадка.

Особое внимание обращают на состояние поверхностей А, прилегающих к блоку цилиндров в зоне отверстий водяного канала.

При коррозионном разрушении водяного канала необходимо заделать его эпоксидной смолой следующего состава (в весовых частях) :

После затвердения смолы поверхность тщательно зачищают заподлицо с основной поверхностью. Дефекты на привалочных поверхностях и сквозное разрушение исправляют заваркой. Поврежденную резьбу исправляют постановкой ввертышей (см. табл. 3). Исправление резьбы М10Х1.5 для крепления корпуса привода вентилятора производится постановкой

, при этом основная плоскость резьбы должна быть утоплена на 4 мм. Картер маховика подлежит замене, если в нем обнаружены трещины, пробоины или изломы. Трещину на перемычке А (рис. 14) разрешается заваривать твердым припоем. При ослаблении посадки маслоотражателя 2 последний необходимо заменить. Допускается ремонтировать поврежденную резьбу М12 для крепления картера сцепления постановкой в свертышей (см. табл. 3) с последующей зачисткой поверхности и нарезанием новой резьбы. Исправление разрешается только в случае, если резьба повреждена не более чем в двух отверстиях, расположенных не менее чем через два исправных отверстия. Кроме того, размер между наружным диаметром резьбы под резьбовую пробку и кромкой детали (размер Н) должен быть не менее 3 мм.

Гильзы цилиндров по наименьшему внутреннему диаметру цилиндра, а поршень по наибольшему наружному диаметру юбки (в мм) делятся на следующие шесть размерных групп, обозначаемых индексами А, Б, В, Г, Е и Ж на верхнем торце гильзы и на днище поршня (см. табл. 4). Гильза и поршень при сборке комплектуются только из одних размерных групп. Минимальный зазор между поверхностью гильзы и юбкой поршня в холодном состоянии находится в пределах 0,19—0,21 мм. Снятые с двигателя поршни в комплекте с шатунами разбирают при помощи специальных приспособлений. Сначала приспособление, изображенное на рис. 15, надевают на поршневое кольцо 1, губки 2 вводят в замок кольца, сжимая рукоятки 3 приспособления, разводят замок кольца до упора в обойму 4 приспособления и снимают приспособление с поршня вместе с кольцом. Обойма приспособления должна ограничивать расширение кольца до диаметра 142,5 мм. Затем при помощи щипцов (рис. 16) сжимают пружинные стопорные кольца поршневого пальца и вынимают их. Далее поршень нагревают в масляной ванне при температуре масла 80— 100° С в течение не менее 10 мин и легко удаляют из бобышек поршня. Во время капитального ремонта двигателя, отработавшего первичный ресурс, гильзы цилиндров, поршни и поршневые пальцы должны быть заменены новыми. Гильзы и поршни должны быть

одной размерной группы для каждого отдельно взятого цилиндра, но в разных цилиндрах гильзы с поршнями допускаются разных размерных групп. Поршневые пальцы не сортируются на размерные группы, поэтому они могут быть установлены в любые поршни и шатуны. Поршневой палец заменяется при наличии грубых рисок, задиров, наволакивания металла, прижогах, а также если наружный диаметр его менее 49,97 мм, овальность и конусность превышают 0,015 мм.

Реклама