Меню
Доступность наши антигололедные реагенты.
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Ремонт двигателей ЯМЗ

Электрооборудование

На двигателях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 до июля 1968 г. устанавливались генераторы постоянного тока: экранированный Г-107Б и не-экранированный Г-105Б. С июля 1968 г. двигатели комплектовались генераторами переменного тока Г-270А, а с марта 1971 г.— генераторами переменного тока Г-271.

Генераторы постоянного тока

Генераторы Г-105Б и Г-107Б одинаковы по конструкции и имеют одну техническую характеристику. Проверку работы генератора можно производить непосредственно на двигателе или на специальном контрольно-испытательном стенде. К генератору нужно подсоединить амперметр, вольтметр и реостат, как показано на схеме (рис. 93, а), и проверить соответствие параметров генератора технической характеристике. Для проверки генератора, работающего в режиме электродвигателя, необходимо включить приборы по схеме, указанной на рис. 93, б. Генератор при работе на холостом ходу в режиме электродвигателя должен потреблять ток не более 7,2 А при напряжении на клеммах 24 В. Если при проверке работы генератора обнаружены значительные отклонения от технической характеристики, следует найти причину и отремонтировать генератор. Разборка. Прежде всего очищают генератор от грязи, масла, протирают сухой салфеткой, вывертывают стяжкой винт, снимают защитную ленту 3 (рис. 94), вывертывают винты крепления наконечников щеточных проводов, приподнимают крюком рычажки щеток и извлекают щетки. Если щетки пригодны для дальнейшей эксплуатации, необходимо их пометить, чтобы при последующей сборке установить в свои щеткодержатели. Отвернув гайку 10 крепления шкива генератора, специальным съемником снимают шкив 9 и вынимают из паза вала якоря шпонку.

Расшплинтовав и вывернув винты крепления крышки 19, снимают крышку с прокладкой, отвертывают гайку 18, снимают шайбу, вывертывают стяжные болты и снимают крышку / генератора. Для удобства снятия крышки на ней против отверстий под стяжные болты выполнены щели для отверток. Затем извлекают якорь 6 в сборе с крышкой 8, спрессовывают крышку 8 с вала якоря и разбирают крышки 1 и 8.

После разборки генератора металлические детали промывают в керосине или бензине, а детали, имеющие изоляцию, протирают салфеткой, слегка смоченной бензином. Якорь и корпус после чистки необходимо просушить. Якорь генератора заменяют при наличии межвиткового замыкания, обрыва секций, замыкания обмотки на массу и невозможности устранения неисправностей без перемотки якоря. Определение межвиткового замыкания производится на индукционном аппарате ППЯ-5. При проворачивании якоря на индукционном аппарате и прикосновении стальной пластины последовательно к отдельным секциям якоря дребезжание пластины укажет на секцию с корот-козамкнутыми витками.

Замыкание на массу проверяется подключением витков якоря через лампочку к сети переменного тока (рис. 95). Определение обрыва или межвиткового замыкания, а также выявление замкнутой на массу секции производится пропусканием тока от аккумуляторной батареи через обмотку якоря и замером напряжения на коллекторных пластинах чувствительным милливольтметром. Если коллектор имеет значительную выработку или биение рабочей поверхности более 0,05 мм относительно опорных шеек вала, его необходимо проточить. После проточки специальным шабером следует выбрать изоляцию между пластинами коллектора на глубину 0,8 мм по всей ширине (рис. 96), затем коллектор шлифуют мелкой стеклянной шкуркой, а щетки притирают к коллектору.

Катушки возбуждения в сборе с корпусом проверяют на отсутствие обрыва обмотки, замыкания обмотки или выводной клеммы на корпус и на отсутствие межвиткового замыкания. Для проверки обмотки на отсутствие обрыва необходимо конец обмотки отсоединить от щеткодержателей и соединить его и клемму Ш с контрольной лампой. При отсутствии обрыва лампа должна гореть. Для проверки обмотки возбуждения и выводной клеммы на отсутствие замыкания на корпус необходимо наконечники контрольнон лампы соединить с клеммой Ш и корпусом генератора (см. рис. 97). При отсутствии замыкания лампа гореть не должна. Необходимо следить, чтобы во время проверки наконечник провода обмотки, отсоединенный от щеткодержателей, не касался корпуса генератора.

Обмотки возбуждения на отсутствие межвитковых замыканий следует проверить при помощи омметра (лучше всего на приборе ППЯ-5). Обшее сопротивление соединенных последовательно четырех катушек должно быть 17,48—19,32 Ом.

Если в результате проверки обнаружится обрыв обмотки, замыкание на корпус или межвитковое замыкание, нужно убедиться, где находится неисправность. При невозможности устранить повреждение

без перемотки катушки заменяют. Для снятия неисправных катушек с корпуса генератора необходимо сделать метки на полюсах и корпусе генератора с тем, чтобы при сборке устанавливать полюсы на места, откуда они были сняты; при помощи прессотвертки вывернуть винты, крепящие полюсы к корпусу и снять полюсы; снять катушки с полюсов.

Установка новых катушек на полюсы должна быть свободной, без применения значительных усилий во избежание повреждения обмотки. Установка полюсов в корпус должна производиться по меткам. Головки винтов после затяжки закернивают с двух сторон. Щетки заменяются, если имеются трещины, сколы и другие механические повреждения, отсутствуют щеточные провода, если высота щетки в результате износа менее 17 мм, а поверхность щетки насыщена маслом. Перед установкой новых щеток их следует притереть к коллектору. Притирка выполняется па специальном приспособлении, состоящем из крышек генератора, укрепленных на панели. Для притирки нужно проволочным крючком оттянуть рычаг щеткодержателя и между щеткой и коллектором ввести полоску мелкой стеклянной бумаги абразивной стороной к щетке. Затем, отпустив щетку, протаскивают полоску против направления рабочего вращения якоря до тех пор, пока щетка не будет прилегать к коллектору. При движении по направлению вращения щетку следует приподнимать.

Изолированные щеткодержатели проверяют при помощи контрольной лампы на отсутствие замыкания на крышку со стороны коллектора.

При исправной изоляции лампа гореть не должна. Неисправную изоляцию или крышку в сборе заменяют. Щетки в щеткодержателях должны передвигаться легко, без заедания. Шарикоподшипники не должны иметь заметного люфта. Радиальный люфт в шарикоподшипниках допускается не более 0,1 мм. Изношенные шарикоподшипники заменяют новыми.

объема закладывают свежую консистентную смазку ЛЗ-158 (ВТУ ТНЗ № 100—61) пли соответствующую ей по свойствам. На вал якоря со стороны шкива надевают упорную чашку и запрессовывают до упора подшипник в сборе с крышкой. Якорь в сборе с крышкой вставляют в корпус генератора и собирают крышку со стороны коллектора с фланцами, сальником и шарикоподшипниками. Сальник должен быть промыт и пропитай маслом, шарикоподшипник на 2/3 объема заполнен консистентной смазкой. Установив в корпус генератора крышку со стороны коллектора, стягивают крышки с корпусом стяжными болтами, проверяют легкость вращения якоря, затягивают и зашплпнтовывают гайку крепления подшипника со стороны коллектора. На вал со стороны привода устанавливают шпонку, напрессовывают шкив генератора, надежно затягивают гайку крепления, устанавливают прокладку и фланец крышки со стороны коллектора. Затем вставляют щетки в щеткодержатели, привертывают к щеткодержателям наконечники щеточных канатиков и обмотки возбуждения и динамометром проверяют давление пружин на щетки. Во время проверки под щетку подкладывают полоску бумаги и, постепенно оттягивают динамометр, пытаются протянуть полоску. В момент, когда полоска бумаги начнет двигаться, отмечают показания динамометра. Прижимное усилие щеточных пружин должно быть 650—1300 гс. Установив защитную ленту, генератор обкатывают на стенде в течение 5—10 мин без нагрузки при 2000 об/мнп После обкатки на холостом ходу генератор должен проработать под нагрузкой 5 мин. Нагружать генератор следует постепенно, начиная с 0 до номинального значения тока. По окончании обкатки проверяют техническую характеристику генератора.

Реклама